В осенние дни октября Зинаида Ивановна Дубинина отмечает юбилей. Подкрался солидный возраст и к ней, этой очень интересной и замечательной женщине с молодой душой. Что ж, навестить её гостиную — повод немаловажный…
«Сама я родом из Центральной России, нижегородская, жили мы в селе Воскресенское, — охотно вспоминает генеалогические корни Зинаида Ивановна. — Земли были у нас малоплодородные, поэтому крестьяне больше занимались различными ремёслами. Дед, Сергей Матвеевич Офелин, был портным, отец Иван Сергеевич — плотником». — «А учителя у вас в роду были?». — «Были. Дядя, известный в Царицыне, как тогда назывался нынешний Волгоград, учитель математики, его даже сам губернатор приглашал на обед. Тётя была деревенской учительницей. Но в основном предки мои занимались, как тогда говорили, отхожим промыслом…».
Интересные корни несёт в себе фамилия Зинаиды Ивановны. Ведь офелий (афелий) — это астрономическая точка планетного пути, противоположная перигелию. Вполне солидная фамилия. Впрочем, Дубинина — это всё же крепче и по-земному основательнее. Отец Зинаиды Офелиной мог и валенки скатать. Это и привело его в Сибирь. Когда Зине было шесть лет, семья переехала в Омскую область.
— В Калачинске мы жили. Подрастая, я стала прикидывать будущую профессию. Получалось — или врач, или учитель. И поступила в пединститут. А потом на Дальний Восток по распределению направили. Поехала с удовольствием: мне и самой хотелось новые земли посмотреть. Так и попала в Артём. Здесь моим местом работы на полтора десятилетия стала 17-я школа. Это был 1954 год…
Школой тогда руководил Владимир Филиппович Пащенко. Принял он молодую учительницу географии просто замечательно. Вернее, учительниц, в 17-ю школу они вдвоём с Ниной Орловой попали. Опекал директор-фронтовик девушек, учил. Хороший был человек, вдумчивый. Потом, когда его заведующим гороно поставили, директором стал другой учитель-фронтовик, Медведев.
— В шахтёрское общежитие нас Пащенко устроил. Директор шахты Алексей Михайлович Матвеев нам не мог бесплатно уголь отпускать, это для учителей было не положено, но Владимир Филиппович договаривался, и мы втроём (с ним вместе) ходили за углём, остатки его из вагонов выгребали…
А в школе работать было интересно. После уроков устраивали вечера, с учениками ходили в походы, и непонятно было там, кто кого водил. На Хасан ездили, в посёлок Пограничный на заставу, разбирались с историей нашей Шевелёвки, на Пидан восхождение делали…
В Артёме и судьбу свою Зинаида Офелина нашла — студента-энергетика Виктора Дубинина. Это тот самый Виктор Николаевич, который в нашем городе долгое время электрическими сетями руководил. Он и сейчас рядом с ней. Есть место в их доме и внукам.
— Наверное, и среди известных людей ваши воспитанники есть?
— Да, я своими учениками могу гордиться! Нелли Григорьевна Мизь, Неля Середа, давно уже стала известным краеведом, мы её музей во Владивостоке посещали. Виктория Ивановна Папуша сейчас в 6-й школе работает. Виктор Спиридонович Гордиенко, полковник, в ракетных войсках служит. Виктора Васильевича Горчакова, председателя Приморского Законодательного Собрания, я учила, известный наш писатель и журналист Михаил Алексеевич Матвеев был моим учеником, его старший брат Александр тоже…
— А сколько у вас учительского стажа?
— Не так уж много, тридцать лет всего… Пятнадцать лет в 17-й школе и столько же — в шестой. Ольга Александровна Марова там тогда директором была. Я и после ухода на пенсию ещё четыре года в этой школе организатором работала. Горло вот стало сдавать, а то и сейчас бы школу не бросила. Подруга-то ещё в школе трудится…
Беседуя с Зинаидой Ивановной, я невольно восхитился отношением нашего старшего поколения к работе: 30 лет трудового стажа — считается мало! Они всегда активны — такова их жизненная позиция. Они неравнодушны. Отличник народного просвещения РСФСР Зинаида Ивановна Дубинина никогда не страдала равнодушием! И характером в учителя пошли и многие её воспитанники.
— Виктор Григорьевич Заводинский, профессор, доктор наук, приехал однажды из Хабаровска. Разумеется, навестил свою бывшую школу, — продолжает рассказ Зинаида Ивановна. — А мы как раз тогда проблему решали: памятник Пушкину мог быть уничтожен! Стоял он в маленьком неухоженном парке на 17-м километре, а там торговлю учинили. Это рядом-то с Пушкиным! Они на памятник тряпки какие-то для просушки навешивали! А потом его, пополам расколотого, в канаву забросили. Надо было спасать поэта! Школьные рабочие памятник склеили, побелили. Когда показали его Заводинскому, Виктор сказал категорически: «Реставрировать надо!». И помог обратиться к скульптору Э.В. Барсегову. Эдуард Владимирович от нашей побелки Пушкина очистил — оказывается, такие парковые скульптуры не белят! За лето он привёл поэта в порядок. Потом года два мы деньги собирали, чтобы его на постамент поставить. Теперь он достойное место на школьном дворе занимает.
— В воскресенье в 17-й школе мероприятие проводим, — вступает в разговор Ольга Григорьевна Коротеева, подруга Дубининой и тоже учительница. — Четыре года исполнилось, как он во дворе школы красуется!
«Зинаида Ивановна, вы по-прежнему остаётесь человеком неугомонным!». — «Конечно! Времени только не хватает. Рубцовым занимаюсь. У него этот год юбилейный — 75 лет со дня рождения…».
Поэт Николай Рубцов — это особая тема в жизни подруг. Она вошла в их жизнь вместе с новым тысячелетием. В мятежные 90-е годы прошлого века эти женщины задумались: как дальше жить? Отдушину нашли в творчестве Пушкина. Спасение для души. В городской библиотеке имени Крупской Пушкинскую гостиную организовали. Много там интересных встреч состоялось, связанных с творчеством великого поэта. Я это знаю не по наслышке, сам активно участвовал. Интересные люди собирались в зале искусств библиотеки, где хозяйка — работник этого книжного храма Василина Яковлевна Костючок. Потом умами и душами подруг завладел поэт нашей эпохи — Николай Михайлович Рубцов. Они даже «творческую ось» провели: Пушкин — Есенин — Рубцов…
— В этом году мы, как всегда, в январе юбилей поэта отмечали в библиотеке, а потом «рубцовскую осень» в дубовой роще на поляне провели… Шесть членов Союза писателей России участие приняли: приехал из Владивостока Борис Васильевич Лапузин, Сергей Викторович Пастухов тоже был, Елена Александровна Муковозова… Наша артёмовская Вера Гундарева, естественно, присутствовала. Сергей Барабаш был, Александр Киреев давно с нами дружит…
Рисует Зинаида Ивановна картины маслом на рубцовские мотивы. «Взбегу на холм и упаду в траву…» Этот холм на полотне в её квартире тоже изображен. А Ольга Коротеева слайдовый фильм по Рубцову сделала. На фоне песни поэта, исполняет которую Владимир Ивашов. А в школе Людмила Александровна Ламихина, литератор, мероприятия по Рубцову готовит. Её класс оборудован словно музей поэта.
— Зинаида Ивановна, а вот если я вас спрошу: каков девиз у вас?
— Девиз? «Россия, Русь, храни себя, храни!».
— А может, лучше другая рубцовская фраза подойдёт: «За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»?.
— Конечно! Но прежде — Родина… А вообще-то, просто жить надо по-человечески, по-божески…
…Этот разговор в гостях у юбилярши, пожалуй, лучше всего завершить репликой, которую вовремя и с каким-то скрытым сильным чувством произнесла Ольга Григорьевна: «Зинаида Ивановна — верная подруга! В её семье всегда и помощь, и поддержку найдёшь!».
Автор: Борис Захаров
Кто вы, артёмовский шериф?
Категория:
Персона
Полвека за баранкой
Категория:
Персона
На вернисаже как-то раз…
Категория:
Парк культуры
Каждый палец на учет
Категория:
Статьи
Виват, студенчество
Категория:
Поколение нового века