Главная » Статьи » Не отступая от правил

Не отступая от правил

Не отступая от правил

Первый вопрос, который задают ученики автошкол, придя на занятие к инструктору по вождению, звучит так: «А сколько надо взять у вас уроков?». Вопрос нелепый и порой вызывает раздражение, но инструктор терпеливо разъясняет: «Все зависит от ваших индивидуальных способностей». И это действительно так. На успех обучения влияют многие факторы: наличие первоначальных навыков, быстрота реакции и восприятия новой информации, возрастная категория. По закону кандидат в водители обязан отъездить 52 часа. Как показывает практика, большинству учеников этого недостаточно…

Инструктор по вождению с 15-летним стажем Илья Алехин проводит для нас экскурс в свою профессию. Мы садимся в учебный автомобиль и едем на центральную автобусную остановку за учеником. Занятие начинается в 8:30. К этому времени в районе остановки скапливается несколько учебных авто, принадлежащих разным автошколам и учебным центрам. Каждому учебному учреждению принадлежит несколько машин с автоматической коробкой передач и несколько — с механической. Кроме того, «автоматы» есть с правым рулем и с левым. Собственно, каждый ученик может выбирать, на какой автомашине ему обучаться и сдавать экзамен в ГИБДД. Но… В школах рекомендуют освоить «механику», так как считается, что сотрудники ГИБДД на экзамене более благосклонны к тем, кто научился ездить на «коробке». Мужская половина человечества довольно быстро осваивает этот вид управления, женщинам сложнее… Вообще, в процессе обучения каждый ученик учится ездить на обеих авто.

Ученик опаздывает. «Если он не придет или не позвонит сейчас, придется принимать меры», — говорит инструктор. Меры у каждого свои. Кто-то из инструкторов просто не записывает больше к себе злостных «уклонистов», кто-то заранее берет деньги за занятие, и при неявке кандидата деньги эти ему не возвращаются. У инструктора может быть много уловок, чтобы дать понять нерадивому ученику, что время для всех дорого. Как правило, уроки вождения каждого преподавателя расписаны на несколько дней, а то и недель вперед. При неявке ученика полтора часа теряются напрасно, то есть машина простаивает. Это создает понятные неудобства для инструктора. Соответственно, отношение к ученику будет уже иным. Ответственные люди, задерживаясь, звонят инструктору и предупреждают об опоздании. Но занятие не продляется. Опоздал — значит, урок сократится на такое же время, потому что следом идет другой ученик.

Наш «чайник» Гена, парнишка 18-ти лет, явился спустя 15 минут от назначенного ему времени. Извинился. У него первое занятие, поэтому инструктор предлагает ему присесть на пассажирское сиденье, и мы едем на «тихую» дорогу в районе с. Кневичи, а точнее, в старый аэропорт. Это излюбленное место почти всех инструкторов — посторонних машин нет, относительно безопасно. Ученик пересаживается за руль, и начинается вводный инструктаж: приборы управления на панели, их назначение, принцип работы автоматической коробки передач, обязательные требования для безопасного вождения и т.д. Гена явно скучает. Он четко дает понять, что ему уже давно все это известно, и ничего нового он из монолога преподавателя не узнал. Наблюдая такую реакцию, а она, кстати, характерна для 50% учеников обоих полов, Илья решает сменить тактику: «Вижу, тебе все понятно, тогда поехали». Гена, вальяжно придерживая рулевое колесо правой рукой, трогается с места. За пару секунд он совершил четыре грубые ошибки, за которые его сразу выгнали бы с экзамена: не пристегнул ремень безопасности, не включил фары, не показал левый поворотник перед началом движения и неправильно расположил руки на рулевом колесе. Любимая фраза сотрудников ГИБДД: на дороге мелочей нет. Поэтому ученику придется заново прослушать инструктаж. Гена притих и стал внимательней. Теперь занятие пошло в нужном русле.
Это типичная ситуация. Молодым людям кажется, что они умеют водить, пару раз посидев за рулем отцовского автомобиля и проехав по ближайшей к дому улице. Есть среди них, конечно, способные кандидаты в водители, но те и ведут себя не вызывающе. Большинство же, не имея представления о тонкостях вождения, «включают» профи, но, как показывает практика, инструктор быстро ставит таких на место. Пришел учиться — учись!
Занятие продолжается. Исправив ошибки, Гена ведет машину. Едет ровно и уверенно. Значит, можно выехать с пустынной дороги на более оживленную. Мы направляемся в Артем. Инструктор начеку, по ходу сообщает ученику, на что нужно обращать внимание при движении, как и когда пользоваться боковыми зеркалами и зеркалом заднего вида, когда притормаживать, добавлять газ, включать поворотники. Гена быстро схватывает и впитывает информацию, с такими учениками проблем, как правило, не возникает.

Следующее занятие Илья проводит с Ириной Дмитриевной. Это спокойная женщина 57-и лет. Всю жизнь она пользовалась автомашинами только в качестве пассажира. Но жизнь складывается по-разному и часто не так, как нам бы хотелось. Год назад Ирина потеряла супруга. Машина его так и стоит в гараже. Скорбь осталась, но жизнь-то продолжается. В Кипарисово находится дача. На общественном транспорте добираться далеко и неудобно, да и урожай весь на себе не унесешь. Вот и решилась женщина сесть за руль, на своем авто все-таки сподручней. Сегодня у нее четвертое по счету занятие. Она прилежная ученица: удобно села, пристегнулась, запустила двигатель, проверила зеркала, включила фары. Инструктор дает команду к движению. Ирина Дмитриевна бодро трогается с места, Илья тут же давит дублирующую педаль тормоза. Ученица с недоумением смотрит на него, в глазах немой вопрос. «Ну как же так, Ирина Дмитриевна, — спрашивает Илья, — вы же тронулись с места, не убедившись, что сзади никто не едет, и поворотник не включили!». Женщина всплеснула руками, мол, вот недотепа! Повторная попытка — все удалось. Дальше — поворот направо. Она все делает правильно, но руль выкручивает очень медленно, как на прогулке. Преподаватель подгоняет, но ученица не реагирует, и, соответственно, машина не помещается в свою полосу, наполовину заняв чужую. Инструктор контролирует ситуацию, помогает завершить маневр, вернув авто в нужный ряд. Дальше идет маленький ликбез о том, что положение было небезопасно, каковы причины и как этого больше не допустить. Занятие проходит спокойно, если не считать момента, когда лихой, спешащий куда-то водитель подрезал учебную машину, создав в салоне нервозность.

Здесь стоит сделать небольшое отступление. Многих автолюбителей раздражает присутствие на дорогах учебных автомашин. Почему? Ответ прост: практически все, у кого на крыше нет знака «У», ездят с нарушением правил. Несоблюдение скоростного режима, невключение поворотников при перестроении, неправильное маневрирование и т.д. «Учебки» же передвигаются строго по ПДД. Цель любого инструктора — подготовить ученика к сдаче экзамена в ГИБДД. Принимается экзамен очень строго. Для учебных машин максимально допустимая скорость передвижения — 40 км/ч. И попробуй превысь хоть на 1 км! Естественно, для водителя, идущего на скорости 70 км/ч, учебная машина создаст помеху. Адекватные люди относятся к ученикам за рулем с пониманием, где-то даже уступят дорогу, пропустят. Но таких — единицы. В основном реакция негативная. Кто-то даже не ленится открыть окно, чтобы разразиться нецензурной бранью в адрес инструктора, мол, тебе, что, ездить больше негде? Надо понять одно — учебные автомашины ездят там, где сотрудники ГИБДД проводят экзамен, а это значит — везде! Полицейский на экзамене может в любой момент дать команду повернуть на любую дорогу, включая не только боковые улицы, но и центральную часть города. Нетерпимое отношение к ученикам за рулем никому не несет ничего хорошего, а наоборот провоцирует начинающего водителя на ошибки.

Нередко происходят курьезные ситуации, и со стороны это выглядит как недосмотр инструктора, но на деле исправить уже ничего нельзя. Например, мы были свидетелями того, как ученица выполнила поворот со второстепенной дороги на главную. Ей была дана команда повернуть направо. Она показала правый поворотник, убедилась в том, что помех нет и начала поворот… в левую сторону. Причем сделала это так резко, что исправлять положение было уже поздно, — один момент, и мы на главной дороге. Проезжающий мимо водитель покрутил пальцем у виска. Он, конечно, прав, но ситуации бывают разные. Ученики нередко путают поворотники, педали газа и тормоза, из-за волнения едут не в ту сторону, куда было сказано, резко тормозят, не могут одновременно следить за движением машин и пешеходов, теряются при отсутствии на трассе разметки и т.д. Следует также делать скидку на возраст. На практике замечено, что люди старшего возраста (40-60 лет) воспринимают новую информацию не так легко, как молодежь. К тому же быстрота реакции уже не та. Им сложно овладеть элементарными навыками, но они имеют право учиться управлять автомобилем.

Третья ученица — 25-летняя Даша. Она четко выполняет команды, не нуждается в напоминаниях, сама задает вопросы, если ей что-то непонятно. В общем, не ученица, а золото. Единственное «но» — это долгая оценка ситуации. Например, при выезде на главную дорогу девушка в нерешительности: успеет — не успеет, пока не слишком приблизился другой автомобиль. Ей пока трудно сопоставить расстояние и скорость, поэтому она принимает решение подождать. В это время стоящий сзади автомобилист с раздражением жмет на клаксон. Даша начинает нервничать. Инструктор успокаивает ее: «Если не уверена, что успеешь, лучше подожди, а на других не обращай внимания, твоя жизнь дороже». Со временем Даша научится оценивать положение, у нее для этого есть все необходимое: светлая голова, чувство самосохранения, уровень знаний. Ей просто требуется время для отработки практических навыков, чтобы принимать правильные решения за долю секунды.

Следующая ученица — Вероника, ей 22 года. Довольно бойкая и самоуверенная. Она, как в анекдоте, уже почти умеет хорошо водить, потому что громко и критически комментирует действия других водителей на дороге: «Ну, куда ты лезешь? Вот идиот!». Справедливости ради надо сказать, что Вероника не совершает грубых ошибок, действует довольно уверенно. Но у нее другая проблема — при отработке упражнений на автодроме у нее не получается параллельная парковка задним ходом. Она возмущается: «Ну, кто это придумал? Зачем ехать задним ходом, если можно заехать передом? Да я никогда в жизни не буду так парковаться!». Тем не менее, упражнение надо выучить, так как оно входит в обязательную программу. Мы делаем семь кругов по автодрому. Где-то на четвертом круге получилось лучше, а к концу занятия все стало понятно и легко.

Последний ученик Паша сел в машину в 17 часов. Мы движемся от ГИБДД к прокуратуре. Подъезжаем к светофору на перекрестке, намереваясь повернуть направо. Дополнительная секция светофора, разрешающая движение направо при общем запрещающем сигнале, не работает. По правилам, в такой ситуации двигаться направо нельзя. Ученик, как и положено, останавливается перед поворотом, намереваясь дождаться общего зеленого сигнала. Не тут-то было. Сзади раздаются нетерпеливые гудки. Водители привыкли, что в этом месте горит дополнительная секция, и даже если она не работает, они, не обращая на это внимания, совершают поворот. Но задача инструктора — научить ученика ездить с соблюдением правил, а значит, сейчас ехать нельзя. Спустя 10 секунд уже несколько машин сигналят сзади. Кто-то высунулся из окна и кричит. Паша предлагает: «Давайте уже поедем, они же все равно не угомонятся». Илья дал добро, но предупредил, чтобы на экзамене тот не поддавался на провокации. Мы трогаемся. Раздраженный водитель, стоявший за нами, обгоняет и, гневно глядя на нас, что-то говорит за поднятым стеклом. Хорошо, что он его не опустил. Мы и так поняли, куда он порекомендовал нам отправиться…
Каждодневная работа инструктора по вождению напряженная и нервная. Здесь не расслабишься, несмотря на усталость. Это ответственность за себя, ученика и других участников движения. Описать все нюансы этой профессии не хватит нескольких страниц.

Дата публикации материала: 28-09-2012

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки