На главную
Реклама
Главная » Статьи » Парк культуры » Линия жизни киномана

Линия жизни киномана

Вот и появился повод встретиться с Сергеем Славгородским — заведующим выставочным центром «Галерея». Встретиться и поговорить о прошлом, настоящем и будущем. Ведь у него юбилей — 55-летие. Самое время подвести промежуточные итоги и оглянуться на пройденный путь. Сергей вырос в семье военнослужащего. Отец — Николай Тимофеевич — был комендантом   гарнизона, расположенного под Спасском. Мама — Любовь Кузьминична — директором клуба в том же гарнизоне. Казалось, мальчишке на территории воинской части развлечений хоть отбавляй. Но при всем богатстве выбора  Сергей выбрал не казарму и не спортивный городок, а клуб.  В библиотеке клуба: подшивки журналов, среди которых — «Советский экран», и полки с книгами, среди которых фантастические романы. И еще субботние киносеансы в зале клуба. Так, собственно, и определилась его будущая судьба.  Конечно, впереди еще были средняя школа и школа искусств по классу рисования. Затем факультет журналистики Дальневосточного университета и служба в армии. Но две главные ипостаси — кино и фантастика — уже прочертили линию  жизни Сергея Славгородского на много лет вперед. Впрочем, об этой линии лучше всего расскажет он сам.

— Сергей, а когда  ты приехал в Артем и с чем это было связано?

 — С 5-го курса университета я ушел в армию. Видимо, эта встряска была мне необходима. Пока служил срочную службу, родители переехали в Артем. Сюда я и вернулся в 1985 году, восстановился в университете на заочное отделение и устроился на работу в кинотеатр «Шахтер» методистом. В принципе, все сложилось для меня наилучшим образом.

— В каком смысле?

— В прямом. Именно с того времени у меня, как говорится, все и пошло. В кинотеатре организовал клуб «Кинофант», благодаря которому и приобрел новых друзей в незнакомом мне городе. Стал ведущим первых городских конкурсов красоты. Попробовал себя как актер, в постановке спектакля. Стал писать кинообзоры и кинорецензии в городскую газету. Все начало цепляться одно за другое. О нашем клубе «Кинофант» узнали в крае, и Приморское телевидение пригласило меня на интервью, после которого мне было предложено вести программу «Час о кино». Она  выходила в течение десяти лет, и ее до сих пор помнят. Моя работа в кинотеатре «Шахтер» совпала с очень интересным временем. Начиналась перестройка. С полок доставались некогда запретные фильмы, и народ шел в кинотеатры валом. 

— Ну а что, на твой взгляд, собой представляет современный кинопрокат?

— Прежняя система рухнула под массовым напором доступной видеопродукции, развитием кабельного и эфирного телевидения, интернета. Развалился централизованный кинопрокат, который давал возможность подбирать фильмы для абсолютно разных аудиторий. На смену пришел чистый прагматизм. Сегодня  кинопрокатчикам приходится решать не творческие, а экономические задачи — чтобы денег хватило на закупку фильмов и чтобы эти фильмы оправдали затраченные средства. Фактически закупается то, что рекламируется на центральных телеканалах и гарантирует кассовый доход. Российских фильмов катастрофически мало. Сегодня совсем другой большой экран.

— Почему в литературе ты выбрал фантастику, и она сопровождает тебя всю жизнь?

— Наверное, потому, что первой книгой в моей жизни была именно фантастика. Мне неинтересно читать книги, в которых нет ничего необычного. Но и не люблю, когда необычного слишком много. Поэтому читаю именно фантастику, а не фэнтэзи. Я выбрал фантастику «ближнего прицела». Это сталинская фантастика, отрезка 30-50-х годов. Именно тогда Сталин сказал: «Нечего на звезды смотреть, на Земле дел много». Вот в соответствии с этим заветом и писали фантастические романы — об освоении Арктики, о радиоуправляемых тракторах. Естественно, среди героев обязательно были иностранные шпионы и так далее. То есть авторы заглядывали лет на пять вперед, поэтому она и называется «ближнего прицела». Современная же фантастика написана посконным языком. Такое впечатление, что ее пишет один автор. Сплошные стрелялки, антиутопии, звездные войны. Ничего позитивного. Зачем мне это?  Проблем и негатива в реальной жизни хватает. А фантастика «ближнего прицела», конечно, в чем-то наивна, и изобретения в ней смешные, но она написана добротным языком, и самое фантастическое в ней — это отношения между людьми. Они были идеальными. И вот этот сплав человеческих отношений, шпионских приключений и фантастической изюминки дает именно то, что мне интересно. Для меня это осталось идеальным временем.

— Основная твоя профессия — журналист. Так написано в дипломе. Почему по специальности не стал работать?

— Почему же не стал?! Всегда сотрудничал и сотрудничаю по сей день с газетами. Просто я в журналистике выбрал свое направление — культура и кинообозрение. Но материалы про фабрики и заводы в начале творческого пути тоже писал. Вот помню про передовую бригаду на мебельной фабрике написал. Что они работают  хорошо и очень ловко вбивают шурупы в мебель. Потом выяснилось, что шурупы надо в мебель вкручивать, а не вбивать. Короче, выдал их передовую тайну и вернулся к тому, в чем хорошо разбираюсь.  

— Сегодня ты работаешь заведующим выставочным центром «Галерея»…

— Так как «Галерея» — это отдел муниципального учреждения, то правильней будет сказать, что я функционирую.

— Понятно. Но, тем не менее, видно же,  что тебе это функционирование интересно.

— Конечно, интересно. Но это и непросто — регулярно проводить выставки художников. Выставка для художника — это 30-40 новых картин. В таком ритме у нас никто не работает. Поэтому своих художников можно выставлять раз в три-четыре года. Все остальное нужно искать по краю. Причем у отдельно взятых особо заслуженных художников бывают иногда настолько завышенные требования к условиям выставки, что мы их просто не можем выполнить.  А в то же время  бывают и большие удачи, которые доказывают, что высокие звания — это не гарантия того, что на выставку придут. Как пример, прошедшая  выставка молодых креативных  ребят «Захар и Вася». Их картину я случайно увидел на морвокзале во Владивостоке, созвонился и предложил выставиться у нас в «Галерее». Это своеобразная ироническая живопись. Она вообще не вписывается в классические представления. Даже одно название картины «Как дети бросают утюг в канализационный люк» о многом говорит. Но на выставку пошла молодежь. Без всякой рекламы. Такого массового посещения у нас до этого не было.

— Ты проработал в индустрии кино, был ведущим на телевидении и радио, причем — краевых, по профессии — журналист и при всем этом небесталанный. А почему из Артема не вырвался? Ведь, как утверждают философы, человеку в жизни обязательно дается один шанс для реализации своего предназначения, и он должен его разглядеть. Был такой шанс?

— Ну, вот пример. Поехал я в 91-м году на международный кинофестиваль в Москву. Приморский кинопрокат оформил мне аккредитацию, а краевое телевидение — сопроводительное письмо в «Останкино». Это давало возможность периферийным журналистам подготовить сюжет для своих компаний. «Останкино» для этой цели предоставляло съемочную группу, и ты с ней ехал, куда хотел. Я узнал, в какой день будет на фестивале Софи Лорен. Но пока мы ехали по московским пробкам, то увидели только шлейф от ее платья. Навстречу идет Леонид Филатов. Я представился. Он не смог отказать парню из Приморья, и интервью получилось. Кстати, наверное, одно из последних в жизни актера. На «Останкино» просто из любопытства просмотрели материал и предложили мне остаться работать. Но как только я представил, что не вернусь домой и останусь один в Москве, меня начало потихоньку колотить, и я отказался. Возможно, это и был тот шанс, о котором ты говоришь. Но я не жалею об этом, потому что напрочь лишен честолюбия.

-Ты интересуешься политикой?

— С некоторых пор — да. Смотрю почти все политические дебаты на центральных телеканалах. Это для меня как сериал. 

— Но ведь там постоянно присутствуют одни и те же лица!

-Так это и есть главный принцип телесериалов — времена меняются, а герои — нет.

— А, к примеру, присоединение Крыма? Ведь это совсем не сериал, а серьезное политическое решение.

— Вот как раз про Крым у меня есть четкое  убеждение. Крым мобилизовал страну. Если бы его не было, то его надо было бы придумать. И более того, и это уже сугубо личное. Я никогда себе не ставил какие-то конкретные цели, но сегодня у меня есть цель — увидеть Крым. Добраться до Крыма. В моей любимой старой фантастике почему-то постоянно упоминается Крым. И большинство старых советских фильмов снималось в Крыму. И когда я их пересматриваю, буквально возникает чувство какой-то реинкарнации. Что-то меня с ним связывает. Что-то сакральное. Я обязательно должен там побывать, пока он сохраняет образ советской эпохи и не застроен современной архитектурой из стекла и бетона. 

— Что ты не любишь больше всего?

— Больше всего не люблю невежество. Каждый должен иметь в жизни гуманитарный запас. Если ты живешь в этой стране, то должен знать ее историю и литературу. Отсутствие этих знаний и порождает невежество. Мне не нравятся люди ленивые и нелюбопытные.  Все должно развиваться через препятствия. Если человек не читает книги, то у него и слишком бедный словарный запас, и слабо развито воображение. Век смартфонов делает свое дело. Если говорить глобально, то дело даже не в отдельной стране, а в цивилизации. Интернет сделал нас открытыми миру, но он отбил развитие нашего воображения. С развитием технологий мы выплеснули какого-то ребенка.

— Но это ведь касается и твоего любимого кино, его создание сегодня немыслимо без применения новых технологий.

— Конечно. Еще великий Феллини предсказал, что «кино зародилось как аттракцион, а потом превратилось в искусство, но через несколько десятилетий оно снова превратится в аттракцион». И это предсказание уже сбылось именно благодаря развитию технологий.

— Оглянувшись назад, ты можешь как-то оценить свой жизненный путь?

— Человек должен понимать свое предназначение в жизни, и тогда он будет счастлив. Вот я не стал ни писателем, ни журналистом, ни художником. Но занял свою нишу, не чужую, и это главное. У меня нет цели кого-то учить, но если нужны мои знания и опыт, то я их отдаю. Вот такое, наверное, предназначение.

С юбиляром беседовал Дмитрий ПОДОЛЬСКИЙ,

фото из архива Сергея СЛАВГОРОДСКОГО. 

Дата публикации материала: 18.03.2016

 

Оставить комментарий

Вы должны авторизироваться чтобы оставлять комментарии.

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки