На главную
Реклама
Главная » Статьи » Парк культуры » Из варяг — в космос

Из варяг — в космос

Минувший 2016-й, как известно, был Годом российского кино. А потому его итоги особенно значимы. Да и подводились они в этот раз долго и тщательно. Официальная передача эстафеты от Года кино к Году экологии произойдет в марте. Так что мы хоть и припозднились, но не опоздали… Чего все ждали от Года кино? Кинематографисты ждали финансовой и законодательной поддержки — от государства, а также любви — от своих зрителей. Зрители, соответственно, ждали просто хороших фильмов от родных кинематографистов. И каждому втайне мечталось, что в кассовые лидеры выбьется, наконец-то, наше российское кино. Оправдались ли эти ожидания? Давайте разберемся, что получилось на выходе…

 

Успехи года

Намеренно не буду анализировать голливудскую кинопродукцию. Здесь все неизменно: убогость драматургии, как всегда, компенсировалась пиршеством спецэффектов. Еще круче, еще размашистей, еще бестолковее — и готово то самое «попкорновое» зрелище, которое заняло верхние места по итогам кассовых сборов. Ведь большинство кинозрителей ходит нынче в кинотеатры только для того, чтобы отвлечься от проблем и развлечься визуальной картинкой. Причем по обе стороны океана предпочтения примерно одинаковые, что наглядно видно по этим итоговым «пятеркам»:

 

Самые кассовые фильмы мирового проката:

  1. Первый мститель: Противостояние
  2. Изгой один. Звездные войны
  3. В поисках Дори
  4. Зверополис
  5. Книга джунглей

 

Самые кассовые фильмы российского проката:

  1. Зверополис
  2. Тайная жизнь домашних животных
  3. Дэдпул
  4. Отряд самоубийц
  5. Экипаж

 

Самые кассовые фильмы артемовского проката:

  1. Тайная жизнь домашних животных
  2. Отряд самоубийц
  3. Зверополис
  4. Ледниковый период: Столкновение неизбежно
  5. Дэдпул

 

Чуда не случилось. По-прежнему в прошлом году правили бал голливудские  мультики про зверюшек и кинокомиксы про супергероев. Иначе и быть не могло, поскольку именно они брали кассу в дни летних каникул, когда в кино выбирались целыми семьями. На фоне этой устоявшейся идиллии следует отдать респект ершистому, хулиганскому и кое-где даже неприличному «ДЭДПУЛУ» — несмотря на строгие возрастные ограничения и сортирный юмор, он сумел выбиться в лидеры как российского, так и местного проката. Американцы такого кино насмотрелись, а для нас оно еще в новинку и чем-то смогло возбудить тайники непредсказуемой совковой ментальности.

Из российских кинолент занять свое место среди кассовых рекордсменов удалось только ремейку Николая Лебедева «ЭКИПАЖ» — он повторил успех старой киноленты 1979 года, благодаря новым спецэффектам и удачной актерской команде. А Данила Козловский после «Легенды № 17», «Духлесса», «Экипажа» и «Викинга» снова подтвердил свой статус премьерного актера  и просто баловня судьбы. Надолго ли — покажет время…

На пятки Козловскому наступает еще один перспективный молодой актер Петр Федоров, сыгравший в прошлом году главные роли в двух знаковых фильмах «ДУЭЛЯНТ» и «ЛЕДОКОЛ». На постановку этих блокбастеров продюсеры пригласили двух мастеров авторского кино Алексея Мизгирева и Николая Хомерики. Но расчет не оправдался. Зрители без особого энтузиазма отнеслись и к мрачным петербургским тайнам 19-го века, и к суровым будням моряков-полярников, попавших в ледовый плен…

Впрочем, успехи российского кино одним «ЭКИПАЖЕМ» в 2016 году не ограничились. И тут самое время обнародовать мою собственную «пятерку»:

 

Самые лучшие фильмы года по оценке кинообозревателя:

  1. Дама пик
  2. Рай
  3. Ученик
  4. Экипаж
  5. Франц

 

Все картины в этой «пятерке», кроме французского «ФРАНЦА», — российские. И дело тут вовсе не в том, что я стал записным патриотом. Просто мне в равной степени приелись как пафосные голливудские сказочки об американской исключительности, так и унылые европейские психоделики о всеобщей толерантности. За рубежом бесконечно пережевывают одни и те же темы и сюжеты, но эти темы отнюдь не стали нам ближе. Зато современное российское кино, учитывая тенденции мирового искусства, постепенно осваивает новые технологии и новых героев. И хотя иногда тут не хватает чувства меры и вкуса, а на поворотах заносит — все же наши кинематографисты сохраняют некий нерв, свежесть взгляда на мир, оригинальность драматургии, а также искренность актерской игры.

«ДАМА ПИК» Павла Лунгина — как раз удачный пример симбиоза зрелищного и авторского кино. Великолепная оперно-криминальная любовная драма, насыщенная пушкинскими образами и гениальной музыкой Чайковского, смотрится на одном дыхании, а главный герой в исполнении Ивана Янковского заражает свой страстью и одержимостью. Номинированный на премию «Оскар» фильм «РАЙ» Андрея Кончаловского, при всей разности авторских подходов, обнаруживает немало общего с фильмом «ФРАНЦ» Франсуа Озона:  обе ленты сняты в стильной черно-белой гамме и затрагивают общечеловеские проблемы национальной совести и гордости, особенно актуальные в период мировых войн. Отмеченный престижной наградой Каннского фестиваля «УЧЕНИК» Кирилла Серебренникова вызвал горячее обсуждение и споры в обществе. Его юный герой, решивший манипулировать людьми с помощью библейских заповедей, постепенно переступает грань между добром и злом, превращаясь в жестокого православного фанатика и убийцу. Тема для нас предельно актуальная, если учесть, как часто в последнее время церковь, вроде бы отделенная от государства, вмешивается в нашу светскую жизнь, пытаясь запретить некоторые выставки, спектакли и фильмы (свежий пример — скандальная ситуация вокруг еще не вышедшей на экран киноленты Алексея Учителя «МАТИЛЬДА»). Кстати, «УЧЕНИК» — вместе с еще двумя заметными прошлогодними фильмами «УЧИЛКА» и «ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК» — сложился в итоге в своеобразную «школьную» кинотрилогию, которая, как мне кажется, требует активного  обсуждения среди педагогов и родителей.

Из числа других российских лент 2016 года могу посоветовать нашим читателям для просмотра лукавую притчу Николая Досталя «МОНАХ И БЕС», слегка абсурдистскую мелодраму Ивана Твердовского о женщине с хвостом «ЗООЛОГИЯ», монодраму Алексея Красовского «КОЛЛЕКТОР», а также сенсационный документальный фильм Виталия Манского об изнанке северокорейской утопии «В ЛУЧАХ СОЛНЦА». Все вышеперечисленные киноленты, так или иначе, были в центре общественного внимания и отмечены различными наградами.

Приятно отметить и прорыв российского кино на зарубежный кинорынок: фильм-катастрофа «ЭКИПАЖ» и фильм-фэнтези «ОН — ДРАКОН» с успехом прошли в Китае. Здесь же снимается продолжение «Вия» — фильм Олега Слепченко «ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ» с участием мировых звезд Арнольда Шварценеггера, РутгераХауэра и Джеки Чана. А игровой космический этюд «КОЛЫБЕЛЬ» молодого режиссера-дипломника Артура Сухонина даже награжден в Лос-Анджелесе аналогом «Оскара» в сфере научного кино. Победное шествие за границей начали исторический эпос Андрея Кравчука «ВИКИНГ» и фантастический блокбастер Федора Бондарчука «ПРИТЯЖЕНИЕ». Таким образом, наше кино потихоньку выкарабкивается из той ямы, в которую оно попало в 90-е, и становится конкурентоспособным в мировом прокате.

Всего в Год кино в России были сняты 80 игровых полнометражных фильмов, из них 27 дебютов — смена поколений в нашем кино фактически завершилась. При этом доля российского кино в итоговых кассовых сборах  осталась примерно на том же уровне 18 процентов.

Важно отметить, что Год кино стимулировал и развитие киносети. Ведь почти треть россиян до сих пор живут вдали от кинозалов. И хотя обещание правительства построить сто кинотеатров в средних и малых городах выполнено лишь частично, все же киносеть страны развивается бурными темпами. В частности, артемовский кинотеатр «Шахтер» получил грант на строительство еще одного кинозала, что, надеюсь, позволит ему заметно разнообразить свой текущий кинорепертуар за счет российских премьер.

 

Разочарования года

В принципе, за долгие годы у меня, как у кинообозревателя, уже срабатывает интуиция, какой фильм смотреть, а какой не стоит. И все же проколы иногда случаются. Были они и в прошлом году.

Двадцать лет спустя Роланд Эммерих снял продолжение своего знаменитого фильма о нашествии инопланетных НЛО на Землю. Однако фильм «ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ» лишь подтвердил давнее правило: любое продолжение всегда хуже начала. Отсутствие главного героя Уилла Смита, фальшивая игра молодых актеров и непомерный пафос свели на нет все усилия режиссера, и даже мощные спецэффекты картину не спасли.

Легкое чувство оторопи и брезгливости вызвала лирико-некрофилическая комедия «ЧЕЛОВЕК — ШВЕЙЦАРСКИЙ НОЖ» американцев Дэна Квана и ДэниэлаШайнерта. Это особенно обидно, если учесть оригинальность и позитивность замысла. Парень, попавший на необитаемый остров, стремясь побороть одиночество, вступает в дружеские отношения с… трупом еще одного парня, найденного на берегу. Причем труп по имени Мэнни умеет, пардон, не только беспрестанно пукать, но и говорить, изрыгать воду и летать. Роль трупа играет актер ДэниэлРэдклифф. Отдадим должное отчаянной смелости повзрослевшего очкарика Гарри Поттера. Но обилие физиологических подробностей и безнадежная инфантильность сгубили эту неординарную ленту.

С горечью следует признать, что в прошлом году меня и многих поклонников разочаровал Александр Сокуров — один из мэтров авторского кино, продолжатель кинематографических традиций Тарковского. В принципе, и раньше было понятно, что свои стильные, но чересчур заумные фильмы он снимает не для зрителя, а для зарубежных фестивалей. Но его последняя лента о спасении шедевров Лувра во время фашистской оккупации «ФРАНКОФОНИЯ» насторожила прежде всего странно расставленными акцентами: в лице гитлеровского генерала Вольфа Меттерниха режиссер подчеркивает цивилизованность Третьего рейха и превосходство европейской культуры над русской. При этом свой фильм он снял на иностранном языке, на что вежливо обиделся даже наш президент. А недавние высказывания Сокурова о том, что журналистов, освещающих события на Донбассе, нужно судить Гаагским трибуналом, и вовсе окончательно выявили интеллектуальный снобизм, высокомерие и самолюбование недавнего «властителя дум».

Шумную дискуссию в Сети вызвал широко разрекламированный исторический блокбастер о князе Владимире «ВИКИНГ». И дело тут даже не в том, что в русле русских исторических традиций правильнее было бы назвать картину не «Викинг», а «Варяг». Возмущение зрителей вызвано тем, что в угоду РПЦ славянское язычество в фильме показано сплошь грязным, диким и жестоким мракобесием, и только крещение Руси спасло русскую нацию от варварства. Эта беспардонная фальшь свела на нет все старания съемочной группы, а рекордный бюджет в 1 250 000 000 рублей оказался потраченным зазря…

На этом фоне приятно удивило недавнее «ПРИТЯЖЕНИЕ», бюджет которого оказался гораздо скромнее, а результат — гораздо удачнее. Федор Бондарчук умудрился упаковать в блестящую обертку фантастического блокбастера о нашествии инопланетян серьезную социальную драму. В фильме досталось всем: и гопникам, скрывающим свое невежество под маской агрессивного псевдопатриотизма «братков», и депутатам, пиарящимся с помощью дурацких законов, и нашей либеральной оппозиции, организующей недовольство в соцсетях, и нашей извечной стадности и боязни «чужака». Федя хоть и воспользовался голливудскими стандартами, но вывернул их тут наизнанку. А главное — финал фильма эмоционально тронул, вызвал желанный катарсис. По нынешним временам это редкость.

Кстати, в этом году «космическая тема» получит в нашем кино дальнейшее развитие. Альтернативным ответом голливудской «Гравитации» станут игровые фильмы «ВРЕМЯ ПЕРВЫХ» Юрия Быкова и «САЛЮТ-7: ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОДВИГА» Клима Шипенко, основанные на реальных событиях: первом выходе в космос Алексея Леонова и неудачной стыковке, чуть не закончившейся катастрофой в 1985 году. Эти фильмы, отчасти снятые в реальных условиях невесомости, обещают стать заметным событием. Таким образом, российская кинематография набирает поистине космические высоты, и нас ждет в скором времени еще немало счастливых открытий и потрясений.

Автор: Сергей Славгородский
Дата публикации материала: 22.02.2017

 

Оставить комментарий

Вы должны авторизироваться чтобы оставлять комментарии.

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки