Главная » Статьи » Парк культуры » Кино со вкусом

Кино со вкусом

В наш век бурно развивающихся технологий кино становится синтетическим искусством, частью большого, обживаемого нами всеми пространства. Кино можно снимать на смартфоны и гаджеты, показывать на стенах домов и площадях, делать арт-объектом выставочных залов. Но если вы по старой привычке опытного кинозрителя хотите погрузиться в какую-нибудь жизненную историю, оценить актерское, режиссерское и операторское мастерство, задать вопрос создателям фильма или взять автограф у проходящей мимо кинозвезды,  то вам лучше посетить приличный кинофорум. Именно такое действо разворачивается каждый год в начале осени внутри и вокруг владивостокского кинотеатра «Океан», который гостеприимно принимает участников и гостей международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого». Кстати, в этом году в нем участвовало 107 стран. И вот итоги подведены…

 

БРАТСТВО МЕРИДИАНОВ И ПАРАЛЛЕЛЕЙ

«Меридианам Тихого» совсем немного осталось до своего двадцатилетия – они прошли в приморской (точнее, теперь дальневосточной) столице уже в 17-й раз. Опробовав немало переменчивых течений, преодолев немало подводных камней и, к счастью, удержавшись на плаву, фестиваль уже накопил свой немалый опыт и свою историю. И если в начальную пору на церемониях открытия и закрытия микрофоны фонили, пленка рвалась, ведущие частенько запинались, а переводчики впадали в столбняк, то сейчас тщательно подготовленное сценическое действо проходит без сучка и задоринки. Даже скептики, ворчавшие о переносе этого действа из кинотеатра «Океан» на Приморскую сцену Мариинского театра, затихли, потому что убедились: и по площади, и по техническому оснащению, и по дизайну, и по акустике, и по участию массовки эта сцена наилучшим образом подходит для подобных церемоний. Особо хочу отметить подготовку сопутствующих видеороликов – они строго выверены, изобретательно смонтированы и визуально весьма эффектны.

Неслучайно почетный президент фестиваля, актер Сергей Степанченко, стоявший у его истоков, перед церемонией закрытия подытожил: «Нашим «Меридианам» уже 17 лет – возраст совершеннолетия. Это стройный юноша, крепко стоящий на своих ногах. Это профессионал. Вот хочется к чему-нибудь придраться – а не к чему!..». И неслучайно на самой церемонии благодарности от российских и зарубежных участников сыпались не только в адрес Владивостока, но уже и в адрес организаторов фестиваля. Трогательнее всех высказался тарантиновский любимец, голливудский актер Майкл Мэдсен, приехавший к нам третий раз: «Ваш фестиваль – самый красивый в мире. Когда у меня на родине спрашивают, зачем ты летаешь в Россию, мол, у наших стран сложные отношения, я в ответ говорю: иди-ка ты, дружок, подальше. Я сам решу, с кем у меня какие отношения. Мне кажется, Америка потеряла сердце и искренность, а когда приезжаешь на кинофестиваль во Владивосток, чувствуешь теплоту и восторг. Это часть меня, и я – его часть. «Меридианы» — в моем сердце».

И даже тот факт, что приз фестиваля за лучшую короткометражку получил фильм с говорящим названием «БРАТСТВО», тоже выглядит неслучайным. Сняла его интернациональная команда из Туниса, Швеции и Катара под руководством канадского режиссера Мириам Жубер. После просмотра я задал ассистенту режиссера Бальзам Эрроух мучавший меня вопрос:

— Почему все три брата в фильме такие рыжие и конопатые? Это только прихоть режиссера или это еще и национальная особенность Туниса?

— Да, когда Мириам встретила этих тунисских братьев, пасущих овец, она в них буквально влюбилась, настолько они были безудержно рыжие. Но, с другой стороны, такие дети в Тунисе рождаются, даже если оба родителя темноволосые. Они – дети солнца, которого в этой стране много. Но проблем в Тунисе тоже много. И главная из них, что многие тунисцы убегают в Сирию сражаться на стороне террористов, как и один из братьев. Мы долго уговаривали этих «рыжиков» сняться в кино. Зато за время съемок мы все стали братьями…

Свидетельствую – такая же демократичная атмосфера братства царила и на самих «Меридианах». Это раньше я удивлялся, столкнувшись в туалете с Роком Бриннером, или мог поперхнуться бутербродом, опознав в корейце, присевшем за мой столик, легендарного режиссера Ким Ки Дука. А сегодня запросто можно покурить в перерыве между сеансами с режиссером Владимиром Хотиненко или с членом основного жюри красавцем Ройстоном Таном из Сингапура. Или запросто выпить бокал зеленого киви-лимонада вместе с известным российским киноактером Александром Песковым в толчее фестивальной деревни, которая снова весело и разноязычно шумела с утра до полуночи на Спортивной набережной, и в которой звезды совершали «выход в люди»…

 

ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ МИСТИКА ЭКРАНА

Из года в год журналисты, аккредитованные на фестивале, пытаются вычленить главную идею или тему, проходящую через большинство фильмов. Хотя программный директор «Меридианов» Юрий Гончаров высказался в том смысле, что каждый год тема формирует себя сама. Для меня несомненно одно: в азиатских фильмах (а они составляют большинство) в той или иной степени присутствует мистическое начало, связанное с древними верованиями, с обожествлением сил природы, с темой рока, с потусторонним миром. Такая  «изюминка» мне импонирует. И в этот раз я интуитивно выбрал для просмотра подобное кино. В самой загадочной конкурсной короткометражке «ПОСЛЕДНЕЕ ПОЧТОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ», прибывшей из Бангладеш без режиссера Аунга Рахине (он мистическим образом перепутал авиарейсы), два новых почтовых сотрудника исчезают, как и их предшественники, после визита странного человека, похожего на колдуна. В полнометражной сенегальско-бельгийской ленте Мати Диоп «АТЛАНТИКА», удостоенной Гран-при в Каннах, в мистическом ключе решается актуальная для Европы тема беженцев. Парень Сулейман утонул, но после гибели является невесте в новом перевоплощении. Фильм завершается поэтичной фразой: «Твой взгляд внутри меня, и он освещает подводные глубины». Тема призрачного леса, наполненного духами, так завораживающе показанная в культовой «Тропической лихорадке» Апитчатпонга Вирасетакула, стала своего рода визитной карточкой тайского кино. В этом году она получила достойное продолжение в фильме его соотечественника Пхуттипхонга Арунпхенга «МОРСКОЙ ДЬЯВОЛ», в котором молодой рыбак выхаживает найденного в лесу незнакомца, а тот постепенно занимает его место. Оба они встречаются в той точке темного неизведанного пространства, где сходятся мир мертвых и мир живых. Отголоски иррационального можно найти и в других фестивальных фильмах – «МОЗАИЧНЫЙ ПОРТРЕТ» (Китай), «ПАТТАКИ» (Куба), «ВОПЛЬ» и «ЛИСТЬЯ ТРАВЫ» (Южная  Корея) и даже в российской картине «ВЫШЕ НЕБА», открывшей «Меридианы Тихого» и проникнутой колдовской атмосферой ночи на Ивана Купала. Тема рока присутствовала и в симпатичной короткометражке из Вьетнама «НЕ СПИ, БУДЬ ГОТОВ», изобретательно снятой одним кадром с помощью неподвижной камеры вечером на одной из сайгонских улочек. После показа я поговорил с совсем молодым продюсером фильма Ван Тхи Чаном:

— У вас в фильме за кадром разбивается мотоциклист. Когда я был в Сайгоне, то меня удивило, что при полном отсутствии полицейских регулировщиков и при крайне хаотичном движении мотоциклистов и пешеходов у вас не бывает аварий. Это так?..

— Да, там, где гуляют туристы, аварий не бывает. Но на окраинах они все-таки случаются. Мотоциклист в нашем фильме погибает, но это дает начало для основной истории, которую мы хотим рассказать в дальнейшем.

— Ага. Я так и понял, что ваша короткометражка – только пролог к полнометражному фильму. Мистика или фантастика в нем будут?

— Вы правильно поняли. Но… у нас во Вьетнаме нет понятия «фантастика». Хотя то, что вы называете «мистикой», как раз и определит дальнейший сюжет. Впрочем, это вполне правдивая история…

И после этого Ван Тхи Чан совсем непоследовательно через переводчицу попросил меня сфотографироваться с ним (странно, обычно бывает наоборот). Слегка удивившись, я выполнил его просьбу. Теперь жду фото из Вьетнама…

 

«ГОРЕЦ», СПУСТИВШИЙСЯ С ВЕРШИН

Самой ожидаемой иностранной звездой фестиваля в этом году стал франко-голливудский актер Кристофер ЛАМБЕРТ – герой российских видеосалонов

80-х, кумир моего поколения, навеки вписавший свое имя в историю мирового кино, сыграв главную роль в фантастической трилогии «Горец» (1986-1994). Я бы не простил себе, если бы не пообщался с ним и не взял автограф…

— Вопросы про «Горца» вам, наверное, порядком надоели. Спрошу про три моих любимых фильма с вашим участием. Это дуэт с Катрин Денев в фильме «Слова и музыка», дуэт с Филиппом Нуаре в фильме «Макс и Иеремия» и дуэт с живым зайцем в фильме «Заяц Ватанена». Как с ними работалось?

— Хороший у вас выбор. Меня сперва подавляла мысль, что придется заниматься любовью с Катрин Денев. Но она оказалась такая простая, а съемки такими легкими, что даже вспоминать приятно. Для меня простота – важное качество. Когда играешь с великими актерами, не надо выделываться. Что бы ты ни делал – делай для людей… В фильме «Макс и Иеремия» нам не пришлось менять ни строчки в сценарии. Это очень чувственная история. С Филиппом мы тут оказались на одной волне… А вот с зайцем было трудно. Они не поддаются дрессировке. У нас за время съемок сменилось 50 диких зайцев разного возраста. Играть с зайцами   трогательно. Но по фильму мой главный герой – это точно не я сегодняшний…

— Похвастайтесь новыми приобретениями в вашей коллекции живописи.

— В последнее время я увлекся стрит-артом. Джон Ван, Гвидо, Спиди Граффити. Это дорого. Но если я что-то хочу заполучить, я себя не контролирую…

— В отличие от своих коллег, вы человек обеспеченный, поскольку занимаетесь бизнесом – отели, виноделие, реклама часов, популярный сайт KeeWork.com. Чтобы зарабатывать, вам уже необязательно сниматься в кино. Что же вам больше приносит удовлетворение?

— Съемки в кино делают меня счастливым. Бизнесом я занялся 25 лет назад, потому что стало скучно сидеть в ожидании ролей. Бизнес и производство кино похожи. В обоих случаях важно найти деньги и создать хорошую команду для проекта. Мне это удается. Я — счастливчик. Наверное, вокруг меня много ангелов…

 

ПОБЕДА РУССКИХ МАЛЬЧИКОВ

…Ну, а в итоге главные призы фестиваля достались российским картинам, что на «Меридианах» бывает нечасто. Гран-при за лучший полнометражный фильм и приз жюри ФИПРЕССИ получил ученик Сокурова, молодой режиссер Александр Золотухин за картину «МАЛЬЧИК РУССКИЙ». Это история деревенского паренька, который ушел в 1916-м добровольцем на фронт, в первом же бою потерял зрение, но продолжил нести службу в качестве «слухача»,  прослушивая небо через огромную железную воронку и подсказывая своим о приближении вражеской авиации. Сокуров тут ощутим и в зернистости кадра, и в операторских наплывах, и в работе с актерами, и в музыке Рахманинова. Приз за лучшую режиссуру и приз жюри НЕТПАК получил Александр Лунгин за фильм «БОЛЬШАЯ ПОЭЗИЯ». Павел Лунгин, получая на церемонии закрытия губернаторский приз за вклад в искусство, по этому поводу заметил: «Мне – 70. Пришла пора получать награду за вклад в кино, а моему сыну – за режиссуру. Спасибо Владивостоку!». От себя добавлю – оба фильма сильные, мне они понравились, так что с решением международного жюри я согласен целиком и полностью. И советую всем эти фильмы не пропустить.

…Уже семнадцатый год я аккредитован на кинофестивале со скромной категорией «С». Она позволяет посещать любые киносеансы, мастер-классы и творческие встречи. Но, увы, не дает права проходить на ресторанные фуршеты с участием гостей и другие закрытые мероприятия. Но я не в обиде. Вернувшись после закрытия «Меридианов» домой, я организовал свой «фуршет» из приобретенных в фестивальной деревне продуктов: на закуску завернул в индийскую лепешку вьетнамские креветки, приправленные зеленым японским васаби, накатил рюмочку уссурийского бальзама и запил все это крепко заваренным синим тайским чаем… И ощутил вкус кинофестиваля, вкус настоящего кино.

P.S. Желающим услышать и увидеть подробности (а также попробовать синий «фестивальный» чай) советуем заглянуть сегодня в 15.00 в «Галерею», на занятие киноклуба «Элизиум», посвященное итогам «Меридианов Тихого».

Автор: Сергей Славгородский
Дата публикации материала: 27.09.2019

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера