На главную
Реклама
Главная » Статьи » Парк культуры » Не всякому холопу быть Джокером

Не всякому холопу быть Джокером

Кто бы мог подумать еще месяц назад, что все мы сядем под добровольный домашний арест, а залы кинотеатров опустеют, и доступ в них будет запрещен. Но даже если временно погасли большие экраны кинотеатров, остаются, к счастью, домашние экраны и смартфоны. Так что без зрелища мы не останемся никогда. Вопрос только в том, что смотреть. Именно поэтому наш кинообозреватель Сергей СЛАВГОРОДСКИЙ решил возобновить ежемесячные кинообзоры, которые, как нам думается, будут востребованы не только на период самоизоляции…

Что ни говори, а даже самые невероятные фантазии кинематографистов иногда становятся реальностью. Не случайно рекордное количество просмотров в онлайн сетях сейчас набирает фильм Стивена Содерберга «ЗАРАЖЕНИЕ», который в 2011 году прошел по экранам практически незамеченным. Подробная история распространения по всей планете неизвестной доселе эпидемии, достоверно разыгранная с участием голливудских звезд Мэтта Деймона, ГвинетПэлтроу, ДжудаЛоу и КейтУинслет, оказалась пугающе узнаваемой…

Впрочем, есть смысл вспомнить не только об этом фильме, но и о тех, которые в прошлом году стали рекордсменами кассовых сборов. Тем более, что киноитоги года мы в свое время так и не подвели. Возможно, они помогут некоторым нашим читателям наверстать упущенное и соотнести их со своими оценками. Итак, пятерка кассовых фильмов 2019 года по итогам российского кинопроката выглядит так:

 

  1. Король Лев (США)
  2. Мстители: Финал (США)
  3. Т-34 (Россия)
  4. Джокер (США)
  5. Холоп (Россия)

 

Результаты вполне предсказуемые. Российский блокбастер про танк Алексея Сидорова и с участием Александра Петрова собрал в прокате свыше 2 млрд. рублей. Ни один фильм о войне и близко в России столько не набирал. Из вполне традиционного жанра создатели искусно вычленили аттракционную составляющую, сделав ставку на зрелищные танковые бои и убрав натужный  пафос. Получился этакий танковый «Форсаж», что и привлекло зрителей.

Неожиданностью в пятерке рекордсменов стали две последние позиции. Сенсацию в прошлогоднем российском прокате произвел голливудский «ДЖОКЕР». Его победа на Венецианском кинофестивале не столько обнадеживала, сколько настораживала: не слишком ли в фильме все сложно для массового зрителя? Кинокритики честно сообщали, что в фильме практически нет экшена и фантастики, он не столько мрачный, сколько надрывно-злой. Но результат превзошел все ожидания. «Джокер» получил высочайшие оценки киноманской аудитории и стал едва ли не самым обсуждаемым зарубежным релизом года. Отчаянная месть главного героя  сильным мира сего — это рефлексия нового поколения на тему многочисленных психологических травм, выражение бессильной злобы, которая накопилась у зрителей во всем мире. А в России левая идеология фильма ТоддаФиллипса, вероятно, была воспринята как активная солидарность с протестными настроениями. Любопытно, что почти одновременно с «Джокером» чуть более тихую сенсацию в прокате сотворил и «ТЕКСТ» Клима Шипенко — гневная отечественная кинорефлексия на злобу дня. Кино «злых улиц» — новый тренд года, который, вероятно, еще даст о себе знать в ближайшее время.

Все тот же Клим Шипенко на исходе года успел заявить о себе еще и в непривычном для него комедийном жанре, сотворив фильм «ХОЛОП». За четыре дня предновогоднего проката фильм собрал настолько внушительную сумму, что обеспечил себе место в пятерке рекордсменов, обогнав при этом  долгожданный фантастический блокбастер Федора Бондарчука «ВТОРЖЕНИЕ» (который, между нами говоря, оказался значительно слабее предыдущего «Притяжения»). И это тоже сенсация. Кстати, многое роднит «Холопа» с кассовым рекордсменом 2018 года, сказочным фильмом «Последний богатырь». Ведь и там и там главный герой из насквозь циничной современности попадает в архаичный мир Древней Руси, что влечет за собой череду остроумных ситуаций и невероятных приключений. Это своеобразные «фильмы воспитания» с полным моральным преображением героя в финале. И такая концепция пришлась по вкусу многим зрителям.

У автора этих строк вкусы несколько отличаются от вкусов большинства. Поэтому, отдав должное усилиям наших режиссеров по возрождению конкурентного зрелищного кино, он все же выстроил по итогам 2019 года свою пятерку, полагая, что выбор кинообозревателя тоже будет кому-то интересен и сподвигнет на просмотр нижеуказанных фильмов:

 

  1. Мертвое озеро (Россия)
  2. Верность (Россия)
  3. К звездам (США-Китай)
  4. Большая поэзия (Россия)
  5. Паразиты (Корея)

 

Как и в прошлом году, на первом месте в моем списке оказался сериал, и это при том, что в целом к сериалам я равнодушен, считая их банальной «тележвачкой». Однако создатели 8-серийного мистического детектива «МЕРТВОЕ ОЗЕРО» сумели заинтриговать. Столичный следователь Максим Покровский (Евгений Цыганов) прибывает в Заполярье, чтобы расследовать ритуальное убийство дочери местного олигарха Кобрина (Андрей Смоляков). Выстуженные пространства северного городка Чангадан с его унылыми пятиэтажками в окружении заснеженных гор, футуристической башней урановой корпорации, полупустой гостиницей, загадочными шаманами, женским дуэтом сиамских близнецов из музея (сестры Кутеповы) и сонными ментами, повязанными с криминалом, создают завораживающую атмосферу, заставляющую вспомнить про культовый «Твин Пикс». Особый настрой фильму придает и закадровая песня в исполнении группы «Курара» из Екатеринбурга («Не смотри на меня так, Курара-Чибана. Я ни в чем не виноват, Курара-Чибана. Здесь климат своеобразный,  и разный народ, и системы разные…»). И до боли жалко юного героя Паши Табакова… Сериал снял талантливый режиссер Роман Прыгунов, и попробуйте угадать, какого персонажа сыграл здесь его отец, звезда советского кино Лев Прыгунов…

Еще один прорыв случился в жанре эротического кино – до этого у нас столь откровенных сцен не было. Но режиссер Нигина Сайфуллаева, снявшая семейную драму «ВЕРНОСТЬ», решила, что без этих сцен ее история не будет такой пронзительно искренней. Лена и Сережа – молодые супруги, у которых счастье есть, а секса – нет. Они начинают подозревать друг друга в измене и заходят слишком далеко в своих поступках. Это кино о переменчивой женской сущности получило на «Кинотавре» специальный диплом с характерной формулировкой «за безграничную веру актеров в режиссера» (здесь стоит отметить игру популярного нынче Александра Паля, который не побоялся сменить свое комедийное амплуа на драматическое и предстать на экране в чем мать родила). Кстати, тема гармонизации семейных отношений, затрагиваемая в фильме, сейчас актуальна. Сидя на самоизоляции в четырех стенах, изменять друг другу, конечно, сложно. А вот надоесть друг другу можно запросто (недаром в Китае после затяжного карантина увеличилось число разводов)…

Криминальную драму «БОЛЬШАЯ ПОЭЗИЯ» на последних «Меридианах Тихого» во Владивостоке представлял сам режиссер Александр Лунгин, и впечатление от этого премьерного показа не развеялось у меня до сих пор. На фестивале фильм получил один из главных призов — за лучшую режиссуру. Это история двух друзей, Виктора и Лехи, воевавших в Донбассе, а теперь работающих инкассаторами. Они охраняют чужие деньги, сочиняют стихи, ходят на петушиные бои  и ищут лирику среди фальшивых новостроек. Но вместо рифм и рэпа парни находят единственный способ изменить жизнь — пойти на ограбление… Фильм обнажает острую проблему сегодняшнего дня: глобальную ненужность молодых и полных сил героев. А фраза из их совместного стиха – «Так Леха я или не Леха?.. Господь не ответил – ему просто пох…» — впечатывается в память надолго. Как и гипнотический взгляд молодого актера Александра Кузнецова.

Приятно удивил голливудский фантастический фильм «К ЗВЕЗДАМ» и мой любимый актер БрэдПитт, сыгравший в нем главную роль. Здесь нет сияющего, пестрого глянца «Звездных войн». Обжитой Космос здесь – неуютный, холодный и пустой. Это атмосферный, почти медитативный фильм о пронзительном вселенском одиночестве – этим он и цепляет…

Ну, а корейская «черная» комедия «ПАРАЗИТЫ» привлекла своим неординарным сюжетом и отнюдь не азиатским, а очень даже европейским чувством юмора. Сразу и не поймешь, кто тут паразиты – те, кто устраивается на работу, или те, кто ее предлагает. Впервые в истории премии «Оскар» главную статуэтку получил иностранный фильм – именно этот. И, между прочим, вполне заслуженно…

Автор: Сергей Славгородский
Дата публикации материала: 17.04.2020

 

Оставить комментарий

Вы должны авторизироваться чтобы оставлять комментарии.

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки