Она родилась в Омской области. Там окончила школу. Хотела стать геологом. Но самое ближайшее учебное заведение было в 80 км от дома, в Омске, – педагогический институт. Ближе всего к геологии, по мнению Зинаиды Дубининой, была география, её-то она и выбрала. Учёба давалась легко, поэтому Зина всегда имела стипендию, что, конечно, было большим подспорьем для неё, ведь в большой семье считали каждую копейку.
Ещё одной причиной успешно отучиться было желание облегчить жизнь мамы, которая, будучи вдовой, одна воспитывала семерых детей. Зина была второй по старшинству.
И вот после получения диплома перед ней встал выбор: либо колхоз в средней части страны, либо «к чёрту на кулички» — на Дальний Восток. Однокурсницы уехали на Камчатку, а она – в Приморье.
С подругой Ниной и 13-летним братом Толиком, которого она взяла с собой, чтобы немного разгрузить маму, прибыли они в краевой отдел народного образования и предъявили документы. Распределили их в Артём, и на следующий день, переночевав на полу одного из кабинетов крайоно, вчерашние студентки, а ныне молодые специалисты отправились по назначению – в 17-ю школу, прямиком к директору Владимиру Филипповичу Пащенко. Сразу «новобранцев» поселить было некуда, и пришлось им несколько дней ночевать в кабинете химии. А потом, взяв Зину за руку, Владимир Пащенко привёл её к директору 6-й шахты, гремевшей на весь Дальний Восток, — Алексею Матвееву, вот, мол, Алексей Михайлович, надо помочь молодому педагогу с жильём. И выделили им с подругой в старом доме комнатку, окно которой по самый подоконник вросло в землю. Так они жили там какое-то время втроём. Нина быстро выскочила замуж за военного и уехала с ним в Белоруссию. А через год и брат вернулся к матери, которая на этом настояла, чтобы у Зины была возможность устраивать свою личную жизнь.
А работа? «Наверное, потому, что я очень люблю детей, — говорит Зинаида Ивановна, — они это чувствовали и тянулись ко мне. И потом, география – это не такой сложный предмет, как для кого-то математика, например, поэтому мой предмет любили все и все успевали». А к кому же ещё тянуться детям, как не к молодой учительнице, которая без устали водила их в походы по горам-по долам, на Синюю сопку, к примеру, или на Пидан. Как классному руководителю, ей волей-неволей приходилось вмешиваться в чужие семейные дела. Тогда было нормой посетить на дому каждого ученика, познакомиться с родителями, увидеть условия проживания, разобраться во взаимоотношениях. И не раз бывало, что учительница географии становилась для кого-то «запасным аэродромом», когда ребёнку не хотелось по какой-то причине идти домой. Ноги так и тянули его к Зинаиде Ивановне. Супруг её Виктор Николаевич, ныне покойный, с пониманием и участием относился к таким поворотам.
А на уроках – повороты другие. Умение применять нестандартные воспитательные методы тоже приносили свои плоды. Например, вместо того, чтобы ругать ученика за опоздание, учительница требовала: «Так, давай ориентир – в каком направлении ты сюда шёл, где поворачивал на северо-восток, а где – на северо-запад…». Или среди зимы учительница командует одеваться и выходить на улицу, чтобы «смотреть чудо». А где-то там, среди снега, под прогретой на солнце школьной стеной, вылезла к свету травинка, совсем не вовремя и очень кстати для «чуда». И такие юморные мелочи способствовали детям не отлынивать от её уроков, а учиться с удовольствием.
В общей сложности Зинаида Дубинина работала по профессии около 50-ти лет, около 20-ти из которых — в школе №17, а остальные годы – в школе №6, откуда и ушла на заслуженный отдых. «В обеих школах учились дети крестьянского духа, — вспоминает она, — мне этот дух был близок. Я это поняла, когда однажды меня попросили заместить учителя в школе №3. Там учились дети, в основном, из офицерских семей, и по сравнению с «моими», они были порой высокомерны, в общем, другими были. И я еле выдержала две недели».
Не могла я не задать Зинаиде Ивановне вопрос о военных годах, ведь ей было 10, когда началась Великая Отечественная, и 14, когда она закончилась, считай, всё сознательное детство прошло в тяготах. «Тяжёлое было время, — говорит она, — но всё-таки была норма хлеба, которую выдавали на человека. Однако ещё тяжелее было в 47-м. Тот год был неурожайным для страны, и продовольственные карточки уже отменили. И помню, как мы, школьники, на большой перемене бегали на улицу, чтобы весной поесть цветочков жёлтой акации, до того все были голодными…».
Есть у Зинаиды Дубининой талант – она пишет картины. На мой взгляд – весьма профессионально, особенно, если учесть, что она – самоучка. Хозяйка повела меня в свою «третьяковку», как она в шутку называет комнату, где развешены на стенах её творения. Особенно любит берёзы, хотя пишет и другие пейзажи.
Виктор Заводинский, выпускник 17-й школы города Артема, доктор физико-математических наук, член Союза российских писателей, обращаясь к своим наставникам, однажды сказал: «Учителя, учителя… Сколько их было в моей жизни! И в школе, и в университете, и потом по жизни. В известной советской песне пелось о «первой учительнице с седыми прядками». Да, я помню свою первую учительницу, Ванду Васильевну, в ленинградской школе 53-го года, как мне ее забыть. Но помню и моих последующих школьных учителей, артемовских. И как-то так получилось, что более всех запала мне в душу Зинаида Ивановна Дубинина, наша «географиня», наша классная. Помню, как-то классе в девятом поручила она мне сделать доклад о Кортесе, конкистадоре, завоевателе ацтеков. А я поленился, доклад не подготовил, выступать не стал. Я тогда заикался довольно сильно и притворился, что вообще не могу говорить. Зинаида Ивановна поняла мою хитрость, влепила двойку, велела еще подготовиться. Я устыдился и через неделю сделал великолепный доклад, куда заикание делось! Пятерку получил. А вообще она нас не столько географии обучала, сколько жизни — на примерах литературы, рассказывала о писателях и поэтах, советовала, что читать. А еще знакомила с художниками. Именно от нее я узнал об удивительной живописи Рокуэлла Кента, Мартироса Сарьяна. Неудивительно, что и сама Зинаида Ивановна в конце концов взяла в руки кисть. Я с гордостью показываю своим гостям ее картины, висящие на стенах моей квартиры, горжусь дружбой с ней, с вечно молодой моей «классной». А когда я начал писать стихи и прозу, особой радостью для меня стало дарить ей свои книги и услышать ее похвалу. Для меня Зинаида Ивановна — пример идеальной учительницы, идеальной женщины, идеального друга. Я не устаю ею восхищаться».
Вчера Зинаиде Ивановне исполнилось 90 лет! «Жизнь прожить – не поле перейти», — задумчиво говорит она, глядя куда-то вдаль… Но ей повезло. Не забывают её друзья, ученики и родственники. Поздравляли её сын с невесткой, трое внуков и трое правнуков.
Автор: Валентина Серебрякова
Дорог хороших и зеленых светофоров
Категория:
Свежий ветер, Статьи
«Фрахт» Всегда в дороге, всегда в пути
Категория:
Свежий ветер, Статьи
Нормальному развитию предшествует ревизия
Категория:
Статьи, Экология
Субподрядчик, дай ответ: будем клеить или нет?
Категория:
Есть мнение, Статьи
Главный эпидемиолог Приморья: «Чем больше будет привитых, тем слабее будет «волна» COVID-19»
Категория:
Здоровье, Статьи
В далёкий край по приговору
Категория:
Статьи
Их в адские втолкнули врата…
Категория:
Статьи, Чтобы помнили
Больше знаний – легче договориться
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Есть и сцена, и кулисы. И актеры, и актрисы. И, конечно же, премьера!
Категория:
Парк культуры, Статьи
Татарча диктант – пишу на татарском
Категория:
Общество, Статьи
Судьбы километровые столбы
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Обручение с Золотым кольцом
Категория:
Наш вояж, Статьи
Прокуратура провела проверку по факту жестокого обращения с животным
Категория:
Общество, Статьи
За подделку и сбыт сертификата о вакцинации можно лишиться свободы
Категория:
Общество, Статьи
Под сводами веры, надежды и любви
Категория:
Дорога к храму, Статьи
Здоровье каждого — цель единая
Категория:
Статьи, Физкультпривет
Математика для красоты тела
Категория:
Статьи, Физкультпривет
Мечта на низком старте (Послесловие первое)
Категория:
Парк культуры, Статьи
Тыква – символ Хэллоуина и вкусный полезный овощ
Категория:
Сделано в Артеме, Статьи