Война изменила их судьбы, но не сломала их жизни. У ветеранов Великой Отечественной войны есть своя, особая закалка. И понять ее современному поколению умом часто просто невозможно. Понять ее можно только сердцем. Сегодня мы вновь посвятим наши строки артёмовцам-фронтовикам, которым не забыть никогда тот майский день 1945 года, когда весть о Великой Победе разлетелась по стране.
При обороне города- героя
Имя Павла Ивановича Гладкого хорошо известно жителям Артёма. Он много лет трудился инженером в городском узле связи, длительное время работал в военном комиссариате, занимался подготовкой допризывной молодёжи в ряды Вооружённых Сил, был активным членом городского Совета ветеранов. В его биографии есть годы, которые красной строкой вписаны не только в его жизнь…
Он также был солдатом, участником самой мощной битвы – на территории почти в сто тысяч квадратных метров под Сталинградом сражались более двух миллионов человек. В этом году исполнилось 75 лет Сталинградской битве. Но Павел Гладкий помнит её в мельчайших деталях, как будто это было вчера, потому что подобное не забывается. «Беспрерывные атаки немецких автоматчиков, постоянный обстрел и бомбёжки – в этом аду, казалось, не было места для живого существа, — — вспоминает Павел Иванович. — — Никогда не забуду август
42—го года, когда тысячи германских пикировщиков сжигали Сталинград. Воздушные пираты Геринга пытались умертвить великий город, носящий имя Сталина, нашу гордость и славу. Но город стоял твердыней». Ему приходилось обеспечивать радио- и полевой телефонной связью отделение разведки, постоянно находиться на передовой линии фронта, а также выведывать огневые точки противника для их уничтожения. «Сталинграда по существу никто из нас не видел, — говорит ветеран, — так как на всём протяжении он горел. Казалось, в огне были не только деревянные постройки, но и вся земля. Над городом стояли тучи дыма. Это страшное зрелище перед глазами до сих пор. Я и мои товарищи мгновенной смерти не боялись, страшно было остаться жестоко покалеченными».
А начался военный путь Павла Гладкого в первых числах января 42—го, когда Черниговский райвоенкомат призвал его в армию. Сначала была учёба в Свердловском военном училище связи. Программа военного времени оказалась короткой – четыре с половиной месяца. Затем всех курсантов направили в Москву в распоряжение Главного управления связи Красной Армии. Перед самой отправкой на Уральском хребте, где был передающий радиоцентр, у будущих связистов приняли экзамен. Павел успешно прошёл экзамен по специальности военного радиста второго класса. В начале июня группа военных связистов двинулась в город Балашов, на пополнение 99-й боевой стрелковой дивизии. После ускоренного формирования дивизия в полном боевом составе двинулась на Сталинград. Шли пешим ходом более 500 километров.
Павел Иванович за время обороны города дважды получал ранения. В самом начале боёв пуля лишь легко задела, поэтому позицию даже не оставил. Во второй раз был тяжело ранен разрывным снарядом противника в конце января 43—го в районе Мамаева кургана при ликвидации окружённой немецко-фашистской группировки. Остался живым по счастливой случайности, хотя смертельных обстоятельств в героической обороне Сталинграда было хоть отбавляй. Вернулся домой весной 1944—го на костылях, с поседевшими висками, ему было двадцать лет.
Каждый год, надевая парадный пиджак с многочисленными наградами, он непременно вспоминает тот холодный зимний день, когда остался в живых, в то время, когда тысячи других сложили свои головы при обороне города-героя.
Врагу от ворот поворот
В 1941 году Лидия Дмитриевна Смирнова жила в Москве: работала на заводе, училась в вечернем техникуме и вряд ли предполагала, что главной дорогой в ее жизни на ближайшие пять лет станет дорога фронтовая.
Воспитанница детского дома, рано потерявшая родителей, Лида Смирнова получила семилетнее образование, устроилась на завод, получила профессию токаря и в 17 лет стала строить свою дальнейшую жизнь самостоятельно. Все ее планы на будущее перечеркнула война. Работа на заводе не останавливалась ни на день, а вот на смену вечерним занятиям в техникуме пришли дежурства в бомбоубежищах и на улицах Москвы. Когда немецкие войска начали вплотную подходить к столице, то большинство заводов приступило к эвакуации за Урал, и в 1942 году Лидия Дмитриевна оказалась в Челябинске. Она продолжала работать токарем на заводе, но записалась на курсы медсестер, потому как в душе ее давно созрело главное решение: с наступлением совершеннолетия сразу же пойти на фронт.
В действующую армию медсестра Лидия Смирнова призвалась добровольцем в конце 42-го. Исполнительная и бесстрашная девушка была отмечена командованием, и ее направили на новый ответственный участок боевых действий — Советская армия начинала разворачивать ход войны в сторону захватчиков, и войскам потребовались регулировщицы наступательных механизированных колонн. Боевых дорог впереди были тысячи километров. Регулировщица Лидия Смирнова начинала этот путь в Подмосковье, затем направляла движение войсковой техники под Ленинградом, разводила колонны на земле Украины, в Молдавии и Венгрии. Войска шли вперед днем и особенно интенсивно ночью, и девчонкам-регулировщицам выпадали редкие часы перерывов и отдыха, а для Лидии Смирновой такого времени вообще практически не стало: ей было присвоено звание сержанта и вверено командование отделением. Так и дошла она до самой Чехословакии, где и встретила тот великий День Победы в мае 45-го.
После того, как отгремели парадные салюты, из далекого приморского города Артема Лидия Смирнова получила весточку от боевой подруги, которая звала ее переехать в благодатный дальневосточный край. Размышления были недолгими, и с тех пор Лидия Дмитриевна связала свою дальнейшую судьбу с нашим городом. Ее знают и искренне уважают многие поколения артемовцев, кому еще в школьном возрасте она рассказывала о той страшной войне, помогала укрепиться характером и личным примером пробуждала чувства патриотизма и преданности своей Родине. Ее чтят в городском Совете ветеранов, в работе которого она принимала активное участие на протяжении многих лет. В личном архиве Лидии Дмитриевны есть множество благодарностей как от представителей государственной власти, так и от простых жителей нашего города: официальные гербовые бумаги и трогательные поздравления, написанные еще нетвердой детской рукой. Она именно тот человек, которому не только в День Победы хочется сказать: «Спасибо за то, что вы есть!».
Где же вы теперь, друзья-однополчане
Иннокентий Афанасьевич Отев на войну уходил из Красноярского края, было ему на тот момент почти 17 лет. Военный комиссар положил перед молодым комбайнером чистый лист бумаги и сказал: «Хочешь воевать, пиши заявление добровольцем».
В августе 1944 года Иннокентий Отев был отправлен в школу младших авиаспециалистов под Абакан. Начались теоретические занятия по вооружению, которые шли по 10-12 часов в день. Изучали авиационное оружие: пушки, пулемёты, авиабомбы, взрыватели. А в начале января 1945 года Иннокентия Афанасьевича направили на Западный фронт, во 2-ю воздушную армию 23-й дивизии 129-го гвардейского истребительно-авиационного полка, который дислоцировался в польском городе Лигнец. Начальником военно-воздушной службы полка был дважды Герой Советского Союза Николай Гулаев. Он по количеству сбитых немецких самолетов не уступал легендарному Покрышкину, который служил в соседней дивизии. Да и однополчанами бойца Отева были Герои Советского Союза: Никифоров, Архипенко, Карлов, Лусто, Бекашенок, Мариинский, Карпович. Сама обстановка и слава полка вдохновляли любого, кто начинал в нем служить. Иннокентий Отев осуществлял охрану самолётов и обслуживание вооружения. Самолет возвращался из боя, его необходимо было тут же снарядить новым боекомплектом, заправить горючим и устранить технические неисправности. Старший сержант Отев и другие солдаты из числа технического обслуживания ночевали непосредственно возле самолётов. Между ними и летчиками установились дружеские отношения. Иннокентию Афанасьевичу за все время службы ни разу не пришлось терпеть нагоняй за технические неполадки в воздухе.
Из Лигнеца советские войска, практически не останавливаясь, двигались на запад. Полк, в котором служил Иннокентий Афанасьевич, дошел до города Бреслау. Немцам внушалось, что как русские перевернули ход истории под Сталинградом, так это сделают и они под Бреслау, поворот на 180, и погонят русских обратно на восток. Нельзя сказать, что такая пропаганда была только плодом воспаленного сознания терпящего сокрушительное поражение противника. Она имела под собой реальную почву, потому что дислоцированные в Бреслау подразделения насчитывали несколько десятков тысяч хорошо вооруженных солдат и офицеров. Поэтому город не стали брать штурмом, а взяли «в кольцо». После этого продолжили продвижение на Берлин, а Бреслау бомбили штурмовиками, обстреливали из танков и артиллерии, отдельные войска занимались точечным уничтожением живой силы противника. Бреслау держался несколько месяцев. В конце концов, фашисты, поняв, что оборона безнадежна, предприняли массированный прорыв в зону действия американских войск, чтобы не попасть в плен к русским. После прорыва под Бреслау полк Иннокентия Афанасьевича двинулся в сторону Берлина, где вскоре и было встречено известие о полной капитуляции фашистской Германии.
Иннокентий Афанасьевич вспоминает, каким огромным был всплеск радости, вызванный этим известием. Люди обнимались, целовались, стреляли вверх из автоматов. Иннокентий Отев награждён тремя медалями: «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
После окончания войны Иннокентий Отев был оставлен служить в Европе ещё на четыре года. Служил в Германии, затем был передислоцирован в Австрию, где до 1949 года находился в составе оккупационных войск. В 1949-м был направлен для продолжения службы в Россию и дослужил до октября 1952 года. В августе 2011 года он переехал из Красноярска в наш город, где проживает и сегодня, принимает участие в каждом праздновании Дня Победы.
Валентина СЕРЕБРЯКОВА, Дмитрий ПОДОЛЬСКИЙ.
Дата публикации материала: 11.05.2018
И дождь, и солнце в день победный
Категория:
Мой город, Статьи
За штурвалом самолета
Категория:
Никто не забыт, Статьи
Торжество мирной жизни
Категория:
Никто не забыт, Статьи
Венский вальс и звон медалей
Категория:
Никто не забыт, Статьи
К службе Отечеству готовы
Категория:
Мой город, Статьи
Коренная жительница Артёма
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Песни, которые невозможно забыть
Категория:
Парк культуры, Статьи
Деревенский детектив на шахте «Амурская»
Категория:
Парк культуры, Статьи
Когда у мамы села батарейка (Из дневника приемной мамы)
Категория:
Общество, Статьи
Свободный порт Владивосток пришел в Артем
Категория:
Мой город, Статьи