Главная » Статьи » Персона » Найти в судьбе своей маяк

Найти в судьбе своей маяк

Старость — не радость? Это чепуха! Достойно живи, тогда и она в радость будет. А если всю жизнь людям гадости делаешь да глупости всякие творишь…

Один из вариантов верного и доброго пути — брать жизненный пример с достойных стариков. Я и сам уже не «первой свежести», и опыт жизни всё же есть, но всегда равняю свои поступки в разрезе достойных людей. Среди них — ветеран войны и труда Дмитрий Лукич Тулупов, родившийся в Артёме, когда он ещё был рудником Зыбунным, — в октябре 1918 года. Он — словно маяк. Об этом первопоселенце и пойдет мой рассказ.

«Я родился в железнодорожной будке на станции Угловой…»

Случилось так, что его отец оказался тут летом 1906 года.

Житель белорусского села Лука работал в Донбассе, там и женился на односельчанке Ульяне, там захватила его революция, там он познакомился с Фёдором Андреевичем Сергеевым, Артёмом, в честь которого назван наш город. В декабре 1905 года, после участия в одном из митингов против насилия царской власти, он чудом избежал ареста и каторги. Товарищи помогли Луке Петровичу уехать подальше, аж во Владивосток. Он устроился работать путевым сторожем.

Его жена, Ульяна Афанасьевна, рассказывала: «Места эти были тогда дикими и безлюдными, кругом тайга и болота. Мы жили, как медведи в берлоге, и окружали нас дикие звери. Страшно было по ночам, когда раздавались вопли диких котов, порой слышался рёв тигра. Лука Петрович часто уезжал во Владивосток, и я выходила из будки только, когда слышался звук приближающегося поезда, который отпугивал зверей…».

Когда родился Дима, оккупировали эти места другие «звери» — вояки из Японии, США, белобандиты.
Отец Дмитрия Лукича дружил с первопоселенцем нашего города Григорием Ходосевичем, чей хутор с 1908 года располагался там, где сейчас начинается улица Фрунзе. Григорию Захаровичу, бывшему участнику русско-японской войны 1904-1905 годов, матросу, служившему вместе с адмиралом Макаровым в Порт-Артуре, снова пришлось увидеть японцев как врагов. Он помогал партизанам.

Дмитрий Лукич плохо помнит Ходосевича: «Его ж похоронили в 1924 году, когда я был ещё маленьким, но хромого дядю Гришу помню. И как отца японцы били, тоже помню… Отец завещал: похороните меня рядом…».А тогда жизнь шла своим чередом, 7 декабря 1907 года родился сын Сергей, будущий военный комиссар Хабаровского края. Он рано откололся от семьи: поступил в пехотное училище на Второй Речке. И стал Дима с пяти лет помогать родителям по хозяйству, пас корову. Однажды засмотрелся на группу военных, марширующих строем, а корова чуть под паровоз не попала. Из-за неё Дмитрий Лукич на всю жизнь возненавидел молоко. А среди тех красноармейцев был тогда его брат: бойцы проводили учения. Интересно было смотреть на их занятия!

С детства — мирный труд, армия и война

В 15 лет, уже при советской власти, Дмитрий работал в ЦЭММе, том самом, который на будущий год отметит своё 100-летие. Это предприятие прочно вошло в его жизнь — он трудился здесь и после войны, с 1946 года.
Тулупов — единственный в Артеме человек, которого призвали еще в 1938 году, вряд ли найдётся в нашем городе еще один такой призывник.

Был он ротным запевалой, но потом, после ранения, в его голосе навеки поселилась хрипота…
На фронте был с самого начала Великой Отечественной войны. Боевое крещение получил под Москвой, в Клину. И осколок мины в челюсть там же в декабре 1941-го. Воевать приходилось там, где было наиболее трудно. Прикрывая отступление наших подразделений и частей, бывало, что бойцы оказывались в тылу врага. Помнит Дмитрий Лукич и сложные спецзадания в Румынии…

Гвардеец Тулупов вернулся с войны, имея награды на груди и пять серьезных ранений. Дорогая это цена: два осколка до сих пор «гуляют» в теле ветерана, повреждены ноги. Но и победу над фашизмом страна одержала только потому, что в рядах ее защитников были такие, как он.

И снова родной ЦЭММ

В 1946 году вместе с другими специалистами вернулся Дмитрий Лукич на родное предприятие.
Кто из молодых ныне поймет сердцем слова «родное предприятие»? Поколение Тулупова понимало их и сердцем, и душой.

Освоив трофейные японские станки, бывшие бойцы применяли скоростное и силовое резание металлов, вели борьбу за экономию и рост производительности труда. В 1955 году начали реконструкцию, в 1959-м вводили автоматизацию. И в первых рядах бойцов теперь уже мирного, трудового, фронта находился Дмитрий Лукич. Всю жизнь в механическом цехе, до самого выхода на пенсию. И после еще лет десять работал израненный участник Великой войны. И не жаловался на судьбу, а просто работал. Потому что, так надо: лишь в труде человек остается человеком.

И был скромным: нигде никогда не выпячивался прямой потомок самых первых поселенцев города. И воспитал целое поколение рабочего люда — Виталия Прядченко, Аллу Курман, Ольгу Мелешину, всех не перечислишь. Его бывшие ученики теперь уже сами давно ветераны.

А помогала ему в жизни верная подруга, Панна Васильевна. В ЦЭММе помнят, какие вкусные она готовила пирожки да булочки. И всех угощала. Прекрасная, добрая хозяйка! Двух дочек воспитали Тулуповы, Аллу и Галину. Внуки уже выросли, правнуки. Жизнь продолжается в детях.

Автор: Борис Захаров
Дата публикации материала: 28.09.2012

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки