Трудно, но надо, и снова маршрут, уходит геолог на поиски руд.
6 апреля в стране отмечается День геолога. Эта профессия актуальна со времён каменных топоров и житья в пещерах. На их опыте и прозорливости строились города, земля дарила людям золото и алмазы, нефть и газ, укреплялась экономика страны. Для появления и строительства города Артёма фундаментом стали кирка геолога и бурый уголь.
Пионеры угля
Начиная с 1883 года в Приморье работали геологические экспедиции для систематизации его полезных ископаемых. Главным ориентиром был уголь, как топливо для военных кораблей и гражданских судов. Первые ценные результаты принесла разведывательная экспедиция инженера-геолога Дмитрия Львовича Иванова, начавшаяся в 1888 году, длившаяся пять лет и проходившая, в том числе, на территории нынешнего Артёмовского городского округа. Уголь был обнаружен, но исследования его залежей проводились недостаточно детально. Следующая экспедиция горного инженера Петра Николаевича Горлова открыла на Угловом и в нынешнем Артёме большие запасы угля, к добыче которого приступили уже в 1898 году. Следующие инженеры-геологи Дмитрий Иванович Мушкетов и Павел Владимирович Виттенбург, пришедшие на приморскую землю в начале прошлого века, расширили площади поиска, увеличили количество бурения и проводили более подробное описания. Далее предприниматели Люциан Леопольдович Артц, Алексей Дмитриевич Старцев, ЛейбаШимановичСкидельский стали нанимать рабочую силу, закладывать шахты, создавать производственную и социальную инфраструктуру. В 1923-м году все их шахты были национализированы советской властью.
Законченные истории
В 1929 году на Артёмовском руднике для разведки угольных месторождений была организована Артёмовская геолого-разведывательная партия. В 1958 на базе партии организована экспедиция, задачей которой была разведка всех полезных ископаемых на территории Артёма. Через двенадцать лет перед артёмовскими геологами была поставлена новая задача разведки полезных ископаемых по всему Приморью. Уголь, торф, стройматериалы, горнорудное сырьё, редкие цветные металлы и другие полезные ископаемые.
В настоящее время на разведанных экспедицией запасах сырья работают Ярославский горнообогатительный комбинат, цементные заводы Спасска, Липовецкий керамический комбинат, Павловский и Лучегорский угольные разрезы, все краевые заводы ЖБИ.
История Артёмовской геологоразведочной экспедиции насыщена событиями поиска и находок, удач и разочарований. В её деятельность особо отмечен вклад Л.С. Алабушева, К.А. Удодова, Ю.Г. Иванова, В.И. Подоляна, В.В. Левицкого, Х.Е. Салейко, М. Материкова, Г. Вишневского. В лучшие для организации годы в ней трудилось более пятисот человек, в том числе 175 геологов и 80 буровиков. В 1988 году начальником экспедиции был М.Г. Цовбун, главным инженером В.А. Ерёмин, главным геологом В.В. Левицкий.
С 1940 года на площади Артёмовского месторождения производит геологоразведочные работы Артёмовская партия треста «Дальуглеразведка». В апреле 1967 года из состава Артёмовской геолого-разведывательной экспедиции была выделена Орловско-Кневичанская партия, разведывавшая Артёмовское угольное месторождение. В 1970 году партия была переименована в Приморскую геолого-разведывательную партию и передана в трест «Дальвостшахтогеология», в 1974-м году ставший трестом «Дальвостуглеразведка».
Первоначально партия выполняла работы по разведке шахтных полей Артёмовского месторождения. После были разведаны и присоединены близлежащие участки.
Первым главным геологом партии была Галина Павловна Кукаренко, внёсшая большой вклад в изучение шахтных полей. Значительную лепту в разведку запасов артёмовских шахт внесли геологи В.Г. Чугуевский, А.М. Овинникова, А.Д. Денисенко, Ш.Г. Ульмясбаев, Е.И. Перч, Снитко, Г.Г. Караваев.
В конце 80-х на предприятии работали около шестисот человек,11 буровых бригад проводили изыскательные работы. Партия имела общепроизводственный отдел, камерально-геологическую группу, механический и подсобный цеха, автогараж в Артёме и строительный участок в Тавричанке.
В то время предприятием руководили начальник партии В.Е. Чупин, главный инженер М.А. Антипов, главный геолог Ш.Г. Ульмясбаев.
В 90-е годы в связи с реструктуризацией угольной отрасли сократился объём геологоразведочных работ. Численный состав сотрудников сократился в три раза, затем Приморская геолого-разведывательная партия была ликвидирована. В 2002 году трест «Дальвостуглеразведка» был преобразован в ФГУП с филиалом в Артёме, а через три года прекратил деятельность.
Флюоритовая мечта
Предприятия геологоразведки Артёма ушли в историю. Но ещё остались люди, связавшие с ней свою жизнь. В преддверии Дня геолога гостем «Выбора» стала Галина Яковлевна Мелихова, отработавшая в геологии большую часть трудовой жизни. Именно для неё геология – это не профессия, а образ жизни.
Она родилась в Сталинграде в 1939 году и провела там всю войну. Её мечтой были путешествия, она читала приключенческие книги, об экспедициях Пржевальского и Арсеньева, ходила с подружками в интересные места. Геология стала воплощением её мечты, средством путешествовать, возможностью видеть и изучать мир.
— Время было послевоенное, голодное, — рассказывает Галина Яковлевна. — Чтобы помочь маме, после окончания школы, без образования меня взяли на должность геолога в Волгоградский трест «Нефтегеофизика», и я сразу поступила на заочное отделение в Харьковский университет на геологический факультет.
В 67-м девушка окончила вуз, ей предлагали научное направление деятельности, но она послала запрос на работу в Приморье и Забайкалье. Первыми ответили с Байкала. Уже находясь там, она получила предложение из Приморья. Четыре года отработала в Забайкалье, изучала флюоритовое месторождение жильного типа, что, по её словам, стало трамплином к её полноценной профессиональной деятельности. Ей самостоятельно удалось в тайге открыть небольшое флюоритовое месторождение (флюорит – минерал, используемый в металлургии, химической, алюминиевой, стекольной промышленности, оптике – прим. авт.).
В 1971 году, по повторному запросу, она приехала в Приморский край. Её определили в Артёмовскую геолого-разведывательную экспедицию в Ярославку.
— Ещё со времени учёбы в университете мне было известно, что в Вознесенском рудном районе есть флюоритовые месторождения, — рассказала она. — Эта тема мне была интересна. Главный геолог объединения Василенко поручил мне изучение вещественного состава редкометально-флюоритовых руд Пограничного месторождения, кстати, примыкавшего к Вознесенскому. Так я оказалась там, где мечтала быть ещё студенткой.
За четыре года работы в Ярославке с её участием были обнаружены богатейшие залежи флюоритовых руд в Пограничном месторождении. Попутно велись съёмки в Лесозаводском районе на Тургеневском месторождении редкометальных пегматитов (магматическая горная порода – прим. авт.), исследование месторождения тантало-ниобатов (группа минералов – прим.авт.) в Анучинском районе, разведка на Лисичанском месторождении.
В 1975 году всю партию геологов из Ярославки перевели в Артём для проведения камеральных работ (обработка и описание результатов исследования месторождений – прим. авт.). Это была колоссальная работа. По одному только Пограничному месторождению описание составило 16 томов. Конец этого труда совпал с выходом Галины Яковлевны на пенсию.
Но она осталась работать. Окончательно Галина Яковлевна рассталась с профессиональной геологией в 2002 году. Хотя страсти к ней и путешествиям не утратила. Когда в Приморье начался строительный бум, вместе с супругом Петром Ивановичем, бывшим ведущим геологом по стройматериалам, по частным заявкам она помогала ему с переоценкой разрабатываемых месторождений строительных материалов по всему краю.
— Очень хорошие у нас были геологи, золотые люди, профессионалы, — сказала она. — Многих уже нет, кто-то уже слишком стар. А так хочется собраться, поговорить о прошлом. Ведь так много было у нас дел, столько исходили полей и сопок.
В заключение нашей встречи Галина Яковлевна показала своё стихотворение «Про тайгу». «Оно у меня единственное, — сказала она. — Написала его в далёкой молодости на волне энтузиазма и романтических стремлений».
Ну вот и пришла пора
Тебе про тайгу рассказать.
На сопках Приморья она
Растёт под углом в сорок пять.
Она, словно в сказочном сне,
Сбегает для встречи со мной.
Берёзки в лесной тишине
Меня обступают гурьбой.
И так же, как в сказочном сне,
Увижу зимовье я вдруг,
В котором хлеб-соль на столе
Оставил неведомый друг.
И только лишь ночью поймёшь,
Что всё это было не сном,
Когда у огня прикорнёшь,
Согретый таёжным костром.
А утром мы снова в пути,
Искать молибден, флюорит.
«Тебе от меня не уйти», —
Тайга мне ветвями шумит.
И странный кружа хоровод,
Проводит по тропкам зверей,
В плену непролазных болот,
Вдали от жилья и людей.
Но трудно пробиться сквозь чащу без тропки
В наших лесистых приморских субтропиках,
Трудно, но надо, и снова в маршрут,
Уйду поутру я на поиски руд.
Подготовил Андрей Киш, фото из архива Г.Я. Мелиховой, источник: альбом «Гори шахтёрская звезда» Шахтёрского союза города Артёма.
Дата публикации материала: 03-04-2025