22 июня 1941 года останется в памяти людей как день начала самой кровопролитной войны 20-го века.
Утром германские войска одновременно в трёх направлениях вторглись на территорию Советского Союза. Нарушенный гитлеровской Германией договор о ненападении и последующие четыре года войны изменили судьбы миллионов людей по всему миру.
В преддверии печальной даты мы пролистали подшивку городской газеты «Шахтёр» за 1941 год. Чем жил город до и после страшных событий?
Год начался, как всегда, с трудовых итогов и планов. Об этом гласили заголовки статей: «Начало 1941 года горняки Артёма отметили производственными победами», «Мы можем и должны работать лучше», «Организуем соревнование на лучшую лаву», «Шахта №1 впереди». В то же время в каждом номере выделялся столбец для международной информации, в первую очередь касавшейся боевых действий в Западной Европе: «Англо-германская война», «Война между Грецией и Италией», «На фронтах Албании», «Американский журналист о разрушениях в Англии».
Вера в мирное будущее
Со страниц газеты не исходило угрозы близкой войны СССР и Германии. Заключённый в апреле между СССР и Японией пакт о ненападении ещё больше внушил приморцам веру в мирное будущее. Свою поддержку данному акту на страницах «Шахтёра» через ТАСС высказали жители Монгольской Народной Республики и Манчжоу-Го (Маньчжурия), больше других ощущавшие идеологическое давление властей империалистической Японии.
В январе в городе отметили 17-ю годовщину со дня смерти Ленина и умелое руководство страной товарищем Сталиным. В феврале отпраздновали 60-летие маршала Климента Ворошилова и 23-ю годовщину создания Красной Армии, затем Международный коммунистический женский день и Первомай.
Статьи о состоянии оборонной работы в Артёме носили как позитивный, так и критический характер, о подготовке к призыву молодёжи в Красную Армию были акцентированы на приобретение призывниками военной специальности и занятие физкультурой и спортом. Об активной физкультурно-оборонной работе говорили статьи о различных мероприятиях, которыми были охвачены все предприятия города.
По несколько полос занимали материалы всесоюзных партийных конференций: «Задачи партийных организаций в области промышленности и транспорта», «Хозяйственные итоги 1940 года и планы развития народного хозяйства СССР на 1941 год», «О государственном бюджете СССР на 1941 год …». Страна и вместе с ней Артём жили планами и будущими свершениями. В марте началась подготовка к выборам в Верховный Совет СССР.
Отстоим свою страну
О начале Великой Отечественной войны в Приморье узнали вечером 22 июня из уличных и домашних репродукторов. Об этом сообщил комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов. Его выступление было опубликовано в газете «Шахтёр» 23-го июня. На предприятиях города прошли собрания и митинги трудящихся, давших оценку вероломному нападению Германии на СССР.
На следующий день в «Шахтёре» были напечатаны Указы о введении военного положения, о мобилизации военнообязанных из нескольких военных округов, о военных трибуналах.
Здесь же опубликована сводка Главного Командования Красной Армии
за 22 июня1941 года.
«С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Чёрного моря и в течение первой половины дня сдерживались ими. Во второй половине дня германские войска встретились с передовыми частями полевых войск Красной Армии. После ожесточённых боёв противник был отбит с большими потерями. Только в Гродненском и Кристынопольском направлениях противнику удалось достичь незначительных тактических успехов и занять местечки Кальвария, Стоянув и Цехановец (первые два в 15 км и последнее в 10 км от границы).
Авиация противника атаковала ряд наших аэродромов и населённых пунктов, но всюду встретила решительный отпор наших истребителей и зенитной артиллерии, наносивших большие потери противнику. Нами сбито 65 самолётов противника.
Далее печать сводок «Совинформбюро» о ходе боёв проводилась в каждом выпуске газеты.
В этом же номере напечатаны заметки, отражающие настроение горожан. О нём можно судить по заголовкам: «Отстоим свою страну», «В ответ на вылазку врагов», «Разгромим фашистское гнездо!», «Не пожалеем своих сил для победы над врагом». В заметке «Комсомол готов драться с врагом» высказано мнение молодёжи шахты 3Ц: «В ответ на обнаглевшую бандитскую вылазку германских фашистов ещё теснее сплотимся вокруг коммунистической партии большевиков и её руководителя, нашего дорогого вождя и учителя, любимого Сталина. Мы заверяем наше правительство, что мы готовы сегодня же встать на защиту нашей страны и до последней капли крови сражаться с врагом, отвоёвывая нашу счастливую, радостную жизнь».
Не расслабляться
4-го июля в газете была напечатана стенограмма выступления по радио Председателя Государственного Комитета Обороны И. В. Сталина: «Нужно, чтобы советские люди перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый военный лад, не знающий пощады врагу». Страна переходила на военные рельсы. В Указе о режиме рабочего времени отмечались обязательные сверхурочные работы до трёх часов в день производственной молодёжи, не достигшей 16-ти лет, рабочая смена могла быть продлена на два часа, отпуска заменялись денежной компенсацией. Шахтёры уходили на фронт, их места занимали женщины и молодёжь.
Нужно было обеспечивать имуществом и кормить Красную Армию. Главной производственной организацией в городе был трест «Артёмуголь», и вся ответственность за снабжение людей в тылу и бойцов на фронте лежала на его руководстве. Кроме угля нужны были продукты. Всё посаженное на полях в мае и июне должно быть выращено и сохранено, на зиму заготовлены корма для птицы и скота, должно продолжаться строительство, ремонты и реконструкция шахт.
В каждом номере доклады из забоев, с полей и площадок: «Проходчики работают по-боевому», «Выполнен полугодовой план», «На оборону нашей любимой Родины», «Каждая тонна – удар по врагу», «В Фонд обороны страны».
В опубликованном Указе Президиума ВС СССР от 26.06.1941 о порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего состава в военное время были определены категории граждан и суммы выплат: «Если в семье нет трудоспособных, пособие выплачивается ежемесячно в следующих размерах: при наличии одного нетрудоспособного -100 рублей; двух нетрудоспособных — 150 рублей; трех и более нетрудоспособных — 200 рублей в месяц в городе и 50 % этой суммы в сельских местностях. Если в семье имеется три и более нетрудоспособных при одном трудоспособном, пособие выдается в размере 150 рублей в месяц в городе и 50 % этой суммы в сельских местностях.
В случае увольнения военнослужащего с военной службы по инвалидности назначенное его семье пособие выдается ему впредь до назначения пенсии по инвалидности. Семьи убитых, умерших или пропавших без вести военнослужащих продолжают получать установленное им пособие впредь до назначения им пенсии».
Боевые эпизоды
По газетным статьям узнавали о событиях в мире. Об этом говорят заголовки из сообщений ТАСС: «Листовки в Югославии», «Речь Черчилля в палате общин», «Выступление министра внутренних дел США Икеса», «В Румынии партизанское движение», «Англо-французское перемирие в Сирии», «Захватнические планы финляндских фашистов», «Непрерывный поток поездов с германскими ранеными».
В статье «Вынужденное признание фашистской печати» цитируются выдержки из вражеских газет о стойкости солдат Красной Армии. «Фелькишер Беобахтер» рассказывает, как экипаж подбитого танка вышел из горящей машины и продолжал стрелять из пистолетов. «Пытаться сломить дух такого противника обычными методами – напрасная трата времени, — с горечью заявляет фашистский офицер. — Советская армия выполняет приказы с исключительным упорством». «Кельнише цейтунг» описывает, как жители Бреста встретили захватчиков. «Мы находились в Брест-Литовске, — пишет корреспондент. — Весь день шла стрельба с крыш, из окон, из ворот. Каждый житель, встреченный нами, мог исчезнуть в лабиринте узких переулков, взять оружие и стрелять в нас». Итальянский «Телеграфо», ссылаясь на фашистскую прессу, предупреждает соотечественников, вставших под гитлеровские знамёна, об излишней уверенности в лёгком успехе войны с Советским Союзом.
Ещё не прошло месяца с начала войны, а в «Шахтёре» вводится рубрика «Боевые эпизоды». В частности, в номере за 20 июля напечатаны рассказы с полей боёв: «Ночь в подбитом танке», «Авиационные победы Антоненко и Бринько», «Бои за Жлобин», «Миномётчики в бою», «Рейд танков в тыл врага», «Снайперский взвод в бою». В этом же выпуске газеты впервые были напечатаны стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война», ставшие воплощением всех стремлений советского народа.
Задачи агитатора
В городе велась активная идеологическая работа. Решения митингов и собраний носили осуждающий характер и великую надежду. Это заметно по названиям статей: «Нет большего врага у женщин, чем Гитлер», «Сталин – это победа», «Чем крепче тыл, тем крепче фронт».
Агитация возлагалась на все органы власти. В городе не должно оставаться ни одного человека, не охваченного ею, не верящего или сомневающегося в победе в этой войне. В статье «Агитацию на службу Отечественной войне» написано, что все формы агитации необходимо привести в движение. Особенно большое значение имеет читка газет. Читка от начала работы, в обеденный перерыв, после работы. На предприятиях, в учреждениях, на полевых работах.
Все годы Великой Отечественной войны, три раза в неделю, по пять тысяч экземпляров, выходила газета «Шахтёр». Она доводила до жителей Артёма, Шкотово, Надеждинска, Тавричанки, Сучана и других городов происходящее на фронте и в тылу. Большая ответственность за оперативность и правдивость лежала на выпускающих редакторах того времени А.И. Петрове и Л. Павленко. Время было суровое для всех. В головах людей, несмотря на все сложности военного положения, была только вера в победу.
Подшивку листал Андрей КИШ, фото из архива газеты «Выбор».
Дата публикации материала: 20-06-2025