Священная земля Мамаева кургана и артефакты раскопок переданы на хранение в городской музей поисковиком Валентином Ковальчуком.
80-летие Победы в давно прошедшей Великой Отечественной войне сегодня стало очень близкой датой для многих артемовцев – эта дата никогда не подлежит забвению. В прошедшую ночь музеев в нашем историко-краеведческом музее прошло интересное событие – передача священной земли и артефактов из Мамаева кургана, которые привез из своей поездки Валентин Николаевич Ковальчук, председатель Артёмовского отделения Приморского краевого отделения Русского географического общества — Общества изучения Амурского края.
— Валентин Николаевич, расскажите о своей значимой поездке в город Волгоград, в так называемую колыбель Сталинградской битвы. Логотип 80-летия Победы – это Родина-мать на Мамаевом кургане, а еще есть стихи о матери, которая и сегодня бродит по этой земле и ищет своего сына…
— Так случилось, что еще до моей поездки в наш белорусский город-побратим Борисов в составе официальной делегации г. Артёма в мае прошлого года на меня вышла внучатая племянница первопоселенца нашего города Григория Ходасевича. (Замечу, что в белорусском правописании эта фамилия пишется через «а», а в русском — через «а» или «о»). Лариса Витальевна родилась и проживает в Саратове, является прямым потомком родного брата Григория Ходасевича – Игната, умершего в Приморье в 1908 году. Она обладает большим личным архивом по истории своих предков. Конечным итогом нашего сотрудничества стало совместное издание историко-публицистического сборника «Храните память» в этом году в Санкт-Петербурге. В нём рассказывается об истории трех поколений приморской ветви Ходасевичей. Лариса Витальевна и её родственники пригласили меня к себе в гости, и я принял их приглашение.
К этому времени я приступил к давно задуманному проекту: написать об истории двух пехотных училищ – 1-м Владивостокском и Шкотовском, которые были главной базой подготовки командиров стрелковых и пулемётных взводов четырёх стрелковых дивизий и которые формировались в Приморье в конце 1941- начале 1942 года. Эти дивизии сыграли очень важную роль во всей Сталинградской битве. В ходе работы над историческими материалами я узнал о героической и трагичной судьбе двух из четырёх дивизий — 126-й и 208-й, погибших под Сталинградом в районе Котельниково – Абганерово в августе 1942 года. Я решил побывать на берегах Волги и обязательно посетить Волгоград и Мамаев курган.
— В чем заключалась трагичность? Хорошо известно, что воевали приморцы, а в их числе были и артемовцы, достойно.
— Известно, что командир 126-й дивизии полковник В.Е. Сорокин был тяжело ранен и попал в плен. Вопреки всему дивизия смогла сохранить своё и полковые знамёна и выйти к своим. Из её состава в живых осталось 1129 человек из 12500 штатной численности. В дальнейшем после переформирования в новом составе 126-я стрелковая дивизия воевала до победы. А вообще о судьбе 126-й стрелковой дивизии под Сталинградом стало известно лишь в 2005 году, благодаря волгоградским поисковикам из отряда «Стальное пламя». Они нашли в степном районе недалеко от станции Абганерово остатки разрушенных примерно 20 блиндажей военного времени. Это оказались укрытия штаба 126-й стрелковой дивизии, в которых найдено около сорока останков погибших, в основном командного состава. В одном из блиндажей были обнаружены части портфеля и чудом сохранившиеся печати 126-й Ворошиловской стрелковой дивизии. Она формировалась в приморских сёлах Богатырка и Корсаковка, а штаб дивизии находился в с. Пуциловка под Ворошиловом (Уссурийском).
С приморской 208-й стрелковой дивизией в августе 1942 года произошел один из самых трагических эпизодов Сталинградской битвы. Тогда полнокровная стрелковая дивизия численностью около 13000 человек, обученная и укомплектованная всем необходимым, по стечению фатальных обстоятельств была практически полностью уничтожена при выгрузке из эшелонов, не сумев оказать противнику сопротивления. В ночь с 1 на 2 августа при разгрузке 1-го эшелона дивизия, в которой находились 435-й стрелковый полк и весь дивизионный боекомплект, подверглась массированным ударам авиации и танков противника. Вагоны с боеприпасами были уничтожены. Полк понёс большие потери. Следующим двум эшелонам дальневосточников также пришлось разгружаться под непрерывным шквальным огнем. Третий эшелон дивизии был уничтожен немецкой авиацией на разъезде Курмоярский, так и не успев вступить в бой. Четвертому и пятому эшелонам повезло больше. Им все-таки удалось разгрузиться на разъезде Гремячий, и батальоны в пешем порядке выдвинулись на станцию Котельниково. Шестой эшелон был также фактически уничтожен двадцатью немецкими бомбардировщиками во время разгрузки. Признается, что эшелоны дивизии попали под бомбежку не только немецких самолетов, но и своих. По ошибке.
Тем не менее, несколько сохранивших боеспособность батальонов смогли организовать сопротивление и занять оборону в районе ст. Котельниково. Мало кто уцелел в том бою. Оставшиеся подразделения отходили к разъезду Гремячий. Можно только себе представить, каково было состояние подполковника Воскобойникова, когда он на машине догнал свою дивизию. Уцелело только четыре стрелковых батальона, один артиллерийский дивизион, противотанковый дивизион и батарея полковых пушек. Ему буквально по крупицам пришлось собирать своих бойцов, которых в одночасье разметало по степи… Из всех уцелевших подразделений были собраны четыре стрелковых батальона, артиллерийский и противотанковый дивизионы, которые под натиском противника отошли к разъезду Чилеково. Они перешли в подчинение оперативной группы под командованием В.И. Чуйкова.
Из боевого донесения штаба 208-й стрелковой дивизии № 4 от 23. 08. 1942 г.:
Остатки дивизии находятся в крайне тяжелом положении. На 11 ч. 23.08.42 г. в боевых порядках осталось 502 человека. Дивизионной артиллерии нет. Полковых батарей нет.
Всего лишь 378 человек вышли с боями из окружения, они 3-4 сентября были переданы в 126-ю стрелковую дивизию.
Осенью 2017 года поисковый отряд «Курган» под руководством Алексея Медведева из Волгограда вместе с другими поисковиками проводил «Вахту памяти» в районе поселка Северный, в 1942 году здесь проходили южные рубежи Сталинградского фронта. Они раскопали блиндаж, где обнаружили останки 11 советских военнослужащих. Там же были найдены фрагменты военного обмундирования, личные документы, командирские знаки различия и гербовая печать 760-го полка 208-й стрелковой дивизии. Один из них — командир этого полка подполковник Константин Метляев, родственники которого и сейчас проживают в Уссурийске. Установили личность Метляева по письмам его жены Виктории Алексеевны, которая возмущалась, почему не могут найти ее мужа, ведь не каждый день без вести пропадают подполковники. Потомков старшего лейтенанта Ивана Шайденко нашли через газету Яшкинского района Кемеровской области, в последнем письме он указывал, что находится под Сталинградом. К тому же рядом с останками обнаружены его документы и отличительные воинские знаки. Останки, которые находит отряд, перезахоранивают в основном в мемориальном парке села Привольный Светлоярского района. Вот и 11 офицеров из Бирючьей балки решили упокоить здесь вместе с останками еще 14 неизвестных бойцов, найденных другими отрядами.
Многие задают поисковикам вопрос: «Зачем вам это нужно?». Перезахоронение останков солдата Андрея Лоенко, найденного при строительстве перинатального центра 15 лет назад, было на его родине в Новосибирской области, во время которого его брат сказал: «Вот ты и дома, братишка». Алексею Медведеву стало понятно, что люди, у которых на войне пропали близкие, никогда не переставали их искать. Наша работа нужна живым – вот и ответ на вопрос.
— История гибели двух дивизий под Сталинградом – это цена огромных жертв во имя победы. Известно ли, сколько погибло воинов из Приморья и нашего города, ведь важно найти их имена?
— Судя по последним опубликованным данным, количество погибших на фронтах приморцев оценивается в 150 тысяч человек. Это только погибшие в боях, согласно официальным документам… Сколько было пропавших без вести и умерших от ран в госпиталях — вряд ли уже удастся установить. Что же касается сведений по нашему городу, то здесь ситуация аналогичная. На памятном артёмовском мемориале указаны лишь те имена, на которых были получены через военкомат официальные сообщения о гибели — похоронки. Приблизительное количество погибших и пропавших без вести воинов 126-й и 208-й дивизий в боях на подступах к Сталинграду указано в сохранившихся донесениях. Однако места их захоронений не известны, так как не было возможности подсчитать потери, да и некому было хоронить погибших. Близкие родственники пропавших без вести не могли даже получить похоронки. Были ли среди них артёмовцы? Конечно же. Я изучал донесения о безвозвратных потерях 253-й курсантской (Шкотовской) бригады, воевавшей на Воронежском фронте. Там с первого листа сразу же обнаружил фамилии бойцов, призванных из Артёмовского и Шкотовского военкоматов. И так практически на каждом листе донесения. 208-я дивизия формировалась в Шкотово. Поэтому нет сомнений, что в её состав были и наши мобилизованные артёмовцы.
Лист 2 из списка безвозвратных потерь 253-й курсантской бригады:
п.10. Стрелок Липатенко Фёдор Васильевич, 1908 г.р., призван Артёмовским РВК, убит 24.8.1942 г.
п.14. Стрелок Тетенёв Павел Петрович ,1916 г.р, призван Артёмовским РВК, убит 24.8.1942 г.
— Ваши впечатления от празднования Дня Победы в Волгограде? Что там происходило в эти дни?
— 9 мая я отмечал в Саратове, а 11 мая прибыл в Волгоград. Мамаев курган – это святое и сакральное место. Размеры монумента «Родина-мать зовёт» поразительны. Общая высота памятника с учётом длины руки и меча — 85 метров. Длина руки — 20 метров. Длина меча — 33 метра. По сути, это огромное военное кладбище, которое располагается сразу за величественной статуей Родины-матери на тыльном склоне кургана. Только официально захоронено 35000 погибших воинов. Имена их высечены на плитах Пантеона Славы. Но останков значительно больше, там же погребены и безымянные солдаты, и командиры. Там же находится могила командарма 64-й армии Василия Ивановича Чуйкова, завещавшего похоронить себя на Мамаевом. Скажу сразу, впечатление не праздничное, а суровое и скорбное. Впечатляют бесконечные вереницы людей, поднимающихся вверх по лестнице к подножью гигантской скульптуры Родины-матери. Мне удалось присутствовать при церемонии смены почётного караула в Пантеоне Славы. Несмотря на большое количество людей, в тот момент вокруг царила тишина. Как в песне о Мамаевом кургане. Да, еще один примечательный факт. В апреле 2018 года на памятной аллее Мамаева кургана жителем села Черниговка Михаилом Рябцем были высажены привезенные 22 саженца приморской ели. В память о всех приморцах, погибших под Сталинградом. В числе которых был и отец Михаила. Сейчас все деревца подросли.
— Расскажите об артефактах раскопок и священной земле, переданных историко-краеведческому музею города.
— Я попросил Алексея Медведева подготовить для нашего музея подборку артефактов с мест поиска в районе Абганерово, где погибла 208-я стрелковая дивизия. Наша встреча состоялась в назначенный час на аллее возле Кафедрального собора Александра Невского, что находится неподалёку от здания, где был взят в плен фельдмаршал Паулюс. Алексей пришёл с юнармейцами из своего отряда. Они передали мне сапёрную лопатку, железную ложку, винтовочную маслёнку и капсулу для хлорных таблеток, которыми обеззараживали воду бойцы. А кроме того – несколько гильз от немецкой винтовки «Маузер», две советские монеты 1940 г. и фрагмент шинели с сохранившейся петличной эмблемой – капитанской «шпалой». Все эти артефакты были найдены в ходе поисковых работ под Абганерово. Замечу, что и проживал я в гостинице на ул. Абганеровской. Священную землю в мешочке и документ к ней, подготовленные по моему письму, передал мне начальник охраны по поручению директора мемориального комплекса Алексея Дементьева.
— Ваши связи с поисковыми отрядами продолжаются, чем дальше намерены заниматься?
— Алексей Медведев пригласил наших юнармейцев в Волгоград для участия в поисковых работах на следующий год. Если это предложение их заинтересует, то я готов помочь в этом. Сейчас продолжаю работу над очередным историко-публицистическим сборником под названием «Даёшь пулемёты! Красные юнкера Приморья». В нём я расскажу об истории приморских кузниц красных командиров — 1-м Владивостокском и Шкотовском пехотных училищах. Фрагмент этой работы в этом году будет опубликован в «Записках Общества изучения Амурского края».
Подготовила Татьяна ЛЕМЕХОВА, фото автора и В.Н. Ковальчука.
Дата публикации материала: 06-06-2025