В школе она любила математику, но однажды нечаянно поменяла ее на пляж. Думала, обязательно будет танцевать в ансамбле «Березка». Но флакон одеколона с испанским «именем» крепко запал в душу. Потому что в жизненном уравнении не так все складывается, как хочется, хоть ты и перспективный математик. Однако приходит пора, а с нею уверенность, что удалось сделать немало. Об этом разговор с руководителем народного ансамбля «Надежда» Надеждой Лакизовой накануне ее юбилея.
— Я никогда не жила, я работала, эти слова про вас?
— Наверное. Работа всегда была у меня на первом плане.
— А результат? Вы считаете, что всего добились?
— Не могу так утверждать. Когда-то мне пророчили будущее математика. Мы с подругой даже ездили поступать в университет. День был жаркий, морская прохлада манила, какие тут вступительные экзамены, не доехав до Владивостока, мы вышли позагорать. Потом окончила Уссурийское культпросветучилище, Высшую профсоюзную школу культуры. Очень хотелось танцевать в ансамбле «Березка». У них есть номер с шарфами, он меня заворожил. Получила большое удовольствие, когда коллектив приезжал к нам в Артем. Подарила им букет цветов. В детстве хотела научиться играть на фортепиано, пока не удалось. Поработала заведующей клубом в Садгороде, поняла, насколько это не мое. Ни разу не была за границей. Зато возила ребят в Санкт-Петербург на международный конкурс «Восходящие звезды». Родила и воспитала двух прекрасных сыновей. Ради этого можно жить.
— Сколько лет вы занимаетесь танцами?
— С 10 лет.
— Значит, можно говорить об истории вашего танца? С чего она началась?
— Со Дворца культуры угольщиков. С девчонками мы надумали записаться в музыкальную школу. Приехали, а одна из подружек говорит: зачем музыкальная школа, здесь есть балетная студия, зеркальные кабинки и девочки в «пачках», давайте зайдем. Так мы попали в Дом пионеров. С 8-й шахты нас пять человек сюда ездило. Мама тогда сказала: если будет хоть одна четверка в школе, танцы придется прекратить. Пришлось учиться на отлично. Помню, как бабушка, узнав, что я начала танцевать, достала припрятанную на последний день ткань, сшила мне хитон и тапочки. Это был поступок с ее стороны.
— А что за история с Кармен?
— Помните, одеколон «Кармен»? На картинке — танцующая испанка с веером. Она произвела на меня неизгладимое впечатление. Я загорелась идеей поставить номер. Со временем подобрала испанскую музыку, вместе с единомышленниками разработали сюжет. Номер получился красивый, на шесть пар. Но денег на костюмы не оказалось. А костюмы должны быть шикарными: плащи у мужчин, платья в оборках — у женщин. Веера заказывали в Китай. Много было задумок, которые по разным причинам до конца не осуществились. Но вспоминать о них приятно.
— Вы знаете, сколько детей прошло через ваш коллектив?
— Наверное, много. Первый такой вывод сделала, когда мне исполнилось 50. Сестра предложила провести творческий вечер в честь юбилея. И когда начался концерт и понесли в зал Дворца культуры цветы, я поняла, что в нем присутствуют мои ученики и родители. Я не ожидала такого обилия букетов. Самый трогательный момент, когда на сцену вышли танцевать мои ученики, они репетировали номер тайком от меня. От волнения наворачивались слезы. В ответ танцевала сама с сыном и мои сеньоры.
— Чья идея вставлять в общую композицию выступление сеньоров? Я их видела на конкурсе в Артемовском. Создалось впечатление, что танцуют представители трех поколений.
— В Артеме идея моя, но инициатор не я. Когда проводились международные конкурсы во Владивостоке, соревновались и сеньоры, это возраст участников после 30 лет. Там я их и «присмотрела».
Как-то пришли ко мне муж с женой, услышав про «Надежду», сказали, что занимались в танцевальной группе в Ленинграде, спросили, есть ли подобная у нас? Сейчас они живут в Николаеве. А недавно появились во Дворце Володя и Таня Вараксины. Они захотели втайне от дочери научиться красиво танцевать, чтобы сделать ей сюрприз на выпускном вечере. Пришли для себя, увлеклись, и вслед за ними стали подтягиваться люди. Теперь есть три пары. Может, это больше клуб, чем группа. Но они уже вышли на сцену.
— Танцы у вас — семейное пристрастие?
— Все началось со старшего сына, когда он попросил меня научить его танцевать. Но, честно говоря, было не до него, подрастал младший. Рома немножко потанцевал, даже в конкурсе поучаствовал. Очень жалею, что не смогла уделить ему внимания побольше. В семье кто-то ведь должен играть связующую роль. Не получилось фаната и из младшего — Виталия. Он выбрал стезю компьютерщика, работает на кабельном телевидении.
— Сыновья говорили когда-нибудь, что занятия танцами — зря потраченное время?
— Нет, ни они, ни я не пожалели. Виталию танцы в жизни очень помогли. Особенно при поступлении в институт — на бесплатную основу в филиал ДВФУ. Легко отслужил в армии. Был там замечен. Не принял еще присягу, но уже во Дворце танцевал. То есть служба прошла спокойно, благополучно.
— Сейчас в Артеме много танцевальных коллективов, поэтому надо быть на шаг впереди?
— Творчество — такое состояние, которое не позволяет стоять на одном месте, иначе можно «прокиснуть». Правда, в последнее время настроение не то. Может, от ностальгии по прошлому — мы занимались в другое время, когда была большая моральная, материальная поддержка со стороны, огромная заинтересованность в результатах всех. Край помогал, выделял деньги на гастроли. Я возила ансамбль в Кемерово, Ленинград и Ташкент. Можно было людей чем-то заинтересовать. Раньше жило такое понятие — его величество интерес. Вот благодаря ему можно было держать людей.
— Сколько человек сегодня занимается в «Надежде»?
— Примерно 40. Когда-то это был чисто молодежный коллектив, младше 14 лет я не принимала.
— В искусстве надо находиться на верхней ступеньке или достаточно пребывать в середнячках?
— Надо быть на уровне. Когда во Владивостоке существовал Дом народного творчества, приходилось обслуживать иностранные мероприятия, и наш коллектив любили и хорошо знали. Татьяна Яковлевна Бессонова, будучи директором Дворца культуры, порой даже негодовала по поводу очередного звонка с края, что наш коллектив — не пожарная команда. Но мы ездили, выступали. «Надежда» была стабильным коллективом. В Кемерово давали концерт собственными силами, полтора часа находясь на сцене. Пока в Приморье проходил фестиваль «Тихий океан», мы «железно» держали третье место. В штате были репетитор, звукооператор, сейчас я осталась одна. И порой пропадает желание подниматься на верхнюю ступеньку.
— Можете изменить танцу во имя другого искусства?
— Сейчас уже нет. Мне многое нравится, но моя жизнь связана с танцем.
— Вы не устали работать с молодежью, она требует много сил и энергии?
— Я очень люблю молодежь. Когда общаюсь с ребятами, нет чувства, что я не их ровесница. Я могу говорить на любые темы, и им это тоже нравится. Молодежь у нас талантливая. Может, мне повезло, что я общаюсь с теми, кто приходит во Дворец. У нас плохие не задерживаются. В дальнейшем дружат семьями.
— Вы возили коллектив на международные конкурсы, было ощущение, глядя на других, что вы не хуже?
— Я знаю, что они у меня лучшие. Они личности, поэтому не могут быть хуже. Одно дело, когда мы ездили на чемпионаты мира смотреть, а другое — участвовать. И я ребят наших даже не настраивала. Атмосфера конкурса «Восходящие звезды» в Санкт-Петербурге была не конкурсная, а теплая, праздничная, ребята не ощущали — лучшие они или худшие, они были участниками огромного шикарного мероприятия. Их глаза горели.
— В чем ваше счастье?
— В гармонии души.
— В Артеме есть любимые для вас места, кроме Дворца?
— Детский и взрослый парки. Люблю в свободное время прогуляться, здесь запах детства.
— Что составляет богатство вашей семьи?
— Дети. У меня пока нет внуков, сыновья не женаты. Но главное, я и мои мальчики смотрим в одну сторону. Они у меня добрые, не завистливые. Может, им трудно жить с такими качествами, но я не жалею, что они стали такими. Знаю, что в трудное время сыновья всегда придут за советом ко мне. И я сделаю для них все, что в моих силах.
— Как вы проводите дни рождения?
— Обычно дома за столом, с родственниками, с друзьями, соседями. Зачастую я приглашаю небольшой круг, а приходит больше. Единственный день рождения я отмечала во Дворце. Кроме моих друзей, пришли ученики. Я не в состоянии была обеспечить такой шикарный банкет, они принесли все с собой, сказав: мы хотим быть с вами. До четырех часов утра продолжались поздравления. Такое случается раз в жизни.
— Обычно творческие люди предпочитают не рассказывать о будущем, делиться планами, и все-таки…
— Я никаких других целей не преследую, всякая жизнь — удивительный и священный дар. Поэтому стараюсь, чтобы ребятам и всему коллективу жилось интересно. На днях Настя Салахиева и Андрей Нигириш вернулись из Владивостока, где участвовали в конкурсе «Альянс». Пара заняла третье место в двух программах. Вот это наши победы, наше будущее.
Автор: Людмила Костюкова
У города и его окраин — прекрасное будущее
Категория:
Мой город
Чтоб работалось с комфортом
Категория:
Мой город
Праздник одарённых
Категория:
Поколение нового века
Они уехали, но обещали вернуться
Категория:
Здоровье
Все таланты в гости к нам
Категория:
Мой город