«Старость — не радость». Эта поговорка применима в нашей стране к характеристике жизни большинства пожилых людей. И не только по причине того, что болезни в этом возрасте одолевают всё чаще и чаще, но и потому, что как-то особо не разживёшься на среднестатистическую пенсию. Худо-бедно, но жить всё-таки можно. Ещё лучше, если дети довольно обеспечены и могут помогать. А если нет? Или, наоборот, наследники тянут из стариков последние соки и выживают из квартир. Или таковых и вовсе нет, как нет никаких родственников. Тогда старикам прямая дорога в дом престарелых. Кто-то из них боится сюда попасть, кто-то мечтает. В канун Дня пожилого человека корреспондент «В» отправился в дом-интернат для инвалидов и престарелых, что в поселке Артёмовском, чтобы выяснить, какие жизненные обстоятельства приводят пенсионеров в его стены.
Надежда Николаевна Подосинникова — участница Великой Отечественной войны, 1923 года рождения, проживает одна в светлой и уютной комнатке, в которой помещается кровать, шкаф, стол, небольшой холодильник на тумбочке, большой плазменный телевизор (бытовая техника — собственность пенсионерки). На шкафу — две старинные иконки, портреты сына и её самой в военной форме — это тоже атрибуты прежней жизни.
Трудно поверить, что этой милой старушке 88 лет, она интересная и очень доброжелательная собеседница. Рассказала, как зимой 1942 года в числе добровольцев отправилась на фронт, хотя у неё была «бронь». Вот только дальше Биробиджана девушек не повезли, служили они в полку связи, потом трудились в военном инфекционном госпитале в Хабаровске, победу встретила Надежда Николаевна в Маньчжурии.
После демобилизации в октябре 46-го вернулась в Уссурийск, вышла замуж за своего жениха Анатолия, который всю войну работал на заводе. Родился сын Санька. Сейчас ему 63 года, и у него самого уже четыре правнука.
Когда после смерти мужа, с которым прожили 42 года, Надежда Николаевна осталась одна, она ещё поработала фасовщицей в крупном торговом предприятии. Стало шалить здоровье, поехала в госпиталь ветеранов, где и решила написать заявление с просьбой определить её в дом престарелых. Сын — не дочь, а досаждать детям и внукам она совсем не хотела, понимала, что у всех своя жизнь, обид ни на кого не держит. Четыре года живёт здесь Надежда Николаевна, ей всё нравится — и персонал, и то, что всегда рядом медицинская помощь. «Я здесь как у Христа за пазухой, — делится добрыми эмоциями старенькая женщина. — Тепло, светло, кормят неплохо, такие добрые люди работают, пенсию получаю хорошую. Запретила строго-настрого родным везти мне продукты, ну разве что какое-нибудь лакомство. Что ещё нужно старому человеку? Вот только болезни одолевают, если б не они, как в санатории здесь чувствовала бы себя». Её любимый Санька часто навещает маму, бывают и внуки с правнуками. Самый младшенький праправнук полуторагодовалый Платоша тоже приезжал к бабулечке.
Владимир Петрович Юкин — здесь единственный пенсионер с личным автомобилем. И сотрудников, и соседей по комнате, если нужно, отвезёт-привезёт по назначению. Работал на мебельной фабрике в Артёме, оттуда и на пенсию ушёл. Когда сожительница умерла, оставил свою малосемейку её детям и подался в дом престарелых.
Здесь у него есть собственная клумба, которую он сам вскопал и ухаживал. «Я люблю работать на земле и порядок люблю во всём, — рассказывает о своём досуге Владимир Петрович. — Зайдите в нашу комнату, сразу догадаетесь, с какой стороны моя кровать».
Многие пенсионеры, проживающие здесь, стараются оказывать посильную помощь работникам интерната. «У нас есть женщины, которые с удовольствием помогают кухонным работницам, — рассказывает о трудолюбивых домочадцах сестра-хозяйка Ольга Александровна Ковалёва. — Это Нина Петровна Бастрыкина, Екатерина Даниловна Кручан, Варвара Григорьевна Берестенникова. Клавдия Михайловна Хаменок и Ольга Николаевна Покровская поддерживают порядок в обеденном зале».
Геннадий Николаевич Файзенгер — тоже участник войны, на три года младше Надежды Николаевны. Бравый моряк, ему никак не дашь его возраста. Никогда в жизни не пил, не курил. Как-то в детстве с пацанами по окончании 4 класса достали бутыль самогона да папирос, напробовались, с тех пор на дух не переносит он эту гадость.
С 1942-го по 1949-й год служил в морфлоте. После окончил Владивостокский судостроительный техникум. Сначала на берегу работал, потом 30 лет электротехником морячил, в кругосветку ходил, мир посмотрел. Дочь живёт в Большом Камне, сын во Владивостоке, оба врачи, сын при должности. Своя трёхкомнатная квартира во Владивостоке была у Геннадия Николаевича. Вот только как жены не стало, решил разделить он имущество между детьми. Пока дарственная на квартиру была у него, спокойно жилось пенсионеру в заработанной честным трудом квартире. Как только передал сыну, начались проблемы. «Я решил, зачем усложнять себе жизнь, хочется ведь старость в спокойствии провести, — рассказывает свою историю Геннадий Николаевич. — Сначала отправился в госпиталь для ветеранов, а потом и в дом престарелых».
Бравый пенсионер не сидит здесь без дела, не привык, помогает работать во дворе. В его комнате на столе свежие газеты, любимые «Дальневосточные ведомости», на подоконнике радиоприёмник вещает новости. Интересный, образованный человек Геннадий Николаевич. В интернате его навещает дочь, сын здесь ни разу так и не появился…
Мария Алексеевна Семёнова в интернате с 2003 года. 8 сентября ей исполнился 81 год. Она местная, в 1960 году приехала в Артём с мужем из Омской области, четверть века работала на шахте «Дальневосточная» породовыборщицей. Детей иметь Марии Алексеевне не довелось. Как вышла на пенсию, устроилась в милицию Артёма уборщицей. Десять лет проработала, сдружилась с поваром Асей, которая была ей и за дочь, и за друга — во всём помогала, обо всём советовались. Вот только уехала Ася с мужем в Москву, он у неё — военный, а незадолго до этого убедила Марию Алексеевну написать заявление в отдел социальной защиты с просьбой направить её в дом престарелых. Убедила потому, что очень переживала за пенсионерку, у которой не было ни одного родного человека рядом, а ходить ей было всё сложнее.
Нравится жизнь в интернате Марии Алексеевне, в её комнате уютно, над кроватью — ярко-зелёный коврик с медведями, на тумбочке — телевизор. Сдружилась особенно тепло пенсионерка с Владимиром Васильевичем Авдониным, который всегда ее выручает, именно его поднимает среди ночи, чтобы за санитаркой послать, ноги совсем плохие стали. Часто сидят вместе за просмотром сериалов, вспоминают прежнюю жизнь.
Складываются в доме престарелых не только дружеские, но и семейные пары. В мае этого года зарегистрировали свои отношения Юрий Николаевич Лысенко и Любовь Семёновна Широбокова. «Мы с удовольствием наблюдали за развитием их отношений, — рассказывает о «молодых» Ольга Александровна. — А когда они поженились, мы заселили их в одну комнату».
Любовь Семёновна родом из Артёма, работала и руководителем в торговом предприятии, и оператором связи. Детей у женщины нет. В последние годы стало тяжело жить в частном доме, она стала резко терять зрение. В мае 2008 года пришла и написала заявление в отдел социальной защиты г. Артёма, а в октябре заселилась в дом-интернат. Жизнь здесь ей показалась раем — тепло, чистенько, забота персонала чувствуется во всём.
Юрий Николаевич оказался здесь по обмену в 2010 году: тогда одну из бабушек перевели в Уссурийский дом престарелых (у неё нашлись в этом городе родственники), а его, видного уроженца Донбасса, — сюда. На далёкой Украине у Юрия Николаевича живёт дочь, которая сейчас поддерживает связь с отцом — пишет письма. «Душой меня покорила Любовь Семёновна, — раскрыл первопричину отношений «молодой» муж, — вместе нам по-особенному тепло и хорошо». Живёт новоиспечённая семья и тихо радуется своей осени жизни.
Нельзя не обмолвиться в нашей истории о коллективе дома престарелых, ведь большинство его работников — пенсионеры, дружные, работящие, милосердные. Кто ещё будет работать здесь за копейки?
«С наших пенсий ежемесячно высчитывают по 4650 рублей (в такую сумму обходится содержание каждого пенсионера, деньги расходуются на питание, медикаменты, мягкий инвентарь, — прим. авт.). В результате у многих из нас остаток получается больше, чем зарплаты у санитарочек (3-4 тысячи)», — поражается бабушка на лавочке во дворике учреждения.
Даже у сестры-хозяйки зарплата не многим больше. Когда её старенькая мама полностью потеряла зрение, Ольга Александровна, чтобы быть ближе к ней (живут они в Артёмовском), ушла со своей более оплачиваемой работы в Артёме и устроилась в дом престарелых. Сейчас бегает в обед домой, ухаживает за мамой.
P.S. Таким образом, получается, что приводит в дом престарелых пожилых людей либо одиночество, либо острый квартирный вопрос, который дети пенсионеров решают в основном в свою пользу. Более того, для многих отпрысков, чьи старики проживают здесь, их пенсии остаются очень лакомым куском. И навещают они своих матерей и отцов только в день их выдачи. Вот такое «суррогатное» потомство. Им тоже когда-то быть стариками, и вряд ли их будут ждать в доме престарелых.
Дата публикации материала: 30-09-2011