Главная » Статьи » Наш вояж » 20 тысяч километров за 20 дней

20 тысяч километров за 20 дней

20 тысяч километров за 20 дней

Жители Приморья, наверное, отличаются повышенным авантюризмом, поскольку поездка на автомобиле через всю страну для них — не экстраординарный поступок. Тем не менее, это всегда приключение, яркое и незабываемое. Впечатлениями от такого путешествия поделились с нами супруги Наталья и Игорь Новиковы.

РОЖДЕНИЕ ИДЕИ

Мысль проехать через всю страну на старенькой иномарке возникла полгода назад у супруга Натальи. «Игорь, работая во «Владивосток Авиа», побывал во многих странах: и тропических, и северных, и европейских, — поясняет Наталья. — Человек он увлекающийся — и дайвер, и рыбак, и альпинист, в общем, экстремал. Ему захотелось новых ощущений. Вот и зародилась у него мечта проехать через всю Россию на собственном авто. Условия такие: автомобиль должен быть не внедорожником, не крутой, не вездеход». «Жертвой» стал так называемый «паркетный» вариант самой распространённой марки «Тойота-Камри», прослуживший верно и исправно семье Новиковых больше 10 лет. Более полугода Игорь уговаривал свою домашнюю и любящую комфорт жену решиться на такое путешествие, и, наконец, та сдалась, и они пустились в путь. «Настал день «икс», — смеётся Наталья, — я так люблю своего мужа, что не смогла отказать ему в осуществлении этой мечты».

НАЧАЛО ПУТИ

Набитая битком всевозможным необходимым в пути снаряжением, мягкими подушками для Натальи, машина покинула родной Артём и двинулась по направлению к Хабаровску. Путешественница наивно полагала, что всю дорогу будет читать запасённые книжки, смотреть фильмы и спать в комфорте в гостиницах, поскольку машину она не водит. Действительность оказалась суровой.
«Никогда ещё мы не забирались так далеко от дома, максимум до Кронштадтки Спасского района, это поселение возле озера лотосов, — продолжает рассказ Наталья. — У нас с собой был навигатор, регистратор, и мы сначала ориентировались по аппаратуре, но когда пару раз оказались в тупике и ночью начали кружить по ночному Хабаровску, плюнули и стали искать просто путь к федеральной трассе по указателям на улицах». За городом уставшие путешественники принялись искать ночлег, и тут их ожидал сюрприз: никаких гостиниц или кемпингов на трассе не было. Спать пришлось в машине возле стоянки большегрузных автомобилей. В эту первую ночь путешествия заснуть не удалось никому. «Я могу представить отдых, только если у меня есть пуховое одеяло, кошка, яблоко и книжка, а тут пришлось спать на заднем сиденье автомобиля, причём одна нога у меня была на динамике, а на другой спал муж», — сокрушается Наталья. После Благовещенска легковушки с приморскими номерами стали совсем редкими, и путешествие продолжилось в окружении грузовиков. Время от времени попадались участки строящейся дороги, где старенькой «камри» пришлось «попотеть». Ещё хуже приходилось Игорю, который бессменно вёл машину иногда по 15 часов.

СИБИРЬ

Самые острые впечатления оставил сибирский участок трассы, где на многие десятки, а то и сотни километров нет ни заправочных станций, ни попутчиков, только однообразные дикие ландшафты. На этом фоне приятно удивил участок недавно построенной трассы «Чита-Хабаровск», которую принимал сам Путин. «Отличная разметка, хорошее полотно дороги, — рассказывает Наталья, — и забавное впечатление в этой глуши производят беседочки для усталых путников, стоящие через равные промежутки пути. Возле каждой — уже изрядно раздолбанные туалеты и эстакада для автомобилей, нуждающаяся в починке. Причём на самой трассе есть участки, где не берёт сотовый, нет ни одной шиномонтажки, кафе или заправки, и в случае поломки страшно подумать, что будет».

Бурятия встретила путешественников однообразием скудной природы, самыми высокими ценами на бензин и разнообразием пагод и буддийских монастырей. «Их буддизм напоминает, скорее, шаманизм, недаром говорят, что у них там очень сильные колдуны, да и вообще советуют быть в Бурятии осторожней с местным населением, не обидеть бы случайно кого-нибудь, — философствует Наталья. — Буквально на каждой горе есть священные места, что-то типа беседок, пагод, перед каждым расположены деревья, обвешанные ленточками. Сюда приезжают молодожёны, путники, больные, чтобы попросить благословения». Самое впечатляющее в Бурятии — это их национальная кухня. Приморские путешественники остались под впечатлением от великолепных поз (бурятское блюдо, напоминающее узбекские манты). Мясо там свежайшее. Конечно, отведали артёмовцы и знаменитого байкальского омуля.
Байкал встретил искателей впечатлений сильнейшим туманом. В этом «молоке» не было видно не только озера, но и дороги. Решили не останавливаться. Страху натерпелись на так называемом байкальском серпантине, где машины еле-еле разъезжаются из-за узости дороги, которая петляет так, что регулярно попадаются большегрузы, не вписавшиеся в поворот. В дополнение к этому хлынул сильнейший ливень. Город Усолье-Сибирское напоминал Венецию и не оставил желания в нём остановиться, — вспоминает Наталья. — Машина практически плыла. А в Иркутской области в дополнение к ливню кончилась дорога. Многие участки, видимо, прокладывают заново, потому что это просто лесные просеки, наполненные глиняной жижей. Там нет ни старого асфальта, ни остатков грунтовки, просто жидкая глина».

Но не всё было так печально. Сильное впечатление на путников произвели сибирские деревни. Покрытые сплошной резьбой наличники, каждый дом отличается своим особенным деревянным кружевом. Там могут быть металлические ворота, спутниковые тарелки, но резьба сохранилась и, видимо, является предметом гордости и соревнования между отдельными семьями. «Видели просто пряничный домик, так много на нём было резных деталей. Это оказалась районная библиотека города Тулун. А вот жители вызывают жалость, — недоумевает Наталья. — Сразу видно, что работают одни женщины. Они и с водой, и со скотом, и вообще по хозяйству, а мужчины почему-то с утра уже лыка не вяжут. Ребятишки неухоженные, грязные, мы как будто в восемнадцатый век вернулись».

ПУТНИКИ И БАНДИТЫ

Между Красноярском и Кемерово на наших земляков напали бандиты. Наталья говорит, что это не редкость на трассе, и они с мужем столкнулись с этим несколько раз. «Это денежные шахтёрские районы, и расстояния там весьма приличные, — вспоминает Наталья. — Было это среди бела дня, мы шли в потоке машин и увидели, как несколько колоритно одетых мужчин останавливают автомобили, буквально выскакивая на дорогу. Правда, автовладельцы останавливаться не спешили. Всё это было похоже на татарскую свадьбу, и мы подумали, что это такой обычай, когда приглашают поздравить молодых. Когда мы остановились, к машине подскочил огромный мужик в расшитой тюбетейке и стал говорить, что они румыны и нуждаются в помощи. Просил слить немного бензина или дать денег и провоцировал, чтобы кто-нибудь открыл дверцу и вышел. В это время шустрый подросток пытался открыть багажник. Нам потом объяснили механизм их действий. Если кто-то из путников открывает дверцу, они просто выволакивают хозяев из машины и уезжают, а остальные разбегаются. В общем потоке окружающие не сразу понимают, что происходит, и проходит немало времени, пока пострадавшие добираются до полиции, а грабителей уже и след давно простыл. По той же причине в Сибири вдоль дороги висят предупреждающие плакаты о том, что ночевать можно только на охраняемых стоянках или в компании большегрузных автомобилей».

ПРОСВЕЩЁННАЯ ЕВРОПА

За Уралом началась цивилизация. Можно было остановиться в более-менее приличной гостинице, привести себя в порядок, нормально выспаться. Но… начались непредвиденные траты денег. На каждой стоянке платить вдруг стало нужно не только за услуги, но и просто за то, что машина стоит возле отеля или заправки. «Стоянки не охраняются, — возмущается Наталья, — я и так плачу за пользование туалетом, кафе, другими услугами, за что ещё платить? По ту сторону Уральского хребта всё более демократично».

Надолго запомнился путешественнице Тольятти. Здесь машину наших туристов сотрудники ГИБДД подвергли такому придирчивому осмотру, что довели пару до белого каления. «Было ощущение, что ехать через всю страну само по себе является преступлением, — комментирует женщина. — Везде нашу поездку воспринимали с интересом, желали доброго пути, а здесь нагнали жути».
От Омска до Тюмени дороги наши автомобилисты тоже не обнаружили. Была жутко разбитая грузовиками колея, в которую маленькая «тойота» откровенно не вписывалась, заваливаясь то в одну, то в другую канаву. Зато Татарстан встретил путников самым дешёвым бензином. «Мы не знали о существовании этого рая для автомобилистов и проскочили территорию Татарстана на одном дыхании, — рассказывает Наталья. — Там возле каждой заправки стоят крошечные качалки и качают нефть. Кому они принадлежат и что с нефтью происходит дальше, мы не знаем, но в крае полно дешёвого топлива. Самарская, Саратовская и Воронежская области удивили изобилием работников ГИБДД. Они стояли за каждым холмом. Многие прятались за кустами, поднимали капоты, чтобы не были видны полосы на бортах машин, и вообще всячески маскировались. Это было бы смешно, если бы не было так грустно».
Жутко уставшие, но довольные, спустя десять дней после начала путешествия Игорь и Наталья прибыли к родственникам в украинский Славянск. Напоследок Наталья рассказала о примечательном факте. Когда-то она проживала в этом городке, в микрорайоне имени Артёма, а речка, протекающая через город, называется Артёмовкой. Более того, возле города Славянска расположен Святогорск, где около знаменитого монастыря на горе стоит огромный памятник Артёму. Вот какие совпадения бывают в судьбах людей!

Наши путешественники благополучно вернулись домой, полные впечатлений. А мы желаем всем, кому не сидится на месте, счастливого пути и новых открытий!

Автор: Светлана Мельникова
Дата публикации материала: 12.10.2012

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки