Главная » Статьи » Наш вояж » Записки путешественницы

Записки путешественницы

Когда моя любимая тетушка-пенсионерка, инвалид по слуху, объявила, что скоро отправится в центр России, я была в шоке. Оказывается, люди старшего поколения умеют так грамотно распоряжаться своими скромными средствами, что им удается не только вести хозяйство, вовремя оплачивать услуги ЖКХ, но ещё и путешествовать. В поездку она отправилась не одна. Ее сопровождали подруга Людмила и сестра Ольга с мужем Геннадием. И вот четверо приморских пенсионеров, решив разнообразить свою жизнь, сели в самолет и рванули за новыми впечатлениями. Спустя три недели тетушка рассказала мне о своих впечатлениях о поездке.

Москва

Мы приземлились в аэропорту Домодедово ближе к вечеру. Столица встретила нас промозглой погодой: дождь, ветер, холод. Остановились у дальних родственников, проживающих в подмосковном Поварово. Следующий день был экскурсионным. Как полагается, начали с Красной площади. Приходилось бывать там и раньше, и каждый раз я удивлялась, насколько большой она кажется на экране телевизора, и какая маленькая на самом деле. Дальше отправились на территорию Кремля: побывали в церкви Вознесения Господня, сфотографировались около Царь-Колокола, Царь-Пушки, у соборов. Снимки не получились, потому что фотографы из нас никакие, да и с техникой на «ты» общаться не научились. Посмотрели выставку старинных английских предметов быта. Дальше отправились в Третьяковскую галерею. Там, конечно, было на что посмотреть, но сделать это обстоятельно не представилось возможным из-за ограничений во времени: надо было успеть совершить обзорную экскурсию по столице.

Автобус привез нас к Поклонной горе, на Воробьевы горы, гид рассказывал интересно. Тур по историческим местам столицы незабываем, но если о Москве говорить в целом, то мне там не понравилось. Людей — тьма, все куда-то торопятся, никто на просьбу не откликнется, только отмахиваются, как от назойливых мух.

Санкт-Петербург

На следующий день по плану — Санкт-Петербург. В Северную столицу мы приехали поздно вечером. Дождь лил вовсю! Нас гостеприимно встречал мой одноклассник Николай, проживающий с женой и дочерью в небольшой двухкомнатной квартире.
На следующий день попасть в Эрмитаж нам не удалось, потому как была большая очередь и дождь. Мы решили взять обзорную экскурсию на катере по каналам города. Гид — изумительный: слушать было интересно и приятно.

Потом мы гуляли по Невскому проспекту, весь день провели на улице, вымокли и замерзли. Ходили по центру, разинув рты и задрав головы, ведь в исторической части города каждый дом — архитектурная сказка.

В конце первого дня нашего пребывания в культурной столице, придя домой, мы не могли ни есть, ни пить, потому что устали неимоверно. Сразу легли спать. На второй день пошли в Эрмитаж, который располагается в Зимнем Дворце. Там можно заблудиться. Прошагав по залам полдня, совершенно обессилели. Геннадий сказал: «Вы как хотите, а я — к выходу». Не все так просто, господа! Еще часа два мы искали выход. Конечно, рассмотреть все в ускоренном темпе нереально. В этом году там проходили французская, голландская, английская выставки предметов быта. Картины — в основном портреты. Я была в Эрмитаже не в первый раз, поэтому знала, чего ожидать. Единственное, что меня удивило — это бесплатное посещение для пенсионеров и еще некоторых категорий граждан, например, для детей, студентов, участников боевых действий. В итоге мы провели там почти целый день. От усталости валились с ног. Поэтому, чтобы отдохнуть, решили взять автобусную экскурсию, тем более что на каждом углу стоят зазывалы. То, что рассказала гид, оказалось повторением экскурсии по речным каналам. Второй раз слушать одно и то же было неинтересно.

На третий день мы посетили Петропавловскую крепость. Побывали в часовне, где в саркофагах захоронены Петр 1 и представители родовитой знати. Потом отправились в Исаакиевский Собор. Там выставлены троны в царских молельнях. После этого посетили Храм Спаса на крови. Красивейшее, величественное сооружение. Из всего, что я видела в этот раз, этот храм мне понравился больше всего.

Ощущения, которые испытываешь, находясь в таких стенах, невозможно описать. Захватывает дух, как будто растаяла пелена времени, и даже мироощущение меняется. Вообще, как только мы ступили на Невский проспект, нас не покидало чувство гордости за страну, за то, что эта красота находится у нас, в России. Мы ведь, живя на периферии, оторваны от центра и кипящей жизни, варимся в своем котле. А оказавшись там, ощущаешь свою причастность к великой истории. Удивительно еще и то, что все это удалось сохранить, несмотря на войну, разруху. Но ведь сохранили, отреставрировали, и теперь мы можем наслаждаться этим величием.

На четвертый день ездили в метро и рассматривали станции. В Москве они тоже впечатляющие, но в Петербурге мне показалось красивее. Зато в Москве удобнее. Жители Северной столицы очень доброжелательны. Не отмахиваются от туристов, как в Москве, всегда подскажут, направят, объяснят.

Побывали мы у памятника Чижику, который поставили в честь студентов сравнительно недавно. Сейчас это очень популярное место для молодоженов и туристов. Весит каменная скульптура всего 7 кг, и ее несколько раз воровали, пока власти не додумались прикрепить ее к основанию.

Пушкин

По самому городу не гуляли, времени было в обрез. Нас сразу повели в Петродворец: огромный, красивый, в 4 этажа. Но разрешалось ходить только по первым двум. Дворец построен анфиладой. Получается, что люди жили на виду друг у друга. Чтобы как-то уединиться, ставили ширмы. Много зеркал, каминов, красивый паркет, потолки. Каждый зал неповторимым образом отличается от предыдущего. Больше всего понравилась янтарная комната. Стены, потолок, камин — все сделано из янтаря: резного, ажурного. Красота неописуемая! Всем известно, что после войны эту комнату полностью восстанавливали. Янтарь считается самым сильным оберегом, поэтому я купила для внучки янтарные серьги. Что мне понравилось, так это диктофоны, которые выдают в начале экскурсии. Если ты не успел подойти поближе к экскурсоводу, то издалека не услышишь, что она рассказывает, а с диктофоном очень удобно. Фотографировать запрещено, но этот запрет выполняют только иностранцы. Русские же исподтишка все равно пытаются, улучив момент, сделать снимки, в моем архиве много смазанных фото. Потом спустились в парк. Он очень большой и красивый: беседки, гроты, озеро. Фонтаны, конечно, были уже отключены, многие скульптуры закрыты. Но я была там несколько лет назад. Когда фонтаны действуют, зрелище неповторимое! Раньше горожане могли прийти и погулять по парку. Сейчас туда просто так не попадешь: пропускная система, охрана, проверки, турникеты. Это в связи с угрозой терактов, как нам объяснили. Еще там расположен лицей Пушкина. Нам показали учебный класс и спальню. Сам городок маленький, как наш посёлок Заводской. На въезде стоят памятники Пушкину и Петру 1. Территория очень ухоженная. На каждом углу продают сувениры — одно разорение для туристов.

Павловск

От Петербурга до Павловска — 40 минут на автобусе. Городок небольшой, меньше Артема, назван в честь императора Павла 1.

Основная достопримечательность, ради которой все туда едут, — двухэтажный Павловский Дворец, построенный буквой П. Для посещения были открыты все комнаты. Прошли мы их за полтора часа. Зато по большому придворцовому парку погуляли. Он сохранен в первозданном виде: дорожки посыпаны песком, освещают их старинные фонари. Правда, погода нам не благоволила, все еще лил дождь. По самому городу мы гуляли недолго, он небольшой и чистенький. Архитектурных изысков там нет, дома типовые. Единственное, что было интересно, это царская конюшня в старой части города, где содержался выезд Павла 1. Каменные наличники, фигурки. Промелькнула меркантильная мысль: «Если бы я получила такую конюшню в наследство, жизнь бы удалась!».

В округе расположилось большое количество киосков с сувенирами. Мне понравилось доброжелательное отношение жителей к приезжим.

Ярославль

В Ярославль мы ехали восемь часов на поезде от Москвы и прибыли туда в семь часов утра. День провели с родственниками. На второй день посмотрели на Кремль. Там все в довольно ветхом состоянии. По деревянной лестнице можно было подняться на смотровую площадку, откуда открывается вид на город. Но так как был дождь со снегом, сильный ветер, было скользко, то никто из туристов не рискнул туда подняться.

На территории Кремля расположено лобное место и несколько церквей.

Потом мы гуляли по набережной. Хотели покататься на катере, но навигация закончилась. Зашли в церковь Успения, поставили свечи. В это время там как раз выставляли мощи Святой Варвары. Очередь была огромная, много молодежи, все с цветами. Хотелось туда попасть, и я была готова отстоять в этой очереди, но Геннадий заартачился: «Я туда не пойду, сил нет». Пришлось подчиниться правилу стаи: вместе, так вместе. И мы отправились домой отдыхать.

На следующий день посетили старинный женский монастырь. В нем много молодых монашек. Живут они очень аскетично. В кельях, кроме железной кровати, столика, сундука и икон на стенах, ничего больше нет. Да им и не положено. Все свободное от бытовых дел время они проводят в молитвах.

Сам Ярославль разделен на старый город и промышленный центр. В старом городе много старинных церквей. Там сам дух особый. Атмосферу нельзя сравнить с современными храмами.

Удивили цены в магазинах. Все в три раза дешевле, чем у нас. Для сравнения: хлеб стоит шесть рублей, соответственно, на свою пенсию я могла бы там жить в три раза лучше, но… родня в Приморье.

И снова Москва

Последние три дня своего путешествия мы провели в подмосковном доме отдыха «Подмосковные вечера». Но до этого в столице посетили Оружейную палату. Я пошла бы туда еще и еще раз: выставлено большое количество карет, доспехов, кольчуг, посуды, царской одежды. Это живая история, и трудно подобрать слова для своих ощущений. Они волнующие и ни с чем не сравнимые.

Побывали в Алмазном фонде, где охрана отобрала наши телефоны и фотоаппараты. Там выставлены шапка Мономаха, короны императоров, царские ювелирные украшения, слитки золота. Красота неописуемая, все сверкает, блестит! Серьги императриц настолько тяжелые, что их не вдевали в мочку уха, а вешали с помощью большой дужки на ухо, как мы носим гарнитуру от телефона. Очень тяжелые ожерелья, которые носить почти невозможно, и поэтому императрицы и царицы надевали их очень редко, по особо торжественным случаям. Не знаю почему, но там нет вывесок или описаний, кому принадлежал тот или иной предмет. Поэтому, если не расслышал, что говорит гид, то сам и не узнаешь. И удивительным для нас стало то, что иностранцам выдают карточки с описанием всех предметов, а русским — нет. Это было неприятно. Но на фоне общих впечатлений, полученных за три недели путешествия, мелочи сгладились.

Оставшиеся два дня мы наслаждались подмосковной природой: сосны, голубые ели, озеро, тишина, птицы…

А потом была дорога домой на самолёте, она показалась мне труднее, чем путь в столицу. Наверное, сказывались общая усталость и возраст. Но я ни на минуту не пожалела о том, что позволила себе это путешествие: все-таки духовное всегда будет оставаться выше физического. На то мы и люди.