Главная » Статьи » Сохранение памяти

Сохранение памяти

Сохранение памяти

Страна продолжает отмечать печальную дату своей истории — 75-летие с того момента, когда появились «враги народа» и начались политические репрессии. Семь десятков лет прошло с той поры, а люди ничего не забывают, потому что это пережито ими самими или их самыми близкими родственниками.

Заметает время места массовых расстрелов, ровняет с землей бывшие лагеря политзаключенных, а дети репрессированных продолжают искать любую информацию о родителях, братьях и сестрах.

Пример тому — письмо, которое пришло по электронной почте в редакцию. В.И. Пищиков сообщает газете: «Прочитал статью в «Выборе» «Время памяти и прощения». Она имеет прямое отношение к судьбе нашей семьи. Наша семья: мама — Мельникова Елена Александровна, отец — Пищиков Иосиф Васильевич, брат — Пищиков Александр Иосифович и я — Владимир Иосифович. Родился в Артеме 10 ноября 1937 года, за месяц до трагической гибели отца. 4 декабря он покончил жизнь самоубийством. Об этом есть свидетельство о смерти №1297 от 21.12.1937 г., выданное Артемовским городским ЗАГСом. После его смерти мы вернулись в Москву. Много лет позже мы с братом поняли, что таким поступком отец спасал всех нас, нашу семью. Мать никогда ничего по этому поводу не рассказывала. Наверное, боялась до конца жизни. Теперь от нашей семьи я остался один. Но у меня есть дети, две внучки, племянница. Очень прошу вас найти и сообщить факты из жизни отца, обстоятельства его гибели. Он был честным, порядочным инженером, участвовал в становлении Артемовской ГРЭС. Теперь эта станция для нас как память о нем и его товарищах. Где он похоронен, есть ли могила? Глубокая благодарность вам за то, что поднимаете такую важную и нужную тему».

Автору письма, судя по тексту, тоже исполнилось 75 лет. Но не успокоена душа человека, так и не узнавшего всей правды. Если кто-то знает о его семье, отце, позвоните в редакцию, мы поможем передать сведения по назначению.
Не успокоена душа репрессированных и их детей, проживающих в Артеме. 26 января они собрались в храме Богоявления, чтобы вспомнить невинно погибших в годы репрессий. Настоятель храма протоиерей Георгий провел поминальную службу. А они стояли со свечами в руках, мысленно обращаясь к небесам, прося спокойствия и прощения.

Для Азалии Сверкуновой прошедший понедельник был «знаменательным». 28 января 1938 года были расстреляны ее мать и отец — через месяц после ареста. «В первое время, когда мы начали интересоваться судьбой родителей, нам говорили, что они осуждены на10 лет без права переписки, — вспоминает Азалия Михайловна. — В 47-м ответ был такой же. После Хрущевской оттепели на наш запрос был получен ответ, что у родителей групповое обвинение, в заговоре участвовали 13 человек, такие дела рассматривались в первую очередь. Потом со временем нам выслали свидетельства о смерти из Новосибирского ЗАГСа, что мать и отец, хотя находились в разных лагерях, скончались в один день. У одного болела печень, у другого — сердце. Они умерли, судя по этим бумагам, в 1944 году. И только в 90-е годы получено официальнее сообщение, что мама и папа расстреляны 28 января 1938 года по обвинению в диверсиях и шпионаже, как и все — по 58 статье». Реабилитированы в виду отсутствия состава преступлений.

Реабилитацией имен сотен людей в Артеме решил заняться и журналист Артемовского телевидения Александр Надточев. Телевизионщики хотят создать фильм о тех страшных временах. Уже сделано более десяти часов видеозаписей, состоялись десятки встреч и бесед. Не позавидуешь коллегам, тема требует и такта, и сердечности, и жесткости, и боли.
«Объединить всех вместе сложно. Каждый человек, каждая судьба должны освещаться отдельно. Надо делать фильм по-настоящему, а не просто так», — сказал Александр Иванович. И он прав. Пройдут года, и, может, кто-то напишет такие же строки: «Помогите найти какую-нибудь информацию о моем отце, матери»…

Дата публикации материала: 30-01-2013

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки