Главная » Статьи » Кинообзор » Диета для кинозрителя

Диета для кинозрителя

Диета для кинозрителя

Год прошел, настала пора подводить очередные киноитоги. Раньше я делал это с удовольствием. Теперь со смешанным чувством, в котором больше разочарования, нежели радости. Мудрый Пушкин говорил: нельзя поверить алгеброй гармонию. Но каждый раз, когда дело доходит до состояния дел в кинематографе, сразу начинают оперировать понятиями «кассовые сборы», «рекордсмены проката», и никто при этом не говорит о художественных достоинствах, словно речь идет не об искусстве, а о добыче угля на-гора. Кинорежиссер Андрон Кончаловский по этому поводу верно подметил: «Мы живем в печальные времена, когда художественную ценность подменили рыночной стоимостью». Ну что ж, с цифрами в руках попробуем проанализировать, чем порадовало нас в ушедшем году большое кино…

ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО

Америка, мечтающая о мировом господстве, безусловно, добилась этого в двух вещах: весь мир пользуется отпечатанными в США банкнотами и смотрит снятое в Голливуде кино. Американская фабрика грез исправно выдает со своего целлулоидного конвейера один блокбастер за другим, даже не особенно заботясь о придумывании оригинальных историй. Достаточно иметь стандартный набор супергероев, — от Джеймса Бонда до Человека-паука, — чтобы без конца тиражировать очередные продолжения, украшая их крутыми спецэффектами. Публика глотает это зрелище, словно гамбургеры, даже не стараясь пережевывать. В итоге десятка «голливудского меню» за 2012 год для мирового проката сложилась следующим образом (прокат некоторых картин еще продолжается, и они могут изменить свои позиции в списке):

1. «Мстители» — $1511,8 млн.
2. «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» — $1081 млн.
3. «007: Координаты «Скайфолл» — $1003,6 млн.
4. «Ледниковый период-4» — $875,1 млн.
5. «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 2» — $812,1 млн.
6. «Новый Человек-паук» — $752,2 млн.
7. «Мадагаскар-3» — $742,1 млн.
8. «Хоббит: Нежданное путешествие» — $706,5 млн.
9. «Голодные игры» — $686,5 млн.
10. «Люди в чёрном-3» — $624 млн.

Американская зрительская аудитория, давно и безнадежно подсаженная на голливудскую «иглу», уже настолько привыкла к своим персонажам из комиксов, что все новое воспринимает с трудом. Особенно, когда нужно не только смотреть, но еще хотя бы немножко думать. Именно поэтому не дотянули до попадания в десятку мрачноватый космический триллер Ридли Скотта «ПРОМЕТЕЙ», продолжающий тему «Чужого», эпохальный философско-фантастический блокбастер «ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС», а также французская мелодрама «НЕПРИКАСАЕМЫЕ», собравшая по миру кассу в 420,8 млн. долларов, что является рекордным результатом для европейской киноленты (у нас она недавно была показана на первом канале под названием «1+1»). Фильмы, не окупившие себя в США, легко добирают кассу в остальных странах. Вот почему Голливуд в последнее время всё чаще оглядывается на международный прокат, как на спасательный круг. И вот почему американские кинозвезды зачастили со своими премьерами в Россию — у нас в этом смысле есть, где разгуляться и кого зомбировать. Ведь новое поколение российских зрителей, утратившее ориентиры, наработанные гуманистическим советским кино, с радостью вкушает теперь западные ценности, стремясь догнать и перегнать Америку. Это же стремление со всей очевидностью демонстрирует и новая поросль молодых отечественных кинематографистов.

РОССИЙСКОЕ КИНО

Однако слепое копирование голливудских образцов и безуспешные попытки насильно привить их здесь ощутимых успехов пока не приносят. Чужеземный плод укореняется на нашей российской почве с трудом, давая лишь чахлые ростки. Во-первых, подкормка слабая, если иметь в виду финансы и техническую базу. Во-вторых, агрономы из наших режиссеров никакие. Они не умеют прочувствовать загадочную русскую душу зрителей, будучи сами оторваны от родных корней. Ведь учиться снимать кино надо все-таки не на голливудских образцах, а на достижениях советского кино. Новых Гайдаев и Ростоцких в результате как-то не вырисовывается, зато каждый норовит стать новым Тарантино. Но вместо «тарантин» мелькают на наших экранах какие-то заморенные «тарантулы». Поэтому наши зрители предпочитают глотать иноземные плоды в чистом виде, не очень-то доверяя их российским аналогам. И вот чего они «наелись» по итогам проката в 2012 году (указаны приблизительные кассовые сборы):

1. «Ледниковый период-4: Континентальный дрейф» — $50 млн.
2. «Мадагаскар-3» — $49 млн.
3. «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 2» — $43,5
4. «Мстители» — $43 млн.
5. «Люди в черном-3», $37 млн.
6. «Джон Картер» -$34 млн.
7. «007: Координаты «Скайфолл» — $25 млн.
8. «Гнев титанов» — $23, 5 млн.
9. «Тeмный рыцарь: Возрождение легенды» — $22, 5 млн.
10. «Прометей» — $22 млн.

Как видим, ни одному российскому фильму не удалось попасть в десятку кассовых рекордсменов, как бы ни пыжились при этом их создатели с рекламной кампанией. Вот характерный пример. Решили у нас по примеру американцев снять свой фантастический блокбастер «МОСКВА 2017» о нашествии инопланетян на первопрестольную. Привлекли для участия западных актеров, вбухали в бюджет 15 млн. долларов, старательно корпели над спецэффектами. И что? Кинолента заработала лишь 3,84 млн. долларов на 912-ти копиях в российском прокате. Мало у кого возникло желание посмотреть на разрушающуюся столицу даже из чувства злорадства. Убытки налицо. Не оправдала себя и ставка на патриотизм. Снятые по госзаказу фильмы «УЛАНСКАЯ БАЛЛАДА» (в ознаменование юбилея Бородинского сражения), «АВГУСТ. ВОСЬМОГО» (в оправдание военного конфликта с Грузией) и «МАТЧ» (в честь примирения с Украиной) с треском провалились в прокате, несмотря на размах съемок и солидный бюджет. Потому как патриотизм навязать нельзя, и зрители тонко чувствуют фальшь. Особенно досадно, что не окупился в прокате действительно хороший фильм «ШПИОН» — профессионально снятый, стилистически точный, по-настоящему остросюжетный и прекрасно воссоздающий визуальный образ утопической сталинской Москвы. И даже популярный нынче молодой актер Данила Козловский в главной роли не спас положение. Впрочем, Данила взял свое в другом фильме «ДУХLESS» и даже отхватил за эту роль несколько наград. Сам фильм выбился в тройку лидеров среди российской кинопродукции: при бюджете в 3 млн. долларов он собрал в прокате 14 млн. Вместе с ним в эту тройку попала полнометражная анимационная лента «ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК» (21, 6 млн.), и комедия «О ЧЕМ ЕЩЕ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ» (17, 6 млн.). Есть достижения и в нашем арт-хаузном кино. Изначально не рассчитанные на широкий зрительский успех у себя на родине фильмы Андрея Звягинцева «ЕЛЕНА», Александра Сокурова «ФАУСТ» и Кирилла Серебренникова «ИЗМЕНА» вызвали заметный общественный резонанс и заработали неплохую кассу в зарубежном прокате, подтвердив старую аксиому о том, что «нет пророка в своем Отечестве»…

МОЕ КИНО

По просьбам некоторых читателей в итоговом кинообзоре я решил обнародовать десятку лучших с моей точки зрения фильмов прошедшего года и таким образом возобновить прежнюю традицию. Может, это и нескромно, но люди хотят сравнить свои вкусы и предпочтения с выбором кинообозревателя. К тому же это существенно расширяет перечень достойных фильмов, который отнюдь не исчерпывается двумя вышеприведенными списками лидеров проката, где повторяются, по сути, одни и те же голливудские названия. Итак, мой выбор выглядит так:

1. «Жить» (Россия).
2. «Шпион» (Россия).
3. «Чрево» (Франция-Венгрия-Германия).
4. «Зима, уходи!» (Россия).
5. «Облачный атлас» (США-Германия).
6. «Шапито-шоу» (Россия).
7. «Амфетамин» (Гонконг).
8. «Прометей» (США).
9. «Анна Каренина» (Россия).
10. «Кококо» (Россия).

Уточню, что в этот список помимо новинок 2012 года попали и фильмы, снятые чуть ранее, но дошедшие до нас лишь в прошлом году, и то благодаря Интернету. Про фильмы «Шпион», «Облачный атлас», «Шапито-шоу», «Прометей» и «Кококо» я уже подробно писал в прошлых кинообзорах. Так что отдам должное остальным. Фильм Василия Сигарева «ЖИТЬ» на тему о том, как пережить смерть близкого человека, смотреть местами просто невыносимо. Но надо. Я поступил радикально, посмотрев его в новогоднюю ночь — и пережил давно забытое ощущение катарсиса. Рад, что актриса Ольга Лапшина, сыгравшая здесь на пределе эмоций, получила за свою работу премию «Золотой орел». «ЧРЕВО» — отменный европейский психоделик Бенедека Флигауфа с Евой Грин в главной роли. Ее героиня клонирует погибшего возлюбленного и воспитывает его, как сына, чтобы затем сделать своим любовником. История невероятная, но сыгранная сдержанно и на полутонах. От политики нынче никуда не денешься, а потому документальный альманах «ЗИМА, УХОДИ!», снятый десятью молодыми режиссерами и представляющий объективную, живую летопись последних событий в нашей стране, связанных с митингами оппозиции, тоже попал в мой список. Эти кадры не показывали по ТВ. Но это не значит, что их не было. Фильм гонконгского режиссера Скада «АМФЕТАМИН» — красиво, даже изысканно снятая «голубая» драма о силе любви, стирающей социальные, сексуальные и прочие границы. Визуальное пиршество, рождающее бурю эмоций и дающее к тому же представление о жизни азиатских соседей. Ну, и наконец, многострадальная экранизация гениального русского романа «АННА КАРЕНИНА», осуществленная Сергеем Соловьевым, где свои последние роли сыграли Олег Янковский и Александр Абдулов. Фильм на экраны до сих пор не вышел, зато удалось добыть его в Интернете. Осталось еще разыскать неуловимую, запертую продюсерами в сейф «АССУ-2», ибо два этих фильма составляют вместе своеобразную дилогию. Но кто ищет, тот всегда найдет…

Напоследок о тех, кого обласкали своими призами критики и киноакадемики. По итогам года российская национальная премия «Золотой орел» досталась фильмам «БЕЛЫЙ ТИГР» и «ОРДА». Гильдия российских кинокритиков вручила свою премию «Белый слон» сокуровской ленте «ФАУСТ» сразу в четырех главных номинациях; при этом фильмами-событиями года названы социальная драма Светланы Басковой «ЗА МАРКСА» и документальная лента «ЗИМА, УХОДИ!». Американский «Золотой глобус» получили фильмы «ОТВЕРЖЕННЫЕ» и «ОПЕРАЦИЯ «АРГО». Вручение премий «Оскар» и «Ника» — еще впереди. А пока следим за премьерами и садимся на диету, чтобы не глотать без разбора однообразные и жирные блюда из «голливудского меню»…

Автор: Сергей Славгородский
Дата публикации материала: 01.02.2013

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки