Долгоноши… Почему именно так называют между собой работники почты тех, кто разносит адресатам пенсии, они и сами объяснить не могут. Но название это укоренилось и в профессиональном сленге разъяснений не требует. Раньше пенсии доставляли почтальоны, разносящие и корреспонденцию. Сегодня их функции разграничены, но, как показывает действительность, только на бумаге. На практике же при остром кадровом голоде долгоноши, разнеся пенсии, наполняют свои сумки письмами и газетами и снова отправляются на участок.
Елена Бабичева 15 лет назад приехала с семьей в Артем с Сахалина. Тогда, а это был 1997 год, в Уссурийске планировали запустить ТЭЦ, и ей предложили работу как молодому специалисту. На прежнем месте жительства она трудилась химиком-лаборантом на местной ГРЭС, была спортсменкой и активисткой. И, недолго думая, молодая мама сорвалась с привычного места и рванула в Приморье. Но строительство заморозили. Поскольку в свое время ее родители переехали из Артема на Сахалин, а здесь жили родственники, она и решила вернуться на родину. Всегда мечтала жить в собственном доме и, видимо, пришло время мечте осуществиться. После обустройства на новом месте задумалась о работе. Да вот только найти занятие по душе долго не удавалось. Пробовала себя в роли швеи, продавца, но все было не то.
Однажды Елена увидела объявление: «Требуются почтальоны». И сразу вспомнилась мама, которая 20 лет в любую погоду шагала по улицам сахалинского поселка с толстой сумкой на ремне. Лене нравилось, как мама общалась с людьми. Для них она была не просто почтальоном, а источником информации. С ней все делились новостями и расспрашивали о новшествах. Кто-то с нетерпением ждал письма, кто-то газету или журнал. Люди выходили к калиткам, чтобы встретить ее, поздороваться, перемолвиться словечком. «Наверное, мне сюда», — подумала Елена и направилась в отделение почтовой связи № 1, что расположено на остановке «Больница». Первое время усиленно изучала участки, которых оказалось семь, училась обрабатывать корреспонденцию, осваивала новые маршруты. Знать участки — значит держать в голове карту района. Всем известно, что частный сектор довольно замысловат, и порой найти такой-то адрес бывает непросто. У почтальонов есть маршрутные схемы, которые помогают им рационально использовать расстояния, чтобы не «нарезать» лишние круги, а дойти до любого дома за минимальное время. Начинала, как и все, с почтальона третьего класса. Со временем все изучила. Сегодня она почтальон первого класса с шестилетнем стажем работы.
Раньше работников было в достатке, на каждом участке — свой почтальон. Сейчас с кадрами беда, поэтому ей приходится обслуживать практически все участки отделения. И даже нет возможности вручить клиенту заказное письмо, как это должно быть, только извещения в ящики бросает. «Если бы люди не боялись прийти к нам на работу, и штат был укомплектован, то и работать было бы гораздо легче», — говорит Елена. Обслужить один участок не составляет большого труда. Тяжело, когда приходится работать одной. Благо, недавно взяли еще двух почтальонов. Сейчас перешли на сдельную оплату труда, то есть, чем больше сделаешь, тем больше получишь зарплату. В специальные реестры она записывает, сколько писем сегодня обработала, сколько газет доставила, количество обслуженных пенсионеров, километраж, который прошла. На каждом маршруте километраж рассчитан. Например, на одном участке он составляет 15 км, на другом — 18 и т.д. Доплачивают за работу в выходные и праздники, за доставленные рекламные листовки и квитанции, за проданные конверты и открытки. В зависимости от выработки и формируется зарплата почтальона. «Если не лениться работать, то можно получать неплохие деньги,- откровенничает собеседница, — мне это удается. Живу в частном доме, а он постоянно требует вложений: то фундамент надо поправить, то крышу, то забор. Поэтому зарабатывать мне надо достаточно, чтобы суметь все это сделать. Пока получается».
Ей нравится работать с людьми и находиться весь день в движении. Кто-то посещает спортзалы, чтобы сбросить лишние калории, а она это делает на работе, может быть, поэтому у нее и нет лишних килограммов. «Но я всегда занималась спортом со школьного возраста: волейбол, бег, лыжи. Поэтому для меня физические нагрузки — образ жизни», — подчеркивает Елена.
Когда разносит пенсию, обязательно берет с собой некоторые виды повседневно необходимых для людей товаров. Есть те, кто постоянно покупает что-то определенное с пенсии. Это удобно. Пожилым людям не надо лишний раз идти в магазин, а долгоноше — дополнительный заработок. Некоторым пенсионерам она даже оставляет номер своего телефона, потому что порой оказывается единственным человеком, который может им помочь. Но это уже ее личное человеческое качество. Есть у нее свои любимчики, которые и о себе любят рассказать, и о ней расспросить.
На вопрос — что держит ее на этой работе, отвечает просто: «Мне нравится заниматься тем, что я делаю, и коллектив у нас хороший».
Почтальонам выдают зимнюю и демисезонную обувь, одежду, сумки, дождевики. Им даже велосипеды положены по закону. Но никто из почтальонов их не требует, потому что это не облегчает, а осложняет работу в нашей местности. Дома все расположены рядом друг с другом, так что пришлось бы через каждые пятнадцать метров спешиваться, где-то парковать велосипед, опять забираться на него, а это только утомляет. И не факт, что пока она будет в каком-то подъезде раскладывать почту по ящикам, ее велосипед не «уведут».
Однажды был случай: она принесла пенсию одной бабушке, позвонила на домофон, та открыла ей дверь. Елена рассказывает: «Пока я ей пенсию выдавала, она рассказала, что обокрали соседскую квартиру. Вор, чтобы попасть в подъезд, позвонил в домофон, набрав наугад цифры и представился почтальоном. Я ей посоветовала не впускать случайных людей в подъезд и ушла. И тут вспомнила, что не вручила ей письмо. Возвращаюсь. Бабушка интересуется, кто пришел. Представляюсь почтальоном. А она мне в ответ, мол, почтальон у меня уже был, уходите отсюда. Я поняла, что доказывать что-то ей сейчас нет смысла, старушка под впечатлением недавних событий и дверь все равно вряд ли откроет, а я только время потеряю. Пришлось вернуться к ней на следующий день».
Елене присуща активность во всем. В почтовом отделении ведет профсоюзную работу, дома — любит вязать, занимается огородом, даже после трудового дня. Это успокаивает ее и приносит удовольствие. Высаживает много цветов. Спрашиваю, что могло бы улучшить условия труда, облегчило бы его? «Хотелось, чтобы почтальон имел льготный проезд в общественном транспорте. Есть позиции, по которым расходы на проезд возмещают, но не по всем. А район у нас от магазина «Арсенал» на автобазе до мебельной фабрики. Плюс частный сектор по обе стороны от дороги. Хотелось бы улучшения бытовых условий, например, наличие душевой, чтобы летом после дороги и жары можно было принять душ. Большая проблема — отсутствие почтовых ящиков в частном секторе, да и в подъездах многоквартирных домов тоже. Были бы ящики в порядке — все было бы хорошо».
Вот так, желания-то не сказочные, а вполне нормальные. Возможно, со временем они исполнятся. А вывод из всего сказанного один — человек на своем месте. Значит, и жизнь его гармонична, и душа в согласии, и трудности по плечу.
Автор: Валентина Серебрякова
Облик Артёма
Категория:
Мой город
Нелёгкий хлеб судебного пристава
Категория:
Статьи
Последний приют
Категория:
Статьи
Влюблённые с улицы Фокина
Категория:
Персона
Молодежь — двигатель интересных проектов
Категория:
Статьи