Главная » Статьи » Мой город » Был СМиД, и была рабочая слава…

Был СМиД, и была рабочая слава…

Был СМиД, и была рабочая слава…

Угловое, переулок Заводской, территория Приморской транспортной компании. Молодые сегодня не понимают, почему их отцы и деды этот участок Артема называют малопонятным словом СМИД. Все очень просто: с 1956 по 1994 годы там строился, развивался, работал завод строительных материалов и деталей — лидер городских и приморских отраслевых социалистических соревнований разных лет. В 1994-м завод, к сожалению, обанкротили…

СТАРТ ОТ … «КАМОРКИ»

Между остановками автобуса «Берзарина» и «101-й» есть небольшое строение, в котором сейчас ведется оптовая торговля мясом. Вот этот крохотный домик — начало огромного СМиДа. В середине 50-х там была контора небольшого кирпичного завода — «101-го», сам завод раскинулся чуть дальше. Нетрудно догадаться, что именно «101-м» названа остановка, которую никто не переименовал и по сей день.

А уже в 1960-м директор завода, бывший фронтовик Федор Герасимович Акулов в артемовской газете «Шахтер» рассказывает о грандиозных планах трудового коллектива: «Социалистическую семилетку выполним за шесть лет. Производственные мощности увеличим в 2,5 раза». Резервы, как мы читаем дальше, есть, ведь в 1959 году план производства кирпича перекрыт более чем на 30%, а себестоимость значительно снижена.

Директор рассказывает, что коллективу удалось переоборудовать завод без крупных материальных затрат. Произведена реконструкция сушильной системы, механизирована доставка угля на кольцевую печь, а также шлако- и золоудаление. Изменена система дутья в подтопках, благодаря чему завод теперь может использовать более калорийный уголь в количестве, значительно меньшем, чем прежде. Последнее, в свою очередь, вызвало существенную экономию в себестоимости.
«Рационализаторы завода с большим упорством работают над усовершенствованием отдельных узлов основных агрегатов, повышая их производительность. Еще не так давно на глиномялках стояли чугунные шестерни. Их приходилось менять два раза в месяц. Каждый раз эта операция отнимала не менее шести часов. Раньше с этим мирились, считали, что так и должно быть. Между тем, рационализаторская мысль серьезно была озабочена тем, чтобы заменить шестерни более прочными. Поиски увенчались успехом: вместо чугуна применили сталь. И это себя вполне оправдало. Уже продолжительное время шестерни работают безукоризненно, что позволило увеличить выпуск кирпича».

Затем заводские «кулибины» значительно снизили время охлаждения печи, упорядочили профилактические работы, разработали план увеличения площади сушил и т.д. Все названные и многие другие мероприятия привели к главному — увеличению объемов производства и качеству продукции, снижению себестоимости кирпича.

РАЗВИТИЕ — В НОВЫХ УЧАСТКАХ

В то время работники завода много ездили по России в поиске новых идей для производства и новых технологий. Мурманск, Молдавия, Новосибирск, Ленинград и Москва… Обмен опытом шел повсеместно.

В 1961 году на базе кирпичного завода началось строительство нового крупнейшего в Приморье керамзитового завода. Производство было оснащено современнейшей по тем временам техникой, подавляющее большинство процессов выполнялось без участия ручного труда.

Напомним, керамзит — лёгкий пористый строительный материал, получаемый путём обжига легкоплавкой глины. Имеет форму овальных или круглых гранул. В зависимости от режима обработки глины можно получить керамзит различной насыпной плотности. Керамзит используется как утеплитель в виде засыпки, а также для изготовления керамзитобетона. В середине прошлого века этот материал применялся только в строительстве. Сегодня без пористых гранул из запеченной глины не обойтись в сельском хозяйстве и гидропонике; а также керамзит в почете в домашнем цветоводстве и в качестве составной части грунта в террариумах.

Параллельно с керамзитовым участком начал строиться завод гипсопанелей, его пуск был произведен в 1962 году. В первые же месяцы предприятие значительно перекрыло плановые показатели по объему производства (250 тысяч квадратных метров в год). Ежедневно производилась отгрузка панелей в огромных количествах. Продукция расхватывалась, как горячие пирожки, — ведь в Приморье и на Дальнем Востоке велось активное строительство жилья и объектов соцкультбыта, а гипсопанели использовались для установки межкомнатных перегородок.

В конце 70-х годов в строй были введены еще два цеха — ЖБИ и по производству сухих строительных смесей. Таким образом кирпичный завод «101» за несколько лет превратился в крупнейший комбинат по производству строительных материалов (СМиД). Предприятие разместилось на площади более 15 га, в годы расцвета на СМиДе работало от 1200 до 1400 человек.

СОЦКУЛЬТБЫТ

При социализме, как известно, каждое крупное предприятие самостоятельно строило жилье и объекты соцкультбыта для своих сотрудников. Комбинат по производству строительных материалов не мог оставаться в стороне.

Именно работники СМиДа выстроили практически все дома на улице Берзарина, некоторые многоэтажки на Угловой-повороте (ул. 1-я и 2-я Рабочая). Детский сад в районе Берзарина тоже строили смидовцы. Они же возвели одно из красивейших в Артеме зданий — клуб (теперь магазин «Мастерок»). В 60-80-е клуб собирал всех угловцев — от мала до велика. Кружки, концерты, спектакли, конкурсы, утренники и праздничные вечера для взрослых, танцы по выходным — в клубе была легкая, веселая атмосфера.

Кстати, известную по сей день в Артеме улицу смидовцы-первостроители назвали в честь Героя Советского Союза Николая Эрастовича Берзарина.

ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ

Большую часть жизни СМиДом руководил Федор Герасимович Акулов. В 1956 году фронтовик, выпускник Гомельского строительного техникума пришел на завод и вскоре стал главным инженером. Чуть позже — директором. Он был большим профессионалом в своей области, это признавали в Артеме и далеко за его пределами. А с людьми Акулов всегда был вежлив и тактичен, даже в трудные минуты.

О Федоре Герасимовиче остались самые добрые воспоминания. Его уважали и любили инженеры и рабочие, педагогические работники и жители рабочих микрорайонов. Вспоминает Людмила Андреевна Князева, молодой директор строящейся школы № 35 на Берзарина: «При строительстве мне очень помогал Федор Герасимович и его специалисты. Ведь мне, педагогу, в строительстве многое было непонятно. Интуитивно я понимала, что генподрядчик и подрядчики выполняли свою работу не всегда добросовестно. Но объяснить свои подозрения, а тем более — потребовать качественной работы не всегда могла. Специалисты Акулова и он сам помогали мне и в сантехнике, и в электрике, и в общестроительных работах…».

Не снизилась разумная опека и по окончанию строительства — вводе школы в эксплуатацию. Любые проблемы всегда помогал решать Акулов. Впрочем, он так относился не только к школе, но и ко всем другим объектам соцкультбыта.

… В начале 90-х Федор Герасимович один из первых почувствовал приближение смутных времен: «Сложная и непонятная жизнь впереди». Окончательно ли умерла в нем вера в позитивное будущее или же фронтовик прекрасно осознал, что слишком далек путь к временам, в которых вновь будет в почете человек труда, но дальше жить во времени «малиновых пиджаков» социалистический директор не смог. В июне 1991 года Федора Герасимовича не стало. А через 2-3 года не стало и его завода …

Остались лишь светлые воспоминания: «Был сильный, работоспособный, передовой СМиД, и была его рабочая слава…». Был…

Автор: Ольга Шкурат
Дата публикации материала: 07.03.2013

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки