Главная » Статьи » Здоровье » Пора избавиться от ханжества

Пора избавиться от ханжества

Пора избавиться от ханжества

Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом учреждён Генеральной ассамблеей ООН в 1987 г. и приходится на 1 марта. Сегодня наркомания поразила все страны мира, число употребляющих наркотики превышает 200 млн. человек. В России от 3 до 8 миллионов человек принимают наркотики, почти 2/3 из них — молодёжь в возрасте до 30 лет.

По данным Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ (ФСКН), от передозировки наркотиков на территории нашей страны ежегодно умирают до 70 тыс. человек. Ежегодный оборот наркотических средств в России составляет около 10-15 млрд. долларов. Наркотик стал оружием массового уничтожения. Деятельность сотрудников ФСКН — отдельная тема для разговора, а сегодня мы беседуем с заместителем главного врача по работе в филиале г. Артема ГБУЗ «Краевой наркологический диспансер», врачом-наркологом Сергеем Кондратюком.

— Сергей Геннадьевич, работа по борьбе с последствиями употребления наркотических веществ и алкоголя — ваша каждодневная задача. Насколько велики масштабы этой проблемы в нашем округе, какова общая ситуация?

— На территории АГО на сегодняшний день активно используются такие наркотики, как опий, героин, метадон, канабиноиды и психостимуляторы. Количество зарегистрированных пациентов, употребляющих опиаты, в последние три года снижается. А вот количество людей, подсевших на психостимуляторы, наоборот, заметно увеличивается. Что касается опия и его производных, здесь надо отдать должное сотрудникам ФСКН, которые хорошо делают свою работу: заметно ограничена транспортировка и сбыт этих наркотиков на территории края. Конечно, остается большая доля наших «старых» пациентов, которые на протяжении многих лет употребляют препараты из группы тяжелых наркотиков — опий и героин. Хотя часть из них переходит на психостимуляторы, например, экстези или, так называемые, кристаллы. Сказать, что это меньшее зло, невозможно. Их негатив заключается в том, что достаточно немного изменить химическую формулу, и препарат уже не подпадает под категорию наркотических веществ. И тогда приходится проводить дополнительную экспертизу на территории РФ, тратить лишнее время на то, чтобы включить данный препарат в перечень наркотических веществ. Но «изобретатели» не стоят на месте. Тут же появляется наркотик видоизмененного состава, и процедура повторяется.

ФСКН оперативно провели соответствующие мероприятия, убрали многие прикурсоры из аптечной сети, данный наркотик в широкой продаже отсутствует. Кроме того, ФСКН ведет также активную работу по привлечению многих структур к участию в судьбе наркозависимых. И, конечно, наше медицинское учреждение непосредственно занимается ими. Но основная проблема заключается не в том, что у нас плохо лечат наркоманию. Сегодня мы работаем в том же алгоритме, что и вся мировая наркология. А вот психотерапевтическая, социальная реабилитация находятся пока не на должном уровне, здесь нам до мировых стандартов еще далеко.

— Ваша специфика — лечение пациентов не только от наркотической, но и от алкогольной зависимости. Насколько эти заболевания взаимосвязаны?

— Проблема наркоситуации в Приморском крае всегда была и остается неотъемлемой от проблемы алкоголизации населения. Ведь очень редко человек начинает сразу употреблять сильнодействующие наркотики. Большинство идет по нарастающей. И в подавляющем большинстве случаев прикурсором является именно алкоголь. К сожалению, статистических данных о количестве алкоголя, употребляемого населением на территории края, и, в частности, нашего округа, нет. Есть цифры только по России, опять же включающие все население страны, в том числе и младенцев.

Парадоксально, что в нашей стране есть определенные законы, но они не выполняются. Например, запрещено подросткам продавать алкоголь и сигареты, но они продаются. Более того, находятся такие «добрые дядьки», которые покупают их для подростков. Да и во многих семьях впервые дети пробуют алкоголь с разрешения родителей. Но ведь алкоголь и никотин тоже являются психоактивными веществами. Каждый пятый человек в России умирает от осложнений, приобретенных в результате воздействия на организм никотина.

— Что вы можете сказать о курительных смесях, которые популярны в определенных молодежных кругах?

— Хорошо, что сейчас этот вопрос активно поднимается волонтерами и журналистами. К сожалению, многими родителями курительные смеси воспринимаются как баловство. Но практически все смеси, которые нелегально продаются на территории РФ, обработаны синтетическими канабиноидами. После употребления курительных смесей количество психозов, связанных с суицидальными случаями, возрастает. Как правило, родители узнают о том, что их ребенок употреблял наркотики (в любой форме), последними или до последнего не хотят верить в это. И происходит подобное по большей части из-за дефицита общения со своими детьми.

— Соответственно, нежелание родителей с полной ответственностью нести свои обязанности по отношению к детям программирует подростков на саморазрушение?

— Согласен. Огорчает и настораживает тот факт, что некоторые родители поддержали отказ детей от тестирования в школах на предмет употребления психоактивных веществ. Причем мы сначала провели родительские собрания, где объяснили, что положительный результат тестирования не будет подвергнут огласке, и на учет мы такого подростка в диспансере ставить не будем. Но у нас есть методы и рычаги, благодаря которым мы можем пресечь употребление таких веществ, которое пока носит эпизодический характер и не переросло в зависимость. Был случай, когда мы выявили подростка, употребляющего психоактивные вещества, и направили родителям письмо с просьбой прийти на консультацию. Пришла мама и сказала: «Зачем вы меня пригласили? Мы сами разберемся!». Это вызывает недоумение.

— Сергей Геннадьевич, на ваш взгляд, что мешает людям своевременно обратиться за помощью к врачу-наркологу?

— За прошлый год смертность от токсического воздействия психоактивных веществ вывела Артем на одну из лидирующих позиций в крае. И проблема не в том, что наш город является транзитным, а в том, что население не может избавиться от ханжества. Обратиться в поликлинику к наркологу считается зазорным. Город маленький, многие друг друга знают, и «светиться» в наркологии никто не желает, особенно люди социально адаптированные, имеющие хорошую работу и статус. Они предпочитают обращаться к врачам анонимно, когда используется преимущественно медикаментозное лечение. И когда люди попадают к нам, то время уже упущено, катастрофа произошла, и речь не идет о предотвращении заболевания, а только о том, чтобы облегчить состояние, уменьшить негативные последствия. А на ранних стадиях, когда еще можно что-либо сделать, люди к нам не обращаются, что, конечно, является ошибкой и нередко — роковой.

Автор: Валентина Серебрякова
Дата публикации материала: 01.03.2013

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки