В настоящее время телевидение предлагает нам массу всевозможных сериалов о работе следователей. И для привлечения зрителей сюжеты в них лихо закручены, чтобы поддерживать интерес. В реальности работа следователя представляет собой рутинный и неспокойный процесс, требующий знаний, опыта и ответственности. Завтра сотрудники следственных органов МВД отметят свой профессиональный праздник. Накануне мы побывали в следственном отделе нашего города, чтобы встретиться со старшим следователем, майором юстиции Левоном Абгаряном.
Сотрудники полиции не жалуют журналистов, не любят рассказывать о себе, о работе, большинство считает это пустой тратой времени. Не исключение и Левон. Беседовали мы недолго, потому что в последний день перед отпуском ему нужно было закрыть оставшиеся нерешенные вопросы, да и обстановка не позволяла засиживаться, так как суета, царившая вокруг, к этому не располагала. Тем не менее, определенное мнение у нас сложилось. И стало абсолютно понятно, что случайных людей среди следователей нет.
Левон Абгарян работает в этом отделе с 1998 года после получения высшего юридического образования. По выслуге лет он уже давно мог уйти на пенсию, но делать этого не желает, потому что не представляет себя в ином качестве. Считает, что каждый человек может адаптироваться в любой ситуации, было бы желание. Но ему нравится заниматься тем, что он делает. Не всем удается расследование преступлений. Он еще молод, силен, и, судя по всему, до конца не реализовался. Ему хочется двигаться дальше.
В начале своей работы он понял, насколько теоретические знания, полученные им в институте МВД, отличаются от практики. Теперь, имея большой опыт, он ведет более сложные дела, которые не поручат рядовому следователю. На выезде в составе следственно-оперативной группы следователь — главное лицо. От того, насколько внимательно и профессионально он изучит место происшествия, поставит задачи перед оперуполномоченным, криминалистом, участковым, в дальнейшем зависит ход расследования.
По мнению Левона, чтобы работать спокойно, не спеша, нужно иметь в производстве одновременно не более пяти-шести уголовных дел. У каждого следователя их порядка десяти, что, конечно, осложняет работу, потому как одновременно нужно держать в голове массу фактов и деталей по каждому из них. Особенно это касается дел с несколькими потерпевшими и подозреваемыми.
Для успешной работы нужно знать законодательство, уметь применять эти знания на практике, вести определенную тактику допроса. Следователь — психолог. С каждым необходимо наладить определенный контакт: потерпевшему хочется помочь, особенно если подозреваемый чувствует себя безнаказанным, ведет себя вызывающе, будучи уверенным в том, что вина его недоказуема. Вот тогда и начинаются действия следователя, которые в народе называют коротким, но точным словом «рыть»: найти свидетелей, опросить, «вытянуть» из их памяти то, что помогло бы доказать вину подозреваемого.
Отец Левона работал начальником Угловского отделения милиции, откуда и ушел на пенсию. Младший брат работает в отделе дознания. У Левона двое сыновей семи и двух лет. Говорить о сложившейся династии сотрудников полиции, конечно, еще рано. Но для этих детей работа в полиции может стать естественным путем в будущее, потому как и дед, и отец, и дядя несут службу в органах МВД. Возможно, и они пойдут по этой стезе. Пока Левон не может сказать, как бы отнесся к такому выбору своих сыновей, но он знает точно, что работа эта не для случайных людей, что она тяжела и ответственна, требует полной отдачи, занимает практически все время. И даже приходя домой после трудового дня, ему не удается отключиться от мыслей о тех делах и людях, чьи жизни и судьбы «подшиты» в толстые папки, лежащие на столе. Поэтому тем, кто собирается стать следователем, Левон Абгарян советует быть готовым к тому, что голова всегда будет занята работой. А это нелегко, поэтому нужно иметь крепкую устойчивую психику, чтобы исключить нервные срывы.
Для многих людей большое значение для успешной работы имеет комфортный быт: большой кабинет, удобная мебель, тишина вокруг, размеренный день. Если вы относитесь именно к такой категории, то работа в органах следствия не для вас. Четвертый этаж отдела внутренних дел нашего города, где располагаются следователи, напоминает улей: тесные кабинеты, массивные старые сейфы, на полу мешки с вещдоками после суточного дежурства, бесконечное движение. В одном помещении два сотрудника могут одновременно опрашивать разных людей, не стихает постоянный гул голосов, звонки телефонов, беготня, хлопанье дверей, шуршание бумаги и постукивание быстрых пальцев по клавиатуре. За один день нужно сделать массу дел, в том числе бумажных, что занимает львиную долю времени. И не забыть про суточные дежурства по графику. Плюс постоянный контроль руководства и надзорных органов. В общем, работа — не сахар. Тем не менее, люди трудятся здесь не только годами, а десятилетиями. Но удерживаются лишь те, кто не видит себя в другой роли, кто выбрал этот вид деятельности сознательно, раз и навсегда.
Дата публикации материала: 05-04-2013