Совсем недавно городская Дума одобрила представление на двоих жителей Артема о присвоении им звания почетного гражданина округа. Один из них — известный в городе врач. Это заведующая кардиологическим отделением городской больницы №2 Татьяна Земскова. Когда мы встретились, она искренне сказала: «Даже не знаю, за какие заслуги удостоилась такой чести, ничего особенного не сделала, работаю как все». А может быть, не как все? Иначе, с какой стати ей в свое время присвоили звание отличника здравоохранения?
— Татьяна Антоновна, вы работаете с больными людьми, с их главным органом — сердцем, спасаете человеческие жизни, считаете, этого недостаточно, чтобы вызывать уважение?
— Ну, спасаю жизни — это громко сказано, скорее, оказываю помощь. Хотя нередко пациенты поступают в очень тяжелом состоянии. Когда я только начинала работать, пациентов было гораздо меньше, а инфаркты были редкостью. Сегодня все изменилось. За полгода с инфарктами поступили 90 человек. Связано это, скорее, со стрессами, которые люди испытывают почти ежедневно, плюс плохая экология и некачественное питание. А уважения заслуживает каждый человек, работающий на совесть.
— Вы ведь не всю жизнь были заведующей отделением, расскажите, с чего начинали, к чему стремились…
— Если рассказывать с самого начала, то нужно отметить, что кардиологом я быть не собиралась. Хотела работать в неврологии. Но так как в Артеме не было неврологической интернатуры, а мне было необходимо вернуться сюда, потому что на руках маленький ребенок и больная мама, пришлось выбрать другую специализацию. Через год интернатуры начала работать врачом-ординатором в терапевтическом стационаре, куда направляли людей с сердечнососудистыми заболеваниями, и на полставки — врачом на шахте.
— Значит, про шахты знаете не понаслышке…
— Я всю жизнь была среди шахтеров. Муж, который умер четыре года назад, работал горным мастером, отец и свекор тоже трудились в шахте. Заведующая поликлиникой Мария Ивановна Романенко, принимая меня на работу, сказала: «Вы наблюдаете шахтеров, значит, должны знать, в каких условиях они работают». И я спустилась в забой. У шахтеров, конечно, адский труд.
— Сколько лет вы прожили в браке?
— Около сорока. А знакомы были с первого класса, в общем, всю жизнь вместе. Оба сына давно выросли, разлетелись из родительского гнезда, и осталась я одна. Хотя у меня много друзей. Но все же самым лучшим другом остается младшая сестра, за что спасибо маме, которой в свое время врачи не рекомендовали рожать второго ребенка.
— Чем вы заполняете свободное время?
— Да что вы! Какое свободное время?! Его просто нет. Должность зав. отделением предполагает большую ответственность. Надо раньше всех прийти и позже всех уйти с работы. Если случается, что некому дежурить, иду на дежурство сама. А проблемы с кадрами есть. Место у нас горячее, не все выдерживают этот темп, тяжело и морально, и физически. Хорошо, если есть время почитать медицинскую литературу. Медицина не стоит на месте, необходимо быть в курсе событий.
— Вы пробовали работать в других местах?
— Да, после второго декретного отпуска пять лет работала в поликлинике, там график был не такой напряженный. Только так я могла хоть какое-то время посвящать детям. Но мне всегда больше нравилось работать в стационаре, хотя это было только терапевтическое отделение. Поэтому, когда предложили вернуться, я с радостью согласилась. Здесь виден результат. В поликлинике ведь человек пришел и ушел. С самочувствием полегче стало, так и вовсе не вернется на повторный прием, а в стационаре за каждым больным круглосуточное наблюдение. И когда человек поступает в тяжелом состоянии, а спустя время, после лечения, возвращается к нормальной жизни — это приносит удовлетворение от работы. Позже, при Викторе Яковлевиче Субботе, открыли кардиологическое отделение. Располагались мы сначала на втором этаже поликлиники № 2, места было маловато. Позже переехали в это здание, где раньше располагался шахтерский профилакторий. В здании сделали перепланировку и ремонт, открыли палату интенсивной терапии.
— Татьяна Антоновна, было в вашей жизни что-то, о чем вы сожалеете?
— Большим недостатком в своей жизни считаю, что при такой загруженности на работе уделяла мало времени детям, их воспитанию. Порой узнавала об их детских проделках, когда они сами мне об этом рассказывали, уже будучи взрослыми. И это до сих пор меня гложет, потому как мама должна быть с детьми, а не на работе. Многое из жизни сыновей прошло мимо меня.
— Кто-нибудь из них пошел по вашим стопам?
— В медицину никто из них не пошел. Хотя попытки были. Старший поступил в мединститут, но бросил, поняв, что это не его призвание. А вот в моем призвании он не сомневается. Мысли и разговоры о пациентах не прекращаются и дома.
— Вы хотели бы что-то изменить в своей жизни, если бы была такая возможность?
— Говорят, прожив, не оглядывайся. Я с этим согласна. Чем больше живу, тем больше убеждаюсь, что все поговорки и пословицы жизненны. На ум часто приходит: жизнь прожить — не поле перейти.
— Какие качества в людях вы цените?
— Главное — честность. Особенно среди коллег не должно быть лжи, потому что это чревато. Если сделал что-то не так, надо признаться, рассказать все правдиво, от этого очень многое зависит. А вообще, хороших людей больше, чем плохих. В последнее время заметно, что люди стали раздражительными, злыми, но все же добрых больше.
Автор: Валентина Серебрякова
Созидая будущее
Категория:
Мой город
Как мухи на пластырь
Категория:
Мой город
У космонавтов есть вопросы
Категория:
Мой город
Школа сильных духом и телом
Категория:
Мой город
С нами работают самые лучшие
Категория:
Мой город