Главная » Статьи » «Меридианы Тихого»-2014: Мы в тренде

«Меридианы Тихого»-2014: Мы в тренде

12-й международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого», состоявшийся с 13 по 19 сентября во Владивостоке, на этот раз проходил в сложных условиях настоящей мобилизации. Во-первых, потому что по срокам совпал с выборами губернатора Приморья. Во-вторых, параллельно в это же время в крае развернулись широкомасштабные военные учения. Ну, а в-третьих, кинотеатр «Океан» — основная фестивальная площадка — в этом году закрылся на капитальный ремонт. В итоге пространство существенно уплотнилось, «звезд» на фестивальном небосклоне убавилось, массовки прибавилось, а заодно прибавилось сутолоки, суеты, а также технических и организационных проблем. Но даже в таком «безвоздушном» пространстве кинофестиваль не уронил своей марки и достоинства, показав интересное кино и познакомив с интересными личностями…

 

И корабль отплыл…

…В день открытия «Меридианов» вдруг сломалась машинка для распечатывания бейджиков. Узнал я об этом в последний момент, когда уже стоял на перроне, поджидая электричку на Владивосток. Хорошо, что догадался позвонить, чтобы узнать, где получают аккредитацию. Гарантии, что машинку исправят до конца дня, мне не дали. А без бейджика, понятное дело, невозможно ни контрамарки получить, ни на фестивальное мероприятие пройти. Пришлось смотреть церемонию открытия по телевизору — благо, ОТВ-Прим научилось транслировать ее оперативно и подробно…

В этом году церемония проходила на новом месте — в недавно выстроенном Приморском театре оперы и балета. Раньше этот район ассоциировался с фразой «у черта на куличках». Но теперь, благодаря Золотому мосту, оказался практически в центре города. Вид на мост и на бухту, конечно, услаждал взор. Но осеннее предзакатное солнце при этом беспощадно слепило глаза, мешая рассмотреть детали. Впрочем, и без деталей многие были узнаваемы. По звездной дорожке поднялись сначала официальные лица — Владимир Миклушевский, Ефим Звеняцкий, Игорь Пушкарев, Вячеслав Фетисов. Президента фестиваля, оскароносного кинорежиссера Владимира Меньшова вели под руки. Следом потянулись заезжие знаменитости — Стивен Болдуин, Рок Бриннер и Майкл Медсен из Голливуда, наши звезды Александр Михайлов, Елена Проклова, Даниил Спиваковский, Александр Песков, Вера Глаголева, Дмитрий Назаров, Александр Ревва, а также мало кому знакомые зарубежные участники конкурсной программы. Раздав интервью и автографы, вся кинотусовка проследовала в зал, где состоялось основное действо. Надо отметить, что в этом году все видеоролики были смонтированы грамотно и со вкусом, так что обошлось без накладок. Владимир Миклушевский почему-то поспешил вручить свой губернаторский приз Владимиру Меньшову, хотя все призы положено вручать по итогам. Меньшов в долгу не остался и пообещал рассказать новому губернатору, «как тут все наладить и сделать лучше». Однако покинул фестиваль, даже не дождавшись его закрытия. Впрочем, как и многие другие звезды. Во всяком случае, в последний день на звездной дорожке аплодировать было уже почти некому…

А мне все же повезло. Прибыв на фестиваль через день, я получил злосчастный бейджик, взял контрамарки на нужные сеансы, после чего направился в кафе кинотеатра «Уссури», чтобы выпить чашечку кофе перед ближайшим сеансом. Внутри кафе наблюдалось непривычное скопление. Увидев мой бейджик, охранники на входе расступились, и я пробрался сквозь толпу к барной стойке. И только оглядевшись, понял, куда попал: на закрытый фуршет без прессы. Впритык со мной у стойки расположилась вся звездная голливудская троица — Эдриан Броуди, Стивен Болдуин и Майкл Медсен. И как назло, ни одного знакомого фотографа поблизости!.. Но счастливый момент надо было как-то использовать. Поскольку блокнота с собой не оказалось, я подсунул каждому из знаменитостей на роспись кинороман А. Белякова «Вторая дверь», который брал для чтения в электричке. Вечно хмурый Броуди аккуратно расписался на чистом листе форзаца, Майкл Медсен, как член жюри, оставил размашистую роспись прямо на титульном листе, а Стивен Болдуин черканул закорючку на задней обложке. Короче, книжку мне исписали порядочно, увеличив при этом ее стоимость…

Вообще, стоит отметить, что таким количеством голливудских звезд в этом году не мог похвастаться даже Московский кинофестиваль, где сыграли свою роль американские санкции. А вот наши «Меридианы Тихого» в этом смысле оказались в тренде. Потому что мы расположены далеко от происходящих политических событий. А главное потому, что всегда были ориентированы не на западное, а на азиатское кино — и таким образом оказались в русле нынешней государственной политики…

 

Экран без границ

Свыше 150 фильмов, размещенных в различные фестивальные программы, одному человеку за пять дней посмотреть просто физически нереально, даже если дневать и ночевать в кинозале. Каждый раз приходится выбирать. Поскольку на «Меридианах» я аккредитован уже двенадцатый год, то приоритеты для себя давно расставил. Обязательно стараюсь посмотреть программу конкурсных короткометражек (это удобно: сразу несколько фильмов за один сеанс), два-три новых фильма из программы «Кино России» (не все из них доходят потом до широкого проката) и парочку нашумевших фильмов из программы «Панорама» (как правило, на ночных сеансах).

…Японец Хитоши Китагава снял кино о том, о чем постоянно снимают фильмы в Японии. Его короткометражка «Упавшее яблоко» пропитана зараженным воздухом Фукусимы. Главная героиня, чтобы выжить, занимается мародерством в домах, пострадавших от землетрясения. Она готова убить соперника за краюху хлеба, но замирает в немом сострадании, увидев старуху, склонившуюся над телом умершего внука… Я спросил режиссера, почему японцы так часто снимают фильмы про конец света, еще больше сгущая мрачные настроения жителей островного материка. «Потому что мы очень боимся будущего… А вы разве нет?» — ответил он. И очень удивился, когда узнал, что мы на свое будущее смотрим с большей долей позитива. Китаец Сяо Вэй Ван в своей черно-белой зарисовке «Стоячая вода» отдал дань уважения сюрреализму. В жаркий день аутичный молодой художник и болтливый водитель такси встречаются на берегу реки, текущей посреди огромного города, и выясняют, что в реке что-то спрятано. Режиссер так и не объяснил, что именно. Но смыслов в его короткометражке так же много, как и нитей, уходящих под воду. Потяни любую — и откроется возможный ответ.

Впрочем, еще больше в этом смысле оглоушил зрителей фильм украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого «Племя» из фестивальной программы «Движение вперед». Двухчасовая кинолента о криминальных страстях среди подростков, живущих в специализированном интернате для глухонемых, стала испытанием для зрителей не только потому, что в ней не прозвучало ни одного слова, но и потому, что она изобиловала жесткими натуралистичными сценами. Намного больше эмоций и даже слез вызвал у меня документальный фильм Александра Шейна «Тимур Новиков: объект zero», на ночную премьеру которого собралась вся владивостокская богема. Художник Тимур Новиков — вдохновитель питерского андеграунда 90-х, культовая фигура, вокруг которой сплотились в свое время Сергей Курехин, Виктор Цой, Владик Мамышев-Монро, Георгий Гурьянов, Сергей Бугаев-Африка. Все вместе они творили художественную историю, подобно футуристам 20-х. На сегодня в живых остался только Африка. Финальные кадры со знаменитым проездом президентского кортежа по безлюдной Москве под песню Цоя «Между землей и небом — война» развенчали все иллюзии и сделали излишним обсуждение увиденного. После просмотра я просто подошел к режиссеру и молча пожал ему руку…

 

Артемовский след

Помимо того, что в Артеме тепло приняли одного из фестивальных гостей, актера Эвклида Кюрдзидиса, вклад нашего города в «Меридианы Тихого» выразился еще и в том, что наш земляк, известный бард-исполнитель и поэт Сергей Перминов снялся в японском полнометражном музыкальном фильме «The Back Horn: Мелодия cвета», представленном в программе «Сделано во Владивостоке». За секунду до начала сеанса я еще пытался подначить своего тезку: мол, ты, Серега, мелькнул, наверное, только в массовке. Но когда в первом же кадре на весь экран возникло его фактурное бородатое лицо на фоне осенней листвы, сомнения отпали… Когда по весне известный японский кинорежиссер Кадзуёси Кумакири, получивший в этом году Гран-при Московского кинофестиваля за фильм «Мой мужчина», вышел на Перминова, увидев его фото в Интернете, и предложил ему главную роль в своей новой картине, Сергей поначалу отказался, сославшись на то, что он заикается. Через три дня режиссер перезвонил и сказал, что убрал из сценария все слова. Режиссерские идеи озвучила своими песнями японская рок-группа «The Back Horn», а Сергей Перминов на пару с артемовской пенсионеркой Тамарой проиллюстрировал их своей драматической игрой — без слов, только мимикой и жестами, сыграв роль одинокого седовласого старика, пытающегося жить в гармонии с миром, эту гармонию разрушающим. Съемки проходили, в том числе, и в окрестностях Артема, но мы этого не заметили. Осталось дождаться, когда этот фильм всплывет где-нибудь в Сети…

А теперь вкратце — об итогах кинофестиваля. Приз зрительских симпатий достался российскому фильму «Звезда» и был вручен исполнителю одной из главных ролей, 19-летнему Павлу Табакову. За лучшую мужскую роль был награжден чилийский актер Даниэль Кандиа (к/ф «Убить человека»). Приз за лучшую женскую роль и за лучшую режиссерскую работу достался молодежному фильму Ивана Твердовского «Класс коррекции». Лучшим короткометражным фильмом «Меридианов» стала канадская картина «Младший брат», а лучшим полнометражным — японская лента «Тихие воды» режиссера Наоми Кавасе. Специального приза фестиваля удостоился нашумевший документальный фильм Алины Рудницкой «Кровь» (ведутся переговоры о его показе на канале ОТВ-Прим).

Напоследок ознакомлю любопытных читателей с меню финальной фестивальной вечеринки, которая прошла на набережной острова Русский под шатрами. Она не блистала звездами, выглядела скучноватой, но столы ломились от угощений. На закуску — медведка на сальсифи с апельсиновой пудрой, санжак карамелизованный, стейк из тунца и оливье с рябчиками и раками, на горячее гостям предложили каре ягненка и лосось, маринованный в кофе, а на десерт — мороженое с клубничным гаспачо. Звучит как поэзия, не правда ли? По сведениям РИА PrimaMedia, организация фуршетов и банкетов 12-го кинофестиваля «Меридианы Тихого» обошлась почти в пять млн. рублей. Кому-то это покажется непозволительной роскошью. Но для дорогих гостей и для престижа края — не жалко. Пусть знают наших!..

P.S. Сегодня в 16.00 киноклуб «Элизиум» ВЦ «Галерея» приглашает всех желающих на информационный киносеанс, посвящённый итогам кинофестиваля «Меридианы Тихого».

 

Сергей СЛАВГОРОДСКИЙ, специально для «В». Фото с фестивального сайта.

Дата публикации материала: 03-10-2014

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки