Главная » Статьи » Мой город » Гвардеец пятилетки

Гвардеец пятилетки

Его, второго сына в семье, назвали в честь отца – Виктором. Получился «победитель» в квадрате. Но так ли уж победно сложилась судьба шахтера с тридцатилетним стажем, руководителя Дальневосточного филиала ФГУ «Соцуголь» Виктора Харитонова, отмечающего в эти дни своё 60-летие?

— Имя Вы унаследовали, а область деятельности родителей?

— Папа был геологом, вместе с мамой они ездили в составе геологических партий по всему Приморью. Там, где проходили геологи, вырастали большие предприятия. Ярославский горно-обогатительный комбинат стал ведущим в России по выпуску плавикошпатового концентрата. Родители исследовали Павловские угли, бурили в Черниговке, Реттиховке, Рощино, месторождение угля под Уссурийском. В Вознесенке Хорольского района я и родился. Отец часто брал с собой в командировки, объезжая участки. Так сложилась судьба: начал вместе с ними с разведки угля, закончил его добычей.

— Люди с Вашим именем обладают такими качествами, как терпение, способность усердно выполнять трудную работу, у них развито чувство долга. С чего начался Ваш путь в шахтерскую профессию?

— В 1975-м окончил Приморский горный техникум. С этого года и пошел отсчет моей работы на шахте «Амурская». Не зря говорят, что шахтерский труд закаляет характер, силу духа, порождает настоящее братство. Я в этом убеждался ежедневно. Трудился подземным электрослесарем, горным мастером,  заместителем начальника подземного участка, начальником добычного участка, заместителем директора по производству, директором шахты. Окончил ДВПИ.

— У шахты «Амурская» до Вас было несколько директоров. Но Вы её возглавили на пике перестроечных процессов в угольной отрасли. Хочется вспоминать те года?

— Конечно, нет. И хотя мы их пережили, было жутко. Помогала выжить дотация из госбюджета. Но в 2000 году она сначала составляла 12 миллионов, потом — 8, дальше — 6. И в итоге мы вообще лишились строки в бюджете. Было сказано: хотите, идите в коллектив, забирайте «Амурскую» в собственность. А у шахты 27 миллионов долгов по зарплате — огромная сумма. Выходили из положения как могли. Выручало подсобное хозяйство. Меняли уголь на продукцию птицефабрики, на колбасу и хлеб. Но людям нужно было не только кормить свои семьи, но и одевать, учить детей. Пришлось собрать звеньевых, профсоюзный комитет, поговорить по душам, дать возможность подумать до утра.  Условие было такое — получаем все долги по зарплате в течение месяца и ставим шахту на закрытие  либо продолжаем трудиться дальше самостоятельно. Утром шахтеры пришли и сказали: рассчитайтесь с нами. На этом добыча угля в Артеме подземным способом прекратилась.

— Вы сейчас возглавляете Дальневосточный филиал ФГУ «Соцуголь». Что это за учреждение и с какой целью создано?

— Необходимость его создания возникла в  связи с началом в 1994 году реструктуризации угольной промышленности в России, закрытием неперспективных и убыточных шахт, ростом социальной напряженности. «За бортом» активной жизни остались сотни шахтеров, отдавших профессии не один десяток лет. Ситуация требовала активного вмешательства. Технические вопросы решались государственными учреждениями по реструктуризации шахт. Наши касаются социальной защиты работников отрасли.

— И что конкретно входит в понятие социальной защиты?

— Выделение бесплатного пайкового угля лицам льготных категорий для бытовых нужд, дополнительное пенсионное обеспечение, переселение бывших работников шахт из районов Крайнего Севера и приравненных к ним областей в связи с ликвидацией предприятий. Поскольку наш филиал дальневосточный, занимаемся проблемами Сахалина, Амурской области, Хабаровского и  Приморского краев. Следим, чтобы переселение шло активно. На Сахалине в позапрошлом году освоили 1 миллиард 200 миллионов рублей, в прошлом- 400 миллионов, то есть переселили на материк всех сахалинцев, кто этого захотел. В Приморье практически полностью завершили программу переселения, остались крохи. Очень много сделали в Артеме по созданию новых рабочих мест совместно с главой города Владимиром Михайловичем Новиковым, его первым замом Владимиром Николаевичем Савченко.

— Лозунг «Соцугля»: люди превыше всего…

— Мы и были созданы, чтобы решать вопросы шахтеров. Они часто приходят, спрашивают: как поступить в какой-то трудной ситуации, где найти подтверждающие документы на подземный стаж? У нас сейчас очень большой архив — личные дела каждого шахтера со всего региона.

— Вы не дублируете деятельность Шахтерского союза Артема?

— Конечно, нет. Мы его и создавали как дополнительный ресурс в оказании помощи шахтерам. Поэтому и поставили во главе человека с большим опытом работы, наставника в делах, касающихся человеческого фактора, — Юрия Александровича Попиначенко.

— Почему Вас по-прежнему волнует шахтерское братство?

— Потому что всё основное в жизни произошло в горняцком коллективе.  Шахта — особое производство. Если человек немного поработал и не подставил плечо другому, не понял, что делается вокруг, испугался или струсил, горняцкая среда его выталкивала. И те, кто остался, — особые люди. Мы встречаемся со многими, вспоминаем пережитое, помогаем друг другу. С Владимиром Савченко я начинал еще с далекой проходки, с конца 70-х годов. Мы работали не только в одной бригаде, а в одном звене, в одном забое много лет. Потом оба пошли дальше. Первым моим учителем на шахте был механик участка Николай Евгеньевич Ломакин, он сейчас работает в филиале ДВФУ. Он меня учил профессии, уму-разуму и шахтерским премудростям. До сих пор вспоминаю «уроки» Алексея Рындовского, Виктора Железняка, Владимира Подольного, Анатолия Васяновича, Виктора Чеботкевича. В Москве были хорошие отношения с руководством «Соцугля» — Владимиром Поповым, Анатолием Рожковым, Андреем Тушевым. Сейчас возглавляет ФГУ «Соцуголь» Александр Савченко. Я считаю, мне повезло в жизни на хороших людей.

— Какая из Ваших наград близка  сердцу?

— Выделять не хочется, дорожу всеми. Был ударником нескольких пятилеток и победителем соцсоревнования, имею памятные знаки «Шахтерская слава» трех степеней, звание «Почетный шахтер».

— На сколько лет Вы себя чувствуете?

— Лет на 40.

— Наверное, помогает поддерживать дух чувство юмора, с которым, думаю, у Вас в семье не было недостатка — жена много лет неразлучна с КВНом?

— Постоянные шутки и приколы были и со стороны дочек. Теперь одна в Санкт-Петербурге, другая родила внука и внучку. Жена Татьяна до сих пор не расстается с творчеством, занялась живописью. Скоро 40 лет, как мы вместе.

— О чем жалеете в жизни?

— Когда защитил кандидатскую диссертацию, хотел посвятить себя преподаванию, думал: город горняцкий, добывающей промышленности нужны кадры. Надеялся передать молодежи то, чему научился, чего достиг. А диссертация есть в интернете, она посвящена вопросу  целесообразности добычи углей у себя «на родине». У нас всё Приморье стоит на угле. И не поднимать его наверх — грех. Но так получилось — предложили поработать над вопросами людей, с которыми трудился бок о бок. Может, кто-то поднимет мой труд и начнет новые разработки. В Суражевке уже начали добычу угля. Хочется верить, что это не последнее предприятие добывающей отрасли на нашей территории.

 

Фото автора.

Автор: Людмила Костюкова
Дата публикации материала: 14.11.2014

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки