Главная » Статьи » Горько-кислый привкус бытия

Горько-кислый привкус бытия

Для услады публики, жаждущей зрелищ, Голливуд по-прежнему клепает высокобюджетные блокбастеры с одним и тем же незатейливым лейтмотивом:  мол, светлое будущее никому не светит, впереди все мрачно, но американские супермены спасут мир от всех напастей – и от террористов, и от захватчиков-инопланетян, и от исламистов, и от  смертельного вируса. А заодно и от «русской» угрозы. Мир между тем все меньше верит в эти компьютерные комиксы и хочет жить своим умом. И хочет смотреть свое кино про свою жизнь – пусть и не такую глянцевую, но зато настоящую…

 

Новинки большого экрана

Про голливудское кино писать по-прежнему не очень хочется. Так что обратимся к отечественным новинкам. Самым ожидаемым хитом октября должна была стать комедия «ГОРЬКО-2». Дебютант Жора Крыжовников год назад удачно выстрелил первым фильмом, который не только собрал внушительную кассу, но и понравился даже  кинокритикам и попал в списки номинантов на кинопремию года. Никакого «ноу-хау» создатели этой «народной комедии» на самом деле не придумали. Лишь удачно воспользовались идеей, разработанной еще Рогожкиным в «Особенностях национальной охоты». Ведь пьяный русский угар, бессмысленный и беспощадный — это «наше все». Как говорится, гулять так гулять… В фильме «Горько» нелепая ситуация с двумя параллельными свадьбами была отыграна с блеском, а прием «домашнего видео» создал на экране эффект присутствия и предельной узнаваемости всех персонажей. Смекнув, что они наткнулись на «золотую жилу», авторы тут же взялись снимать продолжение. Но чуда не случилось. Продолжение, как это часто бывает, оказалось хуже оригинала, не оправдав зрительских ожиданий. Во-первых, была нарушена чистота жанра: совершив безумный кульбит от свадьбы к поминкам, создатели фильма потеряли темп и градус беззаботного веселья, превратив разухабистую комедию в мрачный гротеск. Во-вторых, нелепая ситуация с фальшивыми похоронами лишила фильм хоть какого-то правдоподобия, зато добавила дурновкусия. В-третьих, образы главных героев, несмотря на смену обстановки, не получили никакого развития и уже не столько смешили, сколько слегка раздражали. По итогам вышло не «горько», а «кисло». И снятый к премьере в Артеме рекламный ролик смотрелся на этом фоне куда выигрышнее…

Между тем найденный авторами «Горько» удачный ход тут же стал нещадно эксплуатироваться другими резидентами из «Камеди клаб». Поскольку русский человек всегда найдет повод выпить, им даже не пришлось в поисках подходящего сюжета заглядывать в календарь знаменательных дат. И пошло-поехало: вот вам «КОРПОРАТИВ», вот вам  «ВЫПУСКНОЙ». Первый фильм оказался совсем уж «ниже плинтуса», и было неловко смотреть на Никиту Преснякова и Ксению Собчак, которых угораздило сняться в этой лабуде. Второй фильм получился на порядок лучше. История о том, как десятиклассники во время выпускного вечера заперли родителей и учителей в школьном подвале, чтобы те не мешали им в последний раз «оттянуться по полной», рассказана вполне внятно и неторопливо. Вплоть до грянувшего пьяного веселья, в котором создатели все-таки увязли, скомкав финал. И все же молодежь в этом фильме вызвала больше симпатий, чем старшее поколение…

Впрочем, тема противостояния «отцов и детей» свое гениальное развитие получила в фильме 25-летнего режиссера Ивана Твердовского «КЛАСС КОРРЕКЦИИ», удостоенного в этом году на кинофестивале «Меридианы Тихого» сразу двух главных наград. Замечу, что фильмы о подростках с ограниченными возможностями вообще вдруг стали актуальны. Конкуренцию «Классу коррекции» мог бы составить украинский фильм «ПЛЕМЯ»,  показанный на фестивале во Владивостоке вне конкурса, но эта лента о страшных событиях, развернувшихся в интернате для глухонемых детей,  вышла слишком жесткой и мрачной. В российской картине, несмотря на всю безнадегу, сквозит надежда и нежность. Девочка-колясочница Лена, обладающая обостренным чувством справедливости, переводится в общеобразовательную школу, в коррекционный класс для учеников с различными отклонениями. Здесь она не только встречает свою первую любовь в лице симпатичного Антона, страдающего эпилепсией, но и сталкивается с предательством и жестокостью окружающего мира. Из этого неравного поединка она выйдет победителем, причем буквально встав на ноги… Снятый в стилистике сериала «Школа», фильм цепляет за душу не только своей обескураживающей достоверностью, но и удивительной работой молодых актеров,  буквально живущих в кадре.

На одном дыхании смотрится и фильм «БЕГЛЕЦЫ», снятый режиссером Рустамом Мусафиром в жанре таежного «вестерна» по мотивам повести Глеба Пакулова «Ведьмин ключ». Действие происходит в 1907 году, когда в сибирских лесах промышляли так называемые «охотники за горбунами», преследовавшие беглых каторжников, за поимку которых полагалась награда. Особенно ценились у них «политические». Молодой террорист Павел, совершивший побег, — как раз из таких. Невольной его спутницей оказывается красивая, но немая поселянка, знающая тайгу, как свои пять пальцев. Новые звезды российского кино Петр Федоров и Елизавета Боярская на редкость хорошо смотрятся в этом дуэте. Вместе им предстоит преодолеть все напасти и уйти от преследователей. Авторы фильма умело владеют драматургией сюжета и держат зрителя в напряжении до самого конца. Давно не видел столь удачного кино, заставляющего вспомнить популярные некогда советские фильмы «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка». Так что все дело лишь в мастерстве и верности традициям. Это, кстати, блестяще доказали своими новыми фильмами и наши славные братья-режиссеры — Андрей Кончаловский в «БЕЛЫХ НОЧАХ ПОЧТАЛЬОНА АЛЕКСЕЯ ТРЯПИЦЫНА» и Никита Михалков в «СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ». Всероссийские телепремьеры этих картин были щедро подарены нам совсем недавно. Именно они и стали, в конечном счете, настоящими хитами сезона.

 

Хорошо забытое старое

Между тем, если вспомнить старое и доброе советское кино, картина бытия выглядела на экране совсем другой. Даже малоизвестные фильмы тех лет воспринимаются сегодня как откровение. Вот, например, музыкальная картина «ГОДЫ МОЛОДЫЕ», созданная в 1958 году на киностудии Довженко. Ее героиня Наташа мечтает пойти в артистки и, переодевшись мальчишкой, едет в Киев на крыше вагона, где знакомится с парнем по имени Сережа, тоже мечтающем поступить в театральный вуз. Путаница с переодеванием не раз сыграет с Наташей злую шутку, потому что теперь ей приходится изображать и девушку, и ее малолетнего брата-шалопая. Странной утопией выглядят в фильме улицы цветущего Киева, не обезображенного копотью Майдана, и его приветливые, улыбчивые жители, с восторгом встречающие представительную делегацию тружеников и артистов из Донбасса. Куда все это делось, как пошло прахом? И возможно ли это восстановить?..

В фильме «ДВА ВОСКРЕСЕНЬЯ» (1964) скромная служащая единственной в городе Радиозаводске сберкассы Люська выигрывает на лотерейный билет нейлоновую шубку — предел женских мечтаний того времени. Девушка едет в областной город, получает деньги и… улетает на выходные в Москву. Она бродит по чистой, солнечной, уютной столице, на широких проспектах которой шумит веселой разноголосицей международный фестиваль молодежи и студентов. Здесь ее ждет немало интересных встреч, в том числе с легендарной Валентиной Терешковой. Фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть облик той светлой Москвы, который мы, к сожалению, давно утратили… Милыми, скромными и симпатичными выглядят главные герои киноленты «ЕСЛИ ТЫ ПРАВ» (1964) в исполнении еще молодых Станислава Любшина и Жанны Болотовой. Они любят друг друга, но  прямолинейная честность и принципиальность часто заставляет их ссориться по пустякам… Впечатления от просмотра подобных фильмов можно прочитать в отзывах сегодняшних зрителей на одном из сайтов: «Чистые, открытые, светлые лица, искренние эмоции. То, чего так не хватает сейчас в нашей жизни. Очень хочется, чтобы люди, увидев это, вновь вернулись к взаимопониманию, уважению и любви!». Добавить тут нечего…

 

В ожидании премьер

Напоследок пробегусь по ноябрьским кинопремьерам. На этой неделе в «Шахтере» стартовал космический блокбастер «ИНТЕРСТЕЛЛАР» американского режиссера Кристофера Нолана. Будущее опять рисуется здесь в мрачных тонах. Засуха приводит человечество к продовольственному кризису, и коллектив учёных отправляется в далекое путешествие сквозь «червоточину», соединяющую области пространства-времени, с тем, чтобы переселить человечество на другую планету. В очередном продолжении «ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ: СОЙКА-ПЕРЕСМЕШНИЦА» нас ждет еще одна вариация мрачного будущего, в котором подростки с остервенением мочат друг друга под контролем безжалостных наставников из Капитолия. В фильме «УИДЖИ: ДОСКА ДЬЯВОЛА» молодые герои проведут спиритический сеанс, чтобы соединить мир живых с миром мертвых. Но лучше бы они этого не делали. В картине «НЕСНОСНЫЕ БОССЫ-2» герои вынуждены прибегнуть к киднеппингу, чтобы спасти собственный бизнес. А в мистическом блокбастере «ПИРАМИДА», стартующем в начале декабря, американские археологи опять раскопают что-то зловещее в катакомбах, скрытых под песками египетской пустыни… В общем, ничто не ново под голливудской луной…

По сложившейся уже традиции обращаю зрительское внимание на некоторые новинки, которые пройдут мимо артемовских экранов, но выйдут рано или поздно на DVD или появятся в Сети. Прежде всего, это новый фильм живого классика французского кино Жана-Люка Годара «ПРОЩАЙ, 3D!» — на редкость зрелищное авторское кино, в котором бессловесная собака пытается соединить потерявших связь влюбленных, транслируя чувство любви в оба конца. Приморская премьера этого фильма, награжденного призом жюри Каннского фестиваля, состоялась в рамках «Меридианов Тихого. В фильме Рената Давлетьярова «ПАЦАНЫ» оживет эпоха
70-х с брюками-клеш, мини-юбками, домашними запретами и уличной свободой. Наконец-то, выйдет в прокат стильная ироническая лента Сергея Ольденбург-Свинцова «SEX, КОФЕ, СИГАРЕТЫ», своеобразный путеводитель-разговорник по  богемному миру московских ресторанов. Главную роль в фильме играет вальяжный, острый на язык знаменитый театральный режиссер Роман Виктюк. Ну, и австралийская драма «МОЯ ГОСПОЖА» о сложных романтических отношениях между подростком и загадочной Мадам, склонной к садомазохизму, роль которой играет прекрасная и чувственная Эммануэль Беар. Приятных вам просмотров!

Дата публикации материала: 07-11-2014

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки