Главная » Статьи » Про чурочку, шахту и шахтерское братство

Про чурочку, шахту и шахтерское братство

Что движет человеком, когда он выбирает профессию? Порой невозможно понять, почему тот стал трудиться там-то, а этот  пошел туда-то. В шахтерской профессии понятно все: случайных людей здесь нет. Для почетного шахтера, заслуженного работника угольной промышленности, кавалера знака «Шахтерская слава»  III степени Николая Авдеева выбор профессии не был трудным — он пошел по стопам отца и другого пути для себя просто не искал.

— Я искренне гордился своим отцом. Он пошел в шахту 3-ц (потом она стала называться «Дальневосточная») еще до войны. И всегда трудился на самом трудном участке — бил стволы. Участок так и назывался — капитальный, — рассказывает Николай Петрович. — И хотя мама категорически возражала, чтобы мы стали шахтерами, я вслед за старшим братом выбрал именно эту профессию.

Отец его, знатный шахтер Петр Авдеев, не раз подвергался в шахте серьезной опасности, был травмирован. И не случайно мама не желала подобной участи своим сыновьям.

Николай Петрович был сначала горнорабочим, потом окончил горный техникум, и его назначили горным мастером на открытый разрез в Смоляниново — участок шахты «Дальневосточная». Десять лет был горным мастером, потом 23 года, вплоть до закрытия шахты, начальником участка. Так и получилось, что по примеру отца отдал шахтерскому труду 35 лет. И никогда не сожалел, что его судьба так сложилась.

— С шахт начинался наш город, это были градообразующие предприятия, —  рассуждает Николай Авдеев, и с ним трудно не согласиться.- И естественно, что многие другие предприятия, организации, так или иначе, были связаны с угледобывающей промышленностью. Шахтеры были гордостью города. И они сами, их дети гордились принадлежностью к этой профессии. Потому и династии формировались.

И все же шахта принимала не всех — были люди, которым эта профессия оказывалась не по плечу. Раз спустившись под землю, они понимали, что не смогут работать, и уходили. И как результат такого отбора — оставались самые крепкие, те, кем и славилось шахтерское братство.

После закрытия шахт это братство дало трещину: для многих это стало серьезным ударом. Спасались домашним уединением, семейными заботами. И бывало, годами не виделись. И Шахтерский союз Артема взял на себя гуманную объединяющую миссию. Николай Петрович в союзе со дня его основания — с 2004 года.

— В первую очередь нам хотелось растормошить людей, показать, что надо общаться, встречаться, вспоминать и делиться воспоминаниями. Быть вместе, а не порознь. И получилось: организуем встречи, участвуем в мероприятиях городского музея, общаемся с молодежью. На экскурсии ездили: побывали на острове Русском, проехали по новым мостам. Опекает Шахтерский союз объединение «Приморскуголь» — кое-какую материальную помощь нам оказывает. Народ у нас пожилой, во многом нуждается, а пенсия у шахтера, прямо скажем, скромная.

Себя Николай Петрович пожилым не считает,  те, кому за восемьдесят и более, могут с полным правом называть себя таковыми и с высоты своего возраста и опыта делиться воспоминаниями. Члены совета Шахтерского союза любят бывать у таких заслуженных людей, слушать их рассказы, в которых вся жизнь: и трудовые подвиги, и горечь утрат, и неистребимый шахтерский юмор.

Юмор — это не только анекдоты. Рассказывают, например, как шутили над молодыми шахтерами. Спустился парень в шахту, переоделся в робу, а телогрейку повесил. Вот и балуются: закладывают в рукав чурочку, прибивают гвоздями и ждут конца смены. Приходит новичок за телогрейкой, руки в рукава — да не тут-то было!  А уже и «на-гора» надо. Так с чурочкой и выходит. Товарищи посмеиваются: ты что, дрова домой несешь? Печку нечем топить?

Вот и повод для смеха. После напряженной смены как раз кстати. И если молодой человек смеется вместе с остальными — значит, все, «прописался»! А если не понял шутки — жди следующей. Так что и чувство юмора помогало стать настоящим профессионалом. Много что могут рассказать старики, особенно, если слушатель благодарный.

— После такого общения я выхожу окрыленным, — делится Николай Авдеев. — Это ведь возврат в то время, когда жизнь кипела, когда ставились рекорды и открывались новые горизонты. Это героическое время расцвета шахт.

Мы еще долго говорим — о прошлом, о настоящем, о том, что греет душу и веселит сердце. О Шахтерском союзе, который объединяет, поддерживает, побуждает строить планы на завтра. Это ведь хорошо, когда вспоминаются традиции, когда возрождается шахтерское братство.

Дата публикации материала: 21-11-2014

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки