Тот, кто ходит на службу в храм Богоявления в Артеме, мог заметить, что на протяжении нескольких месяцев в его зале возвышаются леса. Храм благоустраивается согласно утвержденному когда-то проекту. Леса – это рабочее место двух творческих людей: заслуженного художника РФ, члена Союза художников России Алексея Онуфриенко и молодого современного художника Владимира Зеленева.
Эти два талантливых человека не договаривались о встрече во Владивостоке. Оба – каждый в свое время – окончили одно и то же учебное заведение – Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию. Теперь вместе в ДВФУ. Алексей Пантелеевич — доцент кафедры проектирования архитектурной среды и интерьера Инженерной школы, Владимир Иванович — ассистент этой же кафедры. Любимое их детище – работа в области декоративно-монументального искусства. Сами создают неповторимые образы и учат видеть и чувствовать прекрасное студентов. В отзывах об одной из последних выставок «Учитель и ученики» об А. Онуфриенко писали во владивостокских СМИ: «Его композиции полны воздуха, легки и изящны. Обладают простотой, которая приближает нас к истине и является признаком мастерства». О Владимире говорили, что в его творчестве есть энергия, импульс, побуждающий к созиданию. Энергия, мастерство, чуткость к материалу, с которым работают художники, и помогают им создавать неповторимое.
Работ, сделанных руками мастеров, уже немало.
— Первая моя крупная работа – рельефно-скульптурная композиция, посвященная Приморскому краю. Три женские фигуры и мозаичный объемный рельеф на фуникулере. Более поздние работы — Триумфальная арка Цесаревича, которую восстановили, там моя мозаика, — рассказывает Алексей Пантелеевич. — Потом была мозаика в храме святой мученицы Татьяны, храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в районе набережной.
У Владимира, в основном, эскизы — мозаичной облицовки фонтана, который находится на набережной Владивостока, подпорные стенки в столице края. В сентябре открывался арт-объект из камня для газеты «Владивосток». Это диван для города на улице Суханова.
И вот теперь в Артеме, как говорят художники, идет работа в материале.
Медальоны — мозаика и наружная, и внутренняя делается по проекту. Дорога к образам была длинной. Сначала появились эскизы, их утвердили на попечительском совете, нужно было решить, какие сюжеты необходимы интерьеру именно этого объекта, нашли спонсоров, потом получили благословение отца Георгия. И храм стал украшаться.
У красоты и красок один корень. Это заметно без знания грамматики. Достаточно только взглянуть на медальоны. И не подумаешь, что сделаны они из керамогранита, стеклоплиток и смальты. Смальта – традиционный материал для создания мозаичных панно, у него широкая цветовая палитра. Незначительные переливы цвета внутри одного стекла в готовом изделии создают эффект мерцания, перламутра. Чем больше стекла, тем больше блеска, чем меньше стекла, поверхность видится более матовой. Поэтому она разная по структуре. Смальта может быть золотой и серебряной. К тому же это один из долговечных материалов. Римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия. Говорят, и в храме Богоявления они будут радовать прихожан не менее двухсот лет.
Создается медальон в мастерской ДВФУ. Таинство совершается не быстро. Необходимый материал колется, режется. Подбирается цвет. Иначе сложно. Кроме знакомых материалов изготавливаются свои, которые помогают делать тонкие переходы на лице святого, глаза, губы, светотени, складки одежды, передать богатство ткани. И получается в итоге художественная вещь. Потом она делится на кусочки и в течение двух дней клеится на стену. Делать всю сразу нельзя. Может обрушиться. Сначала наносится нижняя часть – она за сутки закрепляется. От размера мозаики зависит период времени для ее монтажа. Чтобы не сползла. Клей используется качественный.
— Храм приобрел в лице этого проекта очень дорогое в художественном смысле убранство, — сказал Владимир Иванович. — Это очень важно. Я думаю, есть ли вообще такого уровня храмы в крае, чтобы снаружи и внутри приближались к такому достаточно высокому уровню образцов?
Многое убранство церквей выполняется сегодня из синтетического материала – пластика, чтобы послужил до лучших времен. В нашем городе временное постепенно убывает, уступая место вечному. И эти чудные образы создаются у человека на уровне подсознания и переходят в его внутренний мир.
Но чудодеятелей не двое, а трое. Сама разработка художественного проекта выполнялась на равных долях тремя людьми. Третий – член Союза художников России Олег Батухтин. Живет он в Кавалерово, преподает в местной художественной школе.
Когда я была в храме, четыре плафона уже были закреплены на стенах. Художники приступали к созданию мозаичной Иверской иконы Божией Матери. Она будет встречать людей при входе в зал храма, над аркой. По утверждению художников, работа очень тонкая, и помогали им художники ДВФУ и Владивостокского художественного училища. Получилось превосходно. А претворить задуманное в образ помогли артемовские благотворители Евгений Ефремычев и Юрий Коваль. С первых дней строительства храма они оказывают посильную материальную поддержку. Не остались в стороне и сейчас. Союз служителей храма, творческих работников и чутких людей — жертвователей таким образом облагораживает не только храм, но и наш город в целом.
Фото автора.
Дата публикации материала: 26-12-2014