«Есть в богоспасаемом граде Артеме храм, где Господь утешает нас своими благодатными таинствами, куда мы можем прийти в радости и в печали» — так в свое время написал в предисловии к книге об истории строительства храма Богоявления «Храм — свеча Божия» Владыка Вениамин, ныне митрополит Приморский. Сегодня храм — не только архитектурное и художественное украшение центра города, но, прежде всего, духовное. И эта духовная основа укрепляет город, сплачивает, дает многим поддержку и уверенность в завтрашнем дне.
Уже не счесть народа, приходящего помолиться, поставить свечи, окунуться в эту несказанную благодать, очиститься исповедью и покаянием. А время от Рождества Христова до Крещения здесь особенное — во вторник совершалось отдание праздника Рождества Христова, а уже на следующий день началась подготовка к именинам храма, освященного в честь Богоявления. А между этими праздниками — поминание святых, больших и малых событий жизни христианской.
— Этот период мы посвящаем и благотворительности, — говорит священник храма иерей Григорий Максименко, — только во время детского праздника в храме было роздано более двухсот подарков, мы посетили дом престарелых, детский реабилитационный центр, болящих и бедных.
Что такое Богоявление? Это память о крещении Иисуса Христа в водах реки Иордан. Представьте это событие глазами Иоанна Крестителя: робость берет — Сына Божиего крестит, который освящает воды Иордана уже Своим вхождением в них. Это к Нему снисходит Дух Святой, это над Ним раздается Глас Божий. А Он поступает как сын человеческий, вместе со всеми принимая святое крещение. Священное писание повествует, что в то время Иисусу Христу было тридцать лет.
И сегодня, входя в храм Богоявления, мы вольно или невольно обращаемся к этой истории, радуемся возможности почувствовать свою духовную сопричастность к этому событию. Не потому ли на праздник Богоявления всегда много желающих принять таинство крещения, окунувшись как бы вместе с Иисусом Христом в воды Иордана.
— Восемнадцатого января у нас будет архиерейская служба, первое Великое освящение воды Митрополитом Вениамином. Эта вода называется «великая Агіасма», то есть великая святыня. Хранится она сколько угодно долго, единственное только — емкость с водой не надо ставить на пол. Люди, набирающие святую воду, должны окропить свое жилище, близких, испить её за здравие души и тела. И потом принимать после молитвы перед вкушением пищи для духовного укрепления, — говорит отец Григорий.
Между прочим, священник напоминает, что в крещенскую ночь освящается вода во всех открытых водоемах, и эта вода содержит ту же благодать, что и освященная в храме.
Празднование продолжится вечерней воскресной службой, а девятнадцатого января, в честь Крещения Господня пройдет Божественная литургия с водосвятным молебном. А после литургии в 13 часов священники храма протоиерей Георгий Зуев и иерей Григорий Максименко совершат таинство крещения.
Более тридцати человек примут православие в нынешний престольный праздник. В крестильне уже приготовлен крестильный набор, осталось только налить освященной крещенской воды в купели. Отец Григорий поясняет:
— Маленьких детей мы крестим в малой купели с добавлением горячей воды, а взрослые окунутся в большую купель — в ледяную крещенскую воду, чтобы оставить там свои прегрешения, неприятности, болезни и выйти обновленными, очистившимися.
Надо сказать, что, несмотря на то, что вода холодная, от крещенского погружения, как в открытых водоемах, так и в купели, никто не болеет. И это одно из чудес праздника Крещения Господня.
И в самом храме Богоявления, несмотря на его непродолжительную историю, чудеса случаются, и отец Григорий по моей просьбе рассказывает о некоторых:
— Несколько пожилых женщин, которым уже за семьдесят, болели онкологией. Еще в начале моего служения они просили помолиться за них, говорили о предстоящей операции. Я им сказал, чтобы они регулярно исповедовались и причащались. Эти женщины до сих пор стоят на службе, не садятся — то есть у них есть силы. И врачи во время обследования их разводят руками: болезнь отступила.
Есть в храме икона Пресвятой Богородицы, которая называется Неупиваемая чаша. Она украшена драгоценными дарами прихожан. И это тоже не случайно.
— Перед этой иконой обычно молятся люди об исцелении близких от алкоголизма и наркомании, — поясняет священник. — И судя по тому, сколько у этой иконы даров, исцелившихся немало. Некоторых я знаю лично. Но самое удивительное чудо, я считаю, происходит, когда приходит человек, который жил без Бога, совершал тяжкие грехи, уголовно наказуемые преступления. И вдруг этот человек (по молитве ли близких, по Божьему ли промыслу) осознает всю глубину своего падения, приходит в храм, приносит свое покаяние Богу. Когда эти люди исповедуются мне, у меня мурашки по телу бегут — такие тяжелейшие грехи. Но человек осознал всю глубину своего падения, искренне раскаивается, просит прощения у Бога, старается исправиться. И Господь прощает ему грехи, дает благословение на дальнейшую жизнь. У него складываются отношения в семье, к нему возвращаются покинувшие его близкие, или, если он не был женат, находит себе спутницу жизни, устраивается на работу, обустраивает свой быт. Живет жизнью православного человека. И некоторые говорят: «Вспоминая свое прошлое, я осознаю, сколько я зла наделал!». Таких случаев в нашем храме несколько — я могу припомнить до десятка.
Не могу удержаться и не спросить отца Григория о нем самом: кадровый военный, он пришел к Богу уже в зрелом возрасте, хотя крещен был бабушкой в раннем детстве:
— Отец Григорий, а свое воцерковление вы считаете чудом?
— Да, я думаю, что это было некое чудо. До того, как я стал ходить в храм, начал читать молитвы — у меня был маленький, тонкий молитвослов, потом стал учить их наизусть. Я не понимал, почему, но получал радость от этого. Я пошел в храм на Угловой, тогда там действовал только один предел — маленький, тесный. Набивалось столько народу, что порой не все могли войти… И вот, теперь я — священник. Не все и не всегда получается, особенно в начале служения мои ошибки прихожане даже замечали, поправляли меня после службы, и я извинялся. Но тружусь и с Божией помощью выполняю свою миссию в храме.
Престольный праздник — повод вспомнить всех строителей, благоустроителей, жертвователей на строительство храма, в котором совершаются богослужения уже восемь лет. Рассылается множество приглашений — и тем, кто помогал в строительстве, и тем, кто внес свою лепту за прошедшие годы. Храм постепенно благоустраивается, появляется новое убранство, иконы. Сохраняется первозданный архитектурный стиль, в котором неизменно присутствуют легкость, стремление ввысь, а новшества только подчеркивают эту устремленность, новые лики святых, иконы, рассказывающие о жизни христианской, укрепляют духовные силы прихожан. Ведь икона — это тоже проповедь.
Грядет особенный, главный праздник храма Богоявления, значение которого для прихожан, для всего христианского мира трудно переоценить. И закономерно, что праздничные Богослужения открывает митрополит Вениамин, это уже традиция, зародившаяся восемь лет назад во время освящения только что построенного храма. Великое торжество, объединяющее сотни людей, состоится совсем скоро, и приближение его наполняет сердце радостью этого единения, верой в жизнь вечную, в торжество добра.
Дата публикации материала: 16-01-2015