Главная » Статьи » Никто не забыт » Славный солдат Советской Армии

Славный солдат Советской Армии

Человек живёт, пока о нем помнят. Это так. А если это так, то Николай Евтухов жив и сейчас — в своих потомках. А они умеют помнить. Он подарил миру четырёх дочерей. Мне довелось поговорить о солдате с двумя его дочерьми — Раисой Николаевной, проживающей в Артёме, и Ниной Николаевной из Днепропетровска (по скайпу).

 

Детство и безбрежный океан

В 1918 году во Владивостоке шла гражданская война, и топтали нашу землю интервенты из Японии, Америки  и прочих стран. Но война не может жизнь остановить: у Александры Ильиничны и Гаврилы Иосифовича 10 октября родился сын Коля. После изгнания иностранцев с трудом налаживался мирный быт. Недолго пришлось Николаю ходить в школу,  в 13 лет он уже работал, стоял в штате «ДВЖД НКПС», так записано в документах за 1931 год. Короче, был он учеником столяра в мастерской дальневосточной железной дороги. Освоил творческую специальность резчика по дереву. Через три года волею судьбы Евтухов стал переплётчиком в типографии газеты «Тихоокеанский моряк». Из редакции потянуло парня в океан, про который журналисты так красиво писали. В свои 18 лет он уже ходил на судах. А в 1939 году матрос Евтухов познавал моряцкую науку на пароходе «Алеут», занимался китобойным промыслом. И сам порой писал о жизни моряков, печатался.

«Морские университеты», видно, и научили Николая всем ремёслам. Дочь восхищается, вспоминая: «У него было всего четыре класса школы, а всё умел — обувь починить, печь сложить и дом поставить, место для колодца в Артёме всем соседям отыскивал. И шофёром был, технику знал хорошо. Уже будучи на пенсии, мотоциклы ремонтировать мальчишкам помогал. Его в Артёме и сейчас кое-кто помнит. У самого, считай, детства радостного не было, так во дворе нашего дома качели-гиганты соорудил — вся детвора с улицы Интернациональной к нам бегала! В детском парке гиганты уже потом поставили…». Но это было уже после войны.

 

Война — штука подлая

На службу в РККА (Рабоче-Крестьянскую Красную Армию) Фрунзенский райвоенкомат Владивостока призвал его на рубеже 1939-1940 годов, военную присягу принял в праздничный день — 23 февраля. Уже в полковой школе Николай Евтухов показал свою самостоятельность, его назначили командиром курсантского отделения. После прохождения курса молодого бойца определили парня в редакцию газеты «Красный стрелок» — печать была грозным оружием партии и страны.

 

Потом грянула война. С 23 сентября и до самого Дня Победы он участвовал в боях.

«Нам надо каждому помнить ту войну! — говорила его дочь Нина Николаевна, — иначе затеваются новые войны. Вот почему у нас разожгли её? Наверное, ужасы прошлой войны забыли?! Началось с того, что русский язык попал под запрет. Фашизм живуч, мой отец сколько с ним бился! Шесть лет и шесть месяцев — записано в военном билете о службе его в войсках. И… не добил фашистов на Украине. Так и хочется крикнуть: славяне, мы же братья!».

А за бои на Карельском фронте Николай Евтухов принёс домой медаль «За оборону Советского Заполярья». Потом ещё были тяжёлые бои, был 3-й Украинский фронт, и две медали «За отвагу». И ранение в марте 44-го. И всё же прошёл с боями Венгрию, Румынию, Польшу. А из Австрии был отправлен на Дальний Восток…

 

Это не забывается

Свою подругу, Евгению Яковлевну, встретил Евтухов, гуляя по парку. Пошли дети — потомки солдата с его закваской и трудовым характером. Они запомнили детство так: «Папа вечно на работе, но когда мы подросли, привлекал к делу и нас. Папа и его братья собирались на День Победы, на 23 февраля, вспоминали… Не обходилось без слёз. «За Родину, за Сталина!» — звучало за столом».

Его брат Василий Гаврилович тоже воевал, и двоюродный брат Сергей Малюшкин — фронтовик. И все они любили строить, а не разрушать, ибо суть солдата России не в разрушении, а в созидании.

В 1982 году Николай Гаврилович поехал в Ленинград, где он тоже воевал. Решил солдат отдать дань друзьям по 161-й стрелковой дивизии, с которыми прошёл суровый путь, посетить их могилы, помянуть всех, кого уже нет. На ленинградской земле он вспомнил рыжую лошадь, которая — и кто её научил? — сама, без конюха, возила повозку с продуктами в Ленинград. И немцы не стреляли, видимо, думая, что так себе, сама куда-то бредёт. Но скоро разнюхали, убили её…

Потом Евтухов поехал в Днепропетровск, где жила дочь Нина. Она работала тогда в турбюро. Нина не знала, что приедет отец, но судьба столкнула родных людей в большом городе! Последний раз они виделись настолько давно, что папу на улице она не узнала сразу. Смотрит: идёт человек, похожий на отца — откуда он взялся тут? А человек этот вынимает носовой платок, разворачивает его только отцу присущим движением и вытирает лицо. Он! Папа! Отец наказал ей тогда: «Будешь мотаться по Европам, обязательно цветы к могилам наших солдат клади. Это мои боевые товарищи!». Нина исполнила наказ отца.

 

Семья и дом

Помимо дочерей у Евтухова был и сын, но он умер во младенчестве. Было тяжелое послевоенное время. Последнюю свою дочь Николай Гаврилович звал «Нинок-сынок». Они вместе и дровишки пилили, и стенки дранковали, когда строили дом, и мотоцикл водить отец её научил…

О доме разговор особый. Сначала поставили на скорую руку деревянный домишко. Но семья росла, и встал вопрос о большом доме. Решили  строить кирпичный. Девочки раствор подносили, как могли, помогали отцу. Он всё делал сам, никого не звал на помощь. И кирпичи клал, и штукатурил. Строили новый дом «вокруг» старого так, что тот оставался внутри. Там и жили. Старый дом, что доживал своё время внутри нового, разобрали. Кирпичный дом доводили до ума, проживая на его веранде.

Быстро строить не получалось, отец  работал — то в Артёмторге грузчиком, то на шахте откатчиком. И помогал строить другие дома — брату, бабушке. Он знал, как дом поставить, чтобы удобно было, как комнаты расположить. Люди часто приходили к Евтухову за советами. И супруга, его «боевая» подруга, соседям помогала — обшивала всех, её швейная машинка была одна на всю улицу. А еще Евгения Яковлевна цветы выращивала.

 

Кто как поживет, такой славой и прослывет

«Папа умер 19 сентября 1990 года, — рассказывает Раиса Николаевна. — Пожил бы ещё, да война, видно, жизнь сократила ему. Спасибо военкомату: памятник помогли поставить, наш-то уже рассыпался…». И Нина Николаевна из украинского Днепропетровска благодарит и словом добрым вспоминает город, где жила их большая семья, семья славного солдата России. «Артём теперь изменился, не узнаешь, — говорит она. — Я просматриваю в интернете фото про старый и новый Артём! Я всегда помню свою малую родину».

 

Рассказ дочерей Николая Евтухова записал Борис ЗАХАРОВ, научный сотрудник музея АГО.

Дата публикации материала: 13.03.2015

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки