Два раза в неделю эти люди собираются на центральной автобусной остановке в ожидании горячего обеда. Для них это единственная возможность отведать домашней еды. Большинство — граждане без определенного места жительства. Но есть и иная категория — имеется крыша над головой, но они не упускают возможности бесплатно поесть: кто-то не работает вовсе, а у кого-то каждая копейка на счету…
В русской культуре масса пословиц и поговорок, оправдывающих бедственное положение людей: «бедность — не порок», «от тюрьмы и от сумы не зарекайся», «бедный, да честный», «бедность учит, а счастье портит»… Мы пришли на место раздачи бесплатных обедов, доставляемых общественной организацией «Доверие» под руководством Валерия Гаялиева. Уже на протяжении десяти лет они регулярно, в любой сезон и в любую погоду кормят бедных. В этот день питаться пришли не более десяти человек, обычно бывает в два раза больше. Мужчины и женщины характерной внешности, которых ни с кем не спутаешь, — явно из неблагополучных. С некоторыми удалось пообщаться.
АЛЕКСАНДР
Он не местный, приехал из Брянска много лет назад в поисках лучшей доли. Когда-то в Приморье жили его родственники, сейчас никого нет — умерли. Но во Владивостоке живет бывшая супруга, а в Москве — дочь. Какое-то время Александр жил в Якутии, потом в Хабаровске и теперь уже два года здесь, в Артеме. Живет на улице, ночует на теплотрассе. «Притащил ковер разрезанный, — делится он, — укутаешься и спишь, но не сахар». Ему 56, имеет шестой разряд газосварщика. По крайней мере, так сказал, и у меня нет причин ему не верить. Паспорт утрачен, для его восстановления нужны деньги. Спрашиваю, что он собирается делать дальше? «Надо найти номер телефона бывшей жены, знаю, где она работает во Владивостоке, чтобы связалась с дочерью, а та — выслала мне денег на паспорт», — рассуждает Александр. Временами ему удается найти работу: то на ферме, то на покосе в летнее время, но жалуется, что ни разу хозяева не оплатили его труд. Когда-то он жил в каком-то реабилитационном центре — не устроило: кормили плохо, в помещении было холодно. «Сейчас я сам себе хозяин, — говорит он, — денег насобирал, купил, что захотел, поел». В перспективе для себя видит другой реабилитационный центр, но где хорошо кормят и не пропагандируют религию.
После беседы с ним у меня сложилось впечатление, что человек сам для себя ищет отговорки для возврата к нормальной жизни. Показалось, что работать он особо не настроен и не использует возможности, которые имеет.
НИНА
Ей 42. Три ее дочери живут своими заботами. «Я им не нужна, потому что отсидела, — охотно рассказывает Нина, — они от меня официально отказались». Живет на улице уже пятый год после выхода из мест лишения свободы. Зимой так же, как и Александр, ночует на теплотрассе. Паспорта нет, по ее словам, имеет специальность зоотехника-ветеринара, причем даже с красной «корочкой». В колонии провела более 12 лет за нанесение тяжких телесных повреждений. Говорит, что защищала дочь, которую хотели изнасиловать. Она и сейчас общается с детьми по телефону, но принять мать к себе никто из них не хочет. Зарабатывает Нина на паперти или сдает раздобытый металл. «Не весь еще собрали, есть места…», — смеется она.
ЕВГЕНИЙ
Он — спутник Нины. Нашли они друг друга год назад. ВАртем Евгений приехал два года назад из Шкотовского района. Ему — 35. По специальности — электрогазосварщик, в этот день мне явно везло на сварщиков. В этом году они отправились в родное село Нины, в Кипарисово, работали там, где именно, Нина уточнять не стала. История повторяется — им ничего не заплатили. В итоге пешком вернулись в Артем. Евгений тоже имеет судимость, за кражу отбывал срок в колонии-поселении. Сейчас живет нерегулярными заработками грузчика на рынке. «Мы уже шестой день не пьем», — с гордостью говорит Нина. Для них это достижение. И не факт, что они не захотят это дело отметить.
ПЕРЕСТРОИТЬ МЫШЛЕНИЕ
На завтра в календаре есть дата — Международный день помощи бедным. Первые программы по ликвидации нищеты начали действовать пятнадцать лет назад, однако пока число живущих за чертой бедности не уменьшается. Несмотря на то, что мировая экономика развивается стремительными темпами, и все больше людей могут похвастаться высоким уровнем жизни, нищета по-прежнему остается одной из больших проблем человечества. Ведь бедность означает не только недостаток денег, но и отсутствие достойной работы, удобного жилья, доступа к хорошему образованию и здравоохранению.
Во многих странах мира помощь бедным наряду с государственными и международными программами осуществляют различные религиозные и благотворительные общественные организации, а также частные меценаты.
В нашем городе лишь «Доверие» занимается проблемами людей, оказавшихся за чертой, в таком масштабе и так стабильно. Сейчас в приюте живут 35 человек, впритирку. Больше мест нет.
Обеды, раздаваемые на центральной остановке, организуются на пожертвование церкви, чья религия является обязательной для обитателей приюта, и это не православное христианство. Только на таком условии люди могут оставаться под крылом организации. С другой стороны — никто никого не заставляет: не нравится — иди.
«Я встречаю в Артеме людей из многих городов России, — говорит Валерий Гаялиев, — их количество по большому счету не увеличивается, но контингент постоянно обновляется: кто-то умирает, кто-то перебирается в другие места. Причем больше стало молодых людей. Нашей целью является не только накормить, а дать им шанс изменить свою жизнь. Не зря ведь говорят: если хочешь помочь человеку, не надо давать ему рыбу, дай ему удочку. В наш центр за помощью приходят многие. Но далеко не каждый действительно хочет что-то кардинально поменять в своем существовании. Мы помогает тем, кто старается восстановиться. Все зависит от людского самосознания. Мы пытаемся посеять в этих людях надежду, чтобы у них появились цели. Но, как показывает практика, человек зависим от бродяжничества так же, как, например, от алкоголя. Они вроде и понимают, что так нельзя, но поделать ничего не могут, потому что не хотят, потому что это трудно и предполагает серьезную работу над собой и своими привычками. Проблема в мышлении. Перестроить мышление не так-то просто, а для некоторых — невозможно».
ЗА СЕБЯ И ЗА ТОГО ПАРНЯ
Но есть и другая категория бедных. Они не бомжи, не тунеядцы. Они вполне приличные люди. Не так давно я случайно столкнулась на улице с бабулькой. Издалека стало понятно, что она ищет, к кому бы обратиться. И тут я. Бабушка чистенькая, аккуратненькая, обычная женщина. «Миленькая, — обратилась она ко мне, — помоги на лекарства». Было видно, что ей неудобно. В тот момент я искренне пожалела, что в кармане не было наличных денег. Все, что я могла, — это извиниться. За кого я извинялась? За государство, которое не может обеспечить достойную старость своим пенсионерам? За ее детей, которые не могут ей помочь? За того парня? Не знаю.
Автор: Валентина Серебрякова
Равные возможности
Категория:
Мой город, Статьи
Посторонним вход воспрещён!
Категория:
Общество, Статьи
Творчество без границ
Категория:
Мой город, Статьи
КВН с сюрпризом
Категория:
Мой город, Статьи
Гражданское состояние
Категория:
Общество, Статьи
Мишань — город контрастов
Категория:
Свежий ветер, Статьи
Сокращение — в кризис решение?
Категория:
Общество, Статьи
«Галерея» принимает гостей
Категория:
Парк культуры, Статьи
Перспективы хоккея в Артеме
Категория:
Статьи, Физкультпривет