Главная » Статьи » Даманский — остров героев

Даманский — остров героев

Что включает в себя понятие «патриотизм»? Любовь к Родине, способность и готовность её защищать? Наверное, чуть больше: это не только любовь, но гордость за героические моменты истории, за людей, способных защитить не только территорию, но честь родной страны. Об этом мы говорим с Константином Васильевичем Моховым, бывшим солдатом срочной службы 135-й мотострелковой дивизии 199-го Верхнеудинского мотострелкового полка, который базировался в Дальнереченске. Время его службы пришлось на трагические события 1969 года, унесшие жизни советских пограничников. 47 лет назад часть, в которой служил рядовой Мохов, была поднята по тревоге и готовилась при необходимости вступить в бой против китайских военных.

Война не разгорелась, ограничившись локальным конфликтом, но память о той трагедии, о погибших осталась. В эти мартовские дни хотелось бы рассказать о простых советских военнослужащих, отдавших свои жизни за честь Родины.

 

Предыстория и причины конфликта

В конце 1950-х правительство КНР, стремясь к росту своего международного влияния, использовало положения Парижской мирной конференции 1919 года (о том, что границы между государствами должны, как правило, проходить посередине главного фарватера реки) как повод для пересмотра советско-китайской границы. Руководство СССР было готово пойти на это, в 1964 году была проведена консультация по вопросам границы, но закончилась она безрезультатно. Отношения между странами ухудшились. Одновременно Китай пытался наладить контакты с США. Руководство Китая стало осознанно подогревать внутри страны антисоветские настроения. Одной из целей инцидента на Даманском была именно попытка «достучаться» до Вашингтона, чтобы наглядно показать американцам, как безнадежно ухудшились отношения Китая и Советского Союза.

Остров Даманский, входивший в состав Пожарского района Приморского края, находился с китайской стороны от главного русла реки Уссури. В период паводков остров полностью скрывается под водой, а заливные луга являются ценным природным ресурсом.

С начала 1960-х на остров по указанию китайских властей заходили крестьяне и демонстративно занимались там хозяйственной деятельностью: покосами и выпасом скота, заявляя, что находятся на своей территории. Затем стали совершаться нападения хунвэйбинов на пограничные патрули. Герой Советского Союза Юрий Бабанский, служивший в год конфликта на погранзаставе в звании старшего сержанта, вспоминал: «…в феврале неожиданно получил назначение на должность командира отделения заставы, начальником которой был старший лейтенант Иван Стрельников. Прихожу на заставу, а там, кроме повара, никого нет. Повар сказал, что все с китайцами дерутся. Я, конечно, автомат на плечо — и к Уссури. А там и в самом деле драка. Китайские пограничники перешли Уссури по льду и вторглись на нашу территорию. Вот Стрельников и поднял заставу. Пока всех отмолотили, часа полтора прошло. Но без единого выстрела. Только по морде. Я ещё тогда подумал: «весёлая» застава».

И все же ни одно из подобных столкновений не могло вылиться в серьёзный вооружённый конфликт. Утверждение, что события вокруг острова Даманский стали результатом тщательно спланированной именно китайской стороной акции, прямо или косвенно признаётся многими китайскими историками. Бывший резидент КГБ в Китае Ю. Дроздов утверждал, что разведка предупреждала советское руководство о готовящейся вооружённой провокации в районе Даманского.

 

Оборона и наступление

2 марта китайские солдаты открыли огонь по идущим к острову 55 советским пограничникам во главе с начальником погранзаставы «Нижне- Михайловка» старшим лейтенантом Иваном  Стрельниковым. Пограничники во главе с оставшимся в живых командиром — младшим сержантом Юрием  Бабанским — залегли и вступили в бой с превосходившими силами китайцев. Вскоре к ним на помощь пришло подкрепление на бронетранспортерах во главе с начальником соседней заставы «Кулебякины сопки» старшим лейтенантом Виталием Бубениным.

При поддержке минометного огня со своего берега китайцы закрепились за насыпью на острове и вновь вынудили советских воинов залечь. Но Бубенин не отступил. Он перегруппировал свои силы и организовал новую атаку на бронетранспортерах. Обойдя остров, он вывел свою маневренную группу во фланг китайцам и заставил их покинуть свои позиции на острове. Во время этой атаки Бубенин получил ранение, но не покинул боя и довел его до победы. В сражении 2 марта погиб 31 советский пограничник, 14 получили ранение.

Утром 15 марта китайцы вновь перешли в наступление. Они довели численность своих сил до пехотной дивизии, усиленной резервистами. Атаки методом «людских волн» продолжались в течение часа. После ожесточенного боя китайцам удалось потеснить советских солдат. Тогда для поддержки оборонявшихся в контратаку двинулся танковый взвод во главе с начальником Иманского погранотряда (в него входили заставы «Нижне-Михайловка» и «Кулебякины сопки») полковником Д. Леоновым.

Но оказалось, китайцы подготовлены к такому повороту событий и располагают достаточным количеством противотанковых средств. Из-за их плотного огня контратака потерпела неудачу. Тем более что Леонов в точности повторил обходной маневр Бубенина, который не стал для китайцев неожиданным. На этом направлении они уже вырыли окопы, где засели гранатометчики. Головной танк, в котором находился Леонов, был подбит, а сам полковник, пытавшийся выбраться через нижний люк, погиб. Двум другим танкам все же удалось прорваться к острову и занять там оборону. Это позволило советским солдатам еще 2 часа продержаться на Даманском. Наконец, расстреляв весь боезапас и не получив подкреплений, они покинули Даманский.

Неудача контратаки и потеря новейшей боевой машины Т-62 с секретной аппаратурой убедили, наконец, советское командование в том, что введенных в бой сил недостаточно для победы над китайской стороной, которая подготовлена весьма серьезно. Тогда в дело вступили силы развернутой вдоль реки 135-й мотострелковой дивизии, командование которой отдало приказ своей артиллерии (в том числе отдельному реактивному дивизиону БМ-21 «град») открыть огонь по позициям китайцев на острове. Это был первый случай применения в бою ракетных установок «град», удар которых решил исход сражения. Значительная часть китайских солдат (более 700 чел.) на Даманском  была уничтожена огненным шквалом.

На этом активные боевые действия фактически прекратились. Но с мая по сентябрь 1969 г. советские пограничники более 300 раз открывали огонь по нарушителям в районе Даманского. В боях за остров  со 2 по 16 марта 1969 года  погибли 58 советских воинов, 94 получили тяжелые ранения. За проявленный героизм четверо военнослужащих получили звание Героя Советского Союза: полковник Д. Леонов и старший лейтенант И. Стрельников (посмертно), старший лейтенант В. Бубенин и младший сержант Ю. Бабанский. Многие пограничники и военнослужащие Советской Армии отмечены государственными наградами: 3 — орденами Ленина, 10 — орденами Красного Знамени, 31 — орденами Красной Звезды, 10 — орденами Славы III степени, 63 — медалями «За отвагу», 31 — медалями «За боевые заслуги».

 

Урегулирование конфликта и последствия

Сражение за Даманский стало первым со времен Второй мировой войны серьезным столкновением Вооруженных Сил СССР с регулярными частями другой крупной державы. После советско-китайских переговоров в сентябре 1969 г. было решено отдать остров Даманский Китайской Народной Республике. Юридически остров Даманский окончательно отошёл к КНР в 1991 году (де-факто он был передан Китаю в конце 1969 г.).

Новые хозяева острова засыпали протоку, и с тех пор он стал частью китайского берега (Жаланашколь). В 2001 году были рассекречены архивы КГБ СССР, касающиеся трагедии на Даманском.  Среди документов есть фотографии тел советских солдат, свидетельствующие о фактах надругательств китайцев над погибшими, материалы переданы в музей города Дальнереченска…

Сухие строки архивов говорят, прежде всего, о том, что в любых обстоятельствах наши солдаты остаются верны присяге, выполняют свой воинский долг. И героическая их гибель не напрасна: они еще раз доказали миру (не только тем, кто нападал на нашу заставу), что не допустят агрессии. В 1969 году рядовому Константину Мохову было 18. Отслужил он на момент, когда начался конфликт, 4 месяца. Это сейчас можно, смеясь, сказать, что не было никакого страха, что все рвались в бой и клялись «уйти на «дембель» из Пекина». Но что умели спустя четыре месяца службы? Держать автомат и стрелять. А ведь угроза войны была реальна. И, слава Богу, что у руководителей обеих стран хватило здравого смысла её не развязывать.

 

Подготовлено с использованием материалов с сайта http://www.hrono.ru

Автор: Зоя Нестеренко
Дата публикации материала: 11.03.2016

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки