Казачество — этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая казаков. В их рядах — русские, украинцы, калмыки, буряты, башкиры, татары, эвенки, осетины и представители других народов. Российское законодательство до 1917 года рассматривало названную общность как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как самостоятельную народность или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения.
Двадцать пять лет назад казачество вновь начало возрождаться в России, в Приморье, в Артеме. Об историческом и социальном наследии важного для нашей страны сословия (или даже самостоятельной народности) — наш разговор с походным атаманом Иосифом Антоновичем Новак, войсковым старшиной Львом Валентиновичем Архиповым, писарем Владимиром Анатольевичем Лесько, казачкой Татьяной Тимофеевной Калимулиной и руководителем казачьего хора «Сударушка» Сергеем Владимировичем Шадчневым.
— Принято считать, что обращение к казачеству стало восстановлением связи с прошлым, возвращением к заветам и традициям предков, предметом гордости за славные дела прежних поколений. Какова сегодня роль казачества в современном обществе?
Иосиф НОВАК: В уставе общественной организации «Артемовский казачий округ приморских казаков» прописаны наши основные задачи. Среди них — защита гражданских прав и свобод, чести и достоинства казаков и членов их семей; участие в разработке государственной политики возрождения казачества; взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам возрождения казачества; восстановление традиционных форм управления казачьим округом; организация подготовки членов казачьего округа к военной и иной службе; культурное, духовное и нравственное воспитание казаков.
Лев АРХИПОВ: В нашем уставе прописано много важных норм, но исполнять многие из них мы не можем.
— Почему?
Владимир ЛЕСЬКО: В последние годы казачество в России разделено на «реестровых казаков» и «общественных казаков». Первые задействованы в охране государственной границы, охране лесов и водоемов РФ, наземного и водного животного мира. Казачьи отряды охраняют общественный правопорядок в городах и поселках, занимаются подготовкой молодежи к службе в армии. Мы же, общественные казаки, такой возможности лишены. Хотя реально хотели бы исполнять все эти функции. К тому же, вспомните, 5-7 лет назад все названные и многие другие позитивные дела были в жизни казаков.
Лев АРХИПОВ: В 1997 году в Приморье был принял закон №103-кз «О казачестве в Приморском крае» , в котором были учтены все уже названные нами и многие другие нормы. Сегодня он не действует, «утратил силу».
— Если для вас он так важен, почему Уссурийское казачье войско во главе с атаманом Константином Скобилевым, а также Артемовский казачий округ не ходатайствуют о восстановлении закона перед депутатами ЗакСа?
Иосиф НОВАК: В прошлом номере приморской газеты «Казачий круг» говорится, что Союз казаков России во главе с Верховным атаманом Павлом Филипповичем Задорожным сегодня решает вопрос по объединению реестровых и общественных казаков на федеральном уровне. В приоритете — сотрудничество казаков с Русской Православной церковью, патриотическое воспитание и подготовка казачьей молодежи к службе в Вооруженных силах РФ, решение межнациональных вопросов (повторимся, казачество — многонациональное сословие) и другие. Мы — около сорока артемовских казаков и казачек — надеемся, что скоро ситуация изменится позитивно для нас.
— Пока же казаки нашего города совершенствуют свои таланты в культуре?
Сергей ШАДЧНЕВ: Нашему хору «Сударушка» в этом году будет 21 год. В 2004 г. хор был отмечен Почетной грамотой Верховного атамана Союза казаков России тех лет Александра Мартынова. А в марте 2005-го нам было присвоено звание народного хора. В нашем репертуаре более двухсот народных, патриотических, военных, лирических, шуточных песен. Нас знают и любят во многих городах, поселках и селах Приморья.
— Патриотическое воспитание молодежи — одна из важнейших задач артемовских казаков. Что делается в этом направлении?
Татьяна КАЛИМУЛИНА: Казаки работают с учащимися средних школ №№ 1, 31, 17, 19. Несколько лет мы шефствуем над школой № 8 с. Олений. Там оборудован казачий курень (изба), в котором представлены старинная крестьянская мебель, одежда и обувь, предметы быта, посуда и многое другое. С прошлого года у нас существует и передвижной курень. Мы можем оборудовать импровизированную избу на любой площадке — в школе, Доме культуры, парке, сквере. Обычно мы выставляем экспонаты на большие праздники — в День молодежи, День города, Дни поселков и т.д. Мы очень хотим, чтобы дети и молодежь не забывали свои исторические корни, знакомились с предметами старинного русского быта, такими, как русская печь, этажерки, детские люльки, старинные швейные машинки и утюги на углях, ткацкий станок и стиральная доска, чугуны и ухваты, коврики из полосок ткани, рушники и многое-многое другое. На выставках мы не просто представляем экспонаты, но и рассказываем много интересного о жизни и быте русского народа.
… Артемовские казаки не только честь свою не срамят, но и мечтают о более активном участии во многих значимых сферах жизни Артемовского городского округа и Приморского края.
Автор: Ольга Шкурат
Владимир Новиков — председатель совета глав
Категория:
Лица власти, Статьи
Поговорили по душам
Категория:
Лица власти, Статьи
Нет задач второстепенных
Категория:
Мой город, Статьи
Общая судьба народов
Категория:
Общество, Статьи
Медицина на колёсах
Категория:
Здоровье, Статьи
Школа юмора на Муравьиной
Категория:
Поколение нового века, Статьи
Детство, «далекое» от войны
Категория:
Никто не забыт, Статьи