День социального работника появился в календаре официальных профессиональных праздников России сравнительно недавно — после того, как 27 октября 2000 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, который предписывал «Установить День социального работника и отмечать его 8 июня».
Стаж Надежды Саутиной, как социального работника, составляет на сегодняшний день ни много ни мало, а целых 23 года. До 1993 года она работала швеей на Артемовской ковровой фабрике. В «лихие девяностые» предприятие закрыли, а Надежда Петровна по совету соседки устроилась в городской центр социального обслуживания, где и трудится по сей день.
Вспоминая первые месяцы работы на новом месте, Надежда Петровна, улыбаясь, рассказывает: «Вначале очень сильно переживала, когда вплотную столкнулась с проблемами пенсионеров, которых мне поручили обслуживать. Запомнилась бабушка-шахтерка. Жила она на 9-м километре в бараке. Приходишь к ней — она плачет. Местное хулиганье опять влезло в комнату через окно. Украли вещи. Так мы ей потом квартиру выбили, переселили в нормальные условия. Вот так и пошла новая работа. Со временем привыкла к тому, что жизнь пожилых людей часто бывает совсем не сладкой».
Если говорить официальным языком, то основанием для заключения договора на социальное обслуживание является, в первую очередь, медицинское заключение. Именно врач законодательно подтверждает, что человек действительно ограничен в своих возможностях и за ним требуется постоянный уход. В среднем на одного соцработника приходится по7-12 обслуживаемых человек. У каждого на неделе надо побывать 2-3 раза. Здесь, как и в любой другой профессии, есть своя специфика. Например, нагрузка в работе с пенсионером или инвалидом, проживающим в частном секторе, считается двойной. Одно дело — в благоустроенной квартире порядок навести, еду приготовить, в аптеку, на почту или магазин сходить. И совсем другое — в частном доме зимой угля, дров наносить да на колонку за водой сходить. Далеко не всегда подопечные соцработников — одинокие люди. У многих есть родственники, дети, внуки, но в силу жизненных обстоятельств они просто не могут постоянно находиться рядом. Надежда Саутина подразделяет таких родственников на две категории: «Есть очень хорошие дети, они просто всю неделю работают, но на выходных столько дел у родителей переделают, что душа радуется. Но есть и такие, что приходишь — а у стариков даже куска хлеба нет».
Круг обязанностей соцработника определяет сам подопечный. Надежда Петровна показывает «Журнал учета посещений и выполненных услуг». Таких журналов всегда два. Один — у социального работника, второй — у того, кого обслуживают. В журнал при каждом посещении вписывается вся выполненная работа и подтверждается подписями. «Есть еще такой вид обслуживания, как патронаж, — рассказывает соцработник, — это когда человек вообще практически лежачий. Ему необходимо не только еду приготовить и накормить его, но и помыть, и переодеть. Приходится ходить каждый день. Конечно, таких немного, но они есть».
Понятие «рабочее время» для соцработника действительно растяжимое. Не всегда возможно предусмотреть, сколько времени придется затратить на поход в управляющую компанию с заявкой на ремонт сломавшегося крана или замену водяного счетчика, сколько простоишь в очереди за талоном на посещение врача, сколько потратишь времени на само сопровождение в больницу своего подопечного. «Я на почте полтора часа стою в очереди, чтобы оплатить коммунальные платежи! — восклицает Надежда Петровна. — Раньше мы по удостоверениям проходили без очереди, а сегодня это право отменили. Соцработники стоят в общей очереди. А мои-то бабушки квитанции получают в разные числа! Вот так в месяц по три-четыре раза да по полтора часа только на почте. А вы попробуйте ту же бабушку записать к зубному, глазному, эндокринологу… За талоном рано утром очередь отстоять да потом с ней еще и на прием сходить. Те же лекарства выписать — целая проблема. Это только со стороны кажется, что все просто».
Вникая в специфику деятельности социального работника, понимаешь, что случайно и надолго задержаться в этой профессии просто невозможно. Конечно, можно попытаться сухо и педантично исполнять все договорные обязательства, но вряд ли это получится. Общаясь день за днем, год за годом с тем, кого он обслуживает, соцработник все равно проникается проблемами и заботами этого человека. У каждого свой характер, свои запросы и даже свое специфическое отношение к работнику социальной службы. Одни встречают с теплом и радостью, другие — равнодушно и даже холодно. Бывает, что начинают жаловаться на обслуживание, звонят руководству, требуют проверки. Бывает, что в силу возраста просто придумывают собственные проблемы. Уметь работать со всеми — задача непростая. Поэтому и руководство центра социального обслуживания своих сотрудников совершенно обоснованно ценит и поощряет. «Руководство к нам очень хорошо относится, — говорит Надежда Петровна, — именно к тем, кто работает с людьми. Все наши вопросы решаются в первую очередь. Нас уважают. Мы это видим и понимаем».
Всего в штате Артемовского филиала «Приморского центра социального обслуживания населения» 31 социальный сотрудник, а число обслуживаемых составляет 295 человек.
Автор: Дмитрий Подольский
Национальный вопрос
Категория:
Лица власти, Статьи
По заслугам воздастся
Категория:
Достояние Артема, Статьи
Комиссия по детскому лету
Категория:
Мой город, Статьи
«Мельница» и «канарейка» от профи
Категория:
Свежий ветер, Статьи
Непростые решения
Категория:
Мой город, Статьи
МолодЁжь АртЁма
Категория:
Мой город, Статьи
Современник во все времена
Категория:
Мой город, Статьи
Главное — успеть!
Категория:
Общество, Статьи