Главная » Статьи » Мой город » Там сух и легок пар

Там сух и легок пар

Какой русский не любит быстрой езды, активного отдыха и жарко натопленной бани?! Удовольствие от парилки в бане — неизмеримо. Хорошенько пропотеть в парной, побить друг друга веником, облиться ледяной водой из тазика очень даже полезно для здоровья. Подобный отдых давно стал русской традицией, и на выходных очень многие предпочитают попариться в бане. И это актуально не только холодной зимой, но и жарким летом.

Несмотря на бурный всплеск в строительстве и открытии частных саун всевозможных вариантов и исполнений, общественные бани своего клиента не потеряли. Во-первых, не каждый готов просто сидеть и греться в электрической сауне без хорошего дубового веника и потом плескаться в  бассейне пусть даже в самой распрекрасной обстановке. А, во-вторых,  ценовая составляющая в этом вопросе сыграла свою немаловажную роль, и многие предпочли оплачивать саму услугу парной, а не время почасового нахождения в ней.

 

Официальная статистика

Сегодня на территории нашего городского округа работает шесть бань. Две из них  расположены в районе поселка Угловое (ул. Ангарская, 9 и ул. 2-я Полярная, 13) и далее по одной — в районе «нижнего» 9 км (ул. Щорса, 22), Севастопольской (ул. Херсонская, 31), 17 км (ул. Ляпидевского, 1), в поселке Заводской (ул. Уральская, 1). Еще одна, самая большая по площади баня, расположенная в районе бывшей автоколонны 1335 (ул. Куйбышева, 11а), на сегодняшний день находится в технически неисправном состоянии, и, по оценке экспертов, ее дальнейшая эксплуатация невозможна. Похоже, что здание 1939 года постройки свой срок отслужило окончательно. Нынешний владелец планирует строительство новой бани, но с учетом всех необходимых затрат и процедур  срок ввода в эксплуатацию ожидается не раньше 2018 года.

 

Взгляд со стороны

Пожалуй, почти каждый из жителей города старше среднего возраста бывал в наших банях, да и не раз. Даже при наличии когда-то дровяных, а затем и электрических титанов в квартирах существовал неизменный обычай — по субботам посещать баню. Ходили целыми семьями. Даже со своими тазиками. Общественные бани служили гражданам верой и правдой не один десяток лет и всегда входили в список социально необходимых городских объектов. И даже в годы приватизации бани в большинстве своем не продавались, а передавались в аренду без права менять их профильное предназначение. «Возраст» большинства бань  и  постоянная агрессивная среда — вода и пар — наложили свой отпечаток на техническое состояние зданий и коммуникаций. Но они работают, и, как показывает практика, при умелом и грамотном руководстве имеют вполне реальные перспективы в своем развитии.

 

Взгляд изнутри

Утро летнего субботнего дня. Из круглой и толстой кирпичной трубы весело стремится в небо дым. Котельная бани №3 по улице Херсонской  подняла паровое давление и нагрела воду. Несмотря на то, что по расписанию баня открывается в 12 часов, уже за полчаса до обозначенного времени на лавке перед входом сидят завсегдатаи и обсуждают текущие проблемы. На правах хозяйки здесь в банные дни — Елена Хакимулина. Муж Сергей проверил готовность бани к работе и отъехал по своим хозяйственным делам. Каждые выходные работают две парилки — с сухим и влажным паром. Соответственно и отделений два — мужское и женское, которые по дням и меняются местами. Здесь всегда предложат крепкие дубовые веники, минеральную воду, чай. Если есть такая необходимость, то ценные вещи можно сдать на ответственное хранение.

Как рассказывает Елена, основные посетители  — это постоянные клиенты. Люди уже далеко не первый год посещают баню,  друг с другом давно знакомы, и иногда даже можно сравнить эти встречи с клубом по интересам. В бане обсуждают мировые и местные проблемы, пропаривая свое тело, могут и «перемыть кости» политикам или спортсменам-футболистам. И если женщины ведут себя более сдержанно, то громкие мужские разговоры и споры в комнате отдыха слышны через любую дверь. И все это неизменно через парную с последующим выходом на свежий воздух. «Зимой, — рассказывает Елена, — если выпал хороший снег, мужчины ну очень любят выйти и взбодрить себя обтиранием после парной. Среди постоянных посетителей есть настоящие знатоки и ценители банного дела. Приводят своих друзей, детей. А вот сегодня гость из Иркутска пожаловал. У нас в городе находится по своим рабочим делам и  говорит, что заодно пришел  проверить, какого качества наши парные. Посмотрим, что скажет. К нам сюда и из Владивостока приезжают. Баню хвалят, и цена выгодно устраивает».

Через чистое и опрятное фойе  на улицу периодически выходят обмотанные полотенцами, разгоряченные парной мужчины. Подходят новые посетители. И, что самое интересное, из мужского представительства почти каждый третий-четвертый — молодой. Такие вот спортивные, красивые парни с чайными термосками или холодной минералкой в руках. По словам хозяйки, количество мужчин и женщин практически одинаково, как и предпочтения по сухому или влажному пару. В общем, баня живет своей специфической жизнью, как и пять, и десять, и пятьдесят лет назад. В бане №3 можно встретить людей из самых различных районов города. Ее сухую парную, так называемую «баньку на дровах», заслуженно хвалят и говорят, что она лучшая среди других в городе. «Было время, — продолжает Елена Хакимулина, — когда мы здесь буквально жили, восстанавливая обветшалое с годами хозяйство. Но это вопросы уже технические, я в них мало что понимаю. Это все к мужу».

 

Мужские вопросы

Ценителем настоящей бани Сергей Хакимулин стал уже в детстве. Любовь к настоящему пару привил ему отец. Сергей может рассказать, как сделать  влажный пар  прозрачным и «звонким» и как правильно париться до тысяч мелких иголочек по всему телу. Чем отличается влажный пар от сухого. Но меня интересовал немного другой вопрос: как содержать все это хозяйство в надлежащем порядке и как можно развивать этот далеко не простой вид предпринимательства?

Здание бани №3 Хакимулину досталось совсем не в «товарном» виде после нескольких лет полного простоя. Мало того, что оно стояло уже без дверей и окон, так еще и отсутствовал главный элемент инженерной сети — котел. Котел пришлось покупать новый, и естественным продолжением процесса стала полная замена всех водоподводных и отводных коммуникаций. Замена сетей потянула за собой восстановление всех технологических колодцев, которые были тоже разрушены, и их пришлось просто строить заново. Объяснять копку вручную траншей глубиной в три метра довольно сложно и почти невозможно. Затем подошла очередь крыши и восстановление самих внутренних помещений. Одна парная традиционно осталась под пар из котельной, а вот во второй сложили отдельную печь под сухой пар. Когда механизм вновь запустили, встал основной вопрос — привлечь  клиентов. «Есть из сегодняшних постоянных посетителей один пожилой мужчина, который с первых дней стал все критиковать, — улыбается Сергей, —  дескать, и пар у вас не тот, и там у вас не так. Поначалу я даже злился. А потом стал к нему прислушиваться. Ведь из этих замечаний можно делать выводы о том, что  люди хотят. К примеру, со временем стали спрашивать: а нельзя ли сделать маленькую семейную парную? И мы ее уже строим. Также построим еще одно небольшое отделение, в котором будет работать профессиональный банщик, как это и было всегда в хороших банях. Обязательно откроем кабинет парикмахера».

В летние месяцы окупаемость бани совсем невысокая. Как шутит Сергей: «Зимой она меня кормит, а летом я ее». Но лето — единственная пригодная пора для проведения необходимых ремонтных работ. А ремонта баня требует постоянно, ведь, как ни крути, пар и вода — это и есть для здания самая агрессивная среда. В планах хозяина — ремонт не только внутренних помещений, но и доводка внешнего облика здания до нормального технического и эстетического состояния. Но все эти работы не делаются одномоментно, и в первую очередь решаются самые насущные проблемы. «Это не тот вид бизнеса, — говорит Хакимулин, — в котором вложенные силы и средства дают быструю и эффективную отдачу. Здесь нужно время. И самое главное — нельзя останавливаться. Потерять клиентов можно за несколько дней, а чтобы вернуть их, понадобятся месяцы».

 

Послесловие

На днях на популярном интернет-портале «Фэйсбук» жители Владивостока также затронули тему общественных городских бань. Оказалось, что общая оценка жителей любого населенного пункта, в принципе, одинакова: баня — это своя отдельная философия. Но владивостокцы  не сразу смогли вспомнить, где в их городе продолжают функционировать общественные бани. В Артеме же их осталось семь, и одна из них — на стадии сноса и строительства нового здания. Из оставшихся шести четыре перешли в собственность юридических лиц, а две находятся в аренде и включены в перечень имущества по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. На всех объектах проходят плановые и капитальные ремонты, и их техническое состояние оценивается как удовлетворительное. Поэтому будем надеяться, что востребованные во все времена эти социальные объекты еще много  лет продолжат выполнять свою основную функцию.

 

В тему

Трудно поспорить с тем, что после бани человек словно рождается на свет заново. Я полностью согласен со своей однокурсницей по факультету журналистики ДВГУ Ладой Глыбиной , когда она пишет о бане:

«И такая чудная энергетика вокруг плавает, хоть ешь этот заряд, разлитый в воздухе.

Главное — прогнать все мысли из головы.

И пусть смоется водой вся сумасшедшая рабочая неделя, все эти лица, встречи, договоренности…

После трех часов в бане ты снова человек. А если после этого выпить бокал сухого вина, так человек вполне себе счастливый».

Автор: Дмитрий Подольский
Дата публикации материала: 29.07.2016

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки