Главная » Статьи » Общество » Шесть сердец — одна семья

Шесть сердец — одна семья

У темы «Усыновление и опекунство»  нет географической привязанности. Дети воспитываются в российских и зарубежных семьях. Здесь важнее всего — как чувствуют себя малыши и подростки, попавшие в новую среду. Наш внештатный корреспондент побывала в одной из иркутских семей.

 

Начало

Сначала их было двое: Света + Саша. Прошло несколько лет, и к этому несложному выражению прибавилось новое: Мила + Дима + Патрина + Ринат… В конце Соловьевы не ставят точку, для них там только многоточие. И, рассказывая о приемных детях, они мечтают, что когда-нибудь Приангарье станет территорией без детей-сирот.

Александр не верил, что жену ему пошлет сам Господь Бог. Жил своей жизнью, в которой не было места постоянству и настоящей любви. И даже тогда, когда перевернул свои привычки на 180 градусов, не обращал внимания на Свету. Да и она не очень этого и хотела. Однажды уже была замужем, успела узнать о предательстве мужчины, поэтому слушать о ком-либо другом не хотела.

Встретились они в Библейском институте в Иваново. Она местная, из «города невест», он приехал из Фурманова. Но разглядели друг друга только на конференции в Москве. Александр вдруг увидел, какой свет идет от этой женщины со светлым именем.

…Соловьевы уже 19 лет вместе. «Мы сразу решили, что у нас будут и свои, и приемные дети. Большая семья, — рассказала хозяйка. — Даже когда нас было двое, я варила обед непременно в самой большой кастрюле».

 

Первый, второй…

Милашка, так зовут в семье старшую Людмилу, появилась у супругов первой.  Сейчас ей 12 лет, а когда её увидела Светлана, ей был год и девять месяцев. Родная мать заразила ее серьезной болезнью и скрылась в неизвестном направлении. Отец умер. А Света, будучи волонтером в инфекционной больнице, мыла там окна, полы, стены, убирала территорию, меняла брошенным ребятишкам памперсы, сочувственно смотрела в их не улыбающиеся лица, боролась со спазмом в горле, чтобы не разрыдаться. Бесчувственно смотреть на одиноких малышей было невозможно. Но вот дошла очередь до молчаливой девчушки в белых кудряшках… и дрогнуло сердце.      Когда её увидел и Александр, тоже защемило в груди: она наша доча!

Лечить ее пришлось долго. Молящими глазами Мила смотрела на свою приемную маму и повторяла: «Лекарства такие невкусненькие». Но они спасали ей жизнь. И, подрастая, она уже обнимает и целует полюбившихся домашних «лекарей».

Димаське 1 июня исполнилось 8 лет. Под опекой Соловьевых он оказался десятимесячным. Тоже с диагнозом. «Я был в шоке, увидев его на фотографии, — так похож на меня в детстве», — с удовольствием поведал Александр. Патрине — 9. У неё где-то были и братья, и сестры. Много их. Девочка вспоминает, что когда однажды в детдом пришла ее проведать целая ватага родственников, их даже не пустили всех сразу. Больше ничего в памяти ребенка от них не осталось. Лишь опекунам хорошо известно, в каких условиях, с чужими людьми провела она свои первые годы жизни. Теперь ее не узнать: весела, болтлива, волосы колечками, вытянулась за два года в благодатной среде — стала выше всех ребятишек. Ринат совсем недавно попрощался с садиком и 1 сентября пойдет в школу. Забрать его из детского дома удалось 31 декабря три года назад. Уже готовились документы, чтобы отправить его на  лечение в Братск. Супруги Соловьевы не скрывают радости — в июне нынешнего года полностью снят опасный диагноз с мальчика.

Светлана не раз слышала от многих: зачем берете больных? Одним они отвечают, перед другими пожимают плечами. Однозначно ответить на вопрос просто невозможно. Каждому встречному не расскажешь, что жизнь в казенном доме — далеко не рай, что и без болячек воспитанники, что подранки, обделенные теплом, вниманием и любовью. Она с детдомовскими дружила еще в школе. Часто собирались вместе, бывала у них «в гостях», за что однажды пострадала: была бита старшими — чтобы не ходила. Потому что домашняя.

Света и Саша — люди верующие. Они решили для себя, что должны выйти из зоны комфорта, ограничить себя в отпусках и каких-то материальных благах, но помочь детям правильно развиваться, найти то, чего они лишены, объединить в одно целое, что называется семьей, с мудростью и сердечностью относиться ко всему, что дано.

Александр уверен: «Для нас семья, когда дети просыпаются утром и могут обнять папу с мамой, поцеловать нас, а мы — их. Мы не верим, что где-то среди чужих людей они смогли бы жить счастливо».

 

Секрет: Самое мудрое есть самое простое

Хорошо быть строгим, лучше быть добрым, а ещё лучше справедливым — вот и весь сказ. Но чтобы принести хорошие плоды, надо подобно дереву пустить глубокие корни. У Соловьевых пока нет своих детей. Но «веточки», которые уже приросли к их древу,  зеленеют и цветут.  Потому что стоит это древо на прочной основе: на вере, на волевом, ответственном и добром мужчине, на трудолюбивой и любящей детей женщине, у которой в родословной двадцать одних только племянников в Казахстане.

Слово, тепло, любовь — такой «инструмент» кого хочешь поставит на ноги и пробудит интерес к жизни. Успех зависит от того, сколько времени ребятишки провели в детских домах и в каком возрасте попали. Успели ли озлобиться, впитать дух неродного дома или же смотрят на всё испуганно, с непониманием и злобой. Патрина находилась вне приемной семьи всего около трех месяцев,  Ринат — несколько лет. Девочка ничего не запоминала, многого не знала. Однажды её попросили на кухне подать дуршлаг, она растерялась: а что это такое? Ринатик первое время не ел, а хватал еду, не пережевывая. Запасы хлеба под подушкой хранил как святыню. У него были проблемы с речью, он отставал в развитии. Когда логопед в детском саду узнала, что раньше мальчик совсем плохо разговаривал, а теперь уже готовится к школе, похвалила родителей.

Александр считает, воспитывать детей нужно не столько словом, сколько собственным примером. Ребятишки не любят слушать, им нравится подражать. Копируют всё нужное и ненужное — на улице, в школе, дома. Поэтому папа у них не употребляет спиртное (и свадьба была безалкогольной), не курит, отлично играет на гитаре — он профессиональный музыкант, если нужно поговорить о чем-то с малышами по душам, опустится на колени, чтобы не возвышаться. Мама есть мама. Она и воспитатель, и психолог, и лекарь, и водитель автомобиля. На ней можно повиснуть в объятиях, прошептать тайну на ушко, она всё поймет и пожалеет, если ей сказать правду.

30 мая у Александра Львовича был день рождения. Исполнилось 43 года. Ранним утром он еще находился в постели, а вся семья уже налетела с поздравлениями. Дети пели и танцевали вместе с мамой. А вечером пили чай с тортом и конфетами, ели мороженое, и наверняка никто из них не вспоминал, что где-то по белому свету скитаются лишенные родительских прав их биологические родители.

У Милы музыкальный слух, и она поделилась мечтой, что с папой копят деньги на ударную установку. Дима собрался научиться обращаться с гитарой: хочет играть как папа. Музыкальный коллектив, в котором выступал Александр по молодости в Фурманове, существует до сих пор и недавно отметил свое 25-летие.

Девочки, естественно, наблюдают, как мама шьет, готовит, как одевается. Семья участвовала в областном фестивале приемных родителей в Иркутске и нарядилась Бременскими музыкантами. Светлане, конечно, досталось больше всех — кроме работы над сценарием сама шила костюмы собаки, кота, петуха и ослика. Научить любить то, что сам не любишь, невозможно. Поэтому удовлетворение от выступления было всеобщее.

 

Наедине с мечтой

Семья Соловьевых — не единственная в Иркутской области, где растут опекаемые дети. И, судя по статистике, с каждым годом их становится больше. Наверное, что-то меняется в обществе в позитивную сторону, раз люди не боятся усыновлять, брать под опеку неродных детей.

«Но это не геройство, не сиюминутное желание, — рассуждает Александр. — Всё нужно тщательно взвесить и продумать, чтобы сделать первый шаг». Они-то долго решались, советовались и сознательно приняли решение — в их семье ребенок будет знать, что его здесь всегда ждут, любят, за него борются, за него молятся.

А трудности? Их не избежать, если относиться к взятым на себя обязательствам всем сердцем и с ответственностью. И первые связаны с образованием детей. Сейчас все они — школьники. Приходится много заниматься с каждым. Школьная программа не рассчитана на длительное повторение пройденного, а их ребятишкам, чтобы выполнить новое задание, необходимо вспомнить предыдущее, проработать его и только тогда идти вперед.

Но супруги не отчаиваются. Наоборот. Думают о полном усыновлении детей. Кстати, Мила решила, что в 14 лет сменит фамилию и станет Соловьевой. А все вместе мечтают о своем доме на земле, где можно будет открыть дверь и очутиться на природе, не смотреть по телевизору любимый фильм «Возвращение Мухтара», а держать такого же во дворе и учить его всем премудростям.

А самая главная цель родителей — показать ребенку правильный путь в жизни, в которой главные приоритеты не материальные ценности, не  власть и влияние, а  духовное богатство, чистота помыслов, формирование волевых качеств, чтобы слова и поступки не расходились с убеждениями. Так поступают сами.

Автор: Людмила Костюкова
Дата публикации материала: 22.07.2016

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера