Из года в год в последние выходные лета артемовцы отмечают свои главные праздники – День города и День шахтера. Из года в год при этом они забывают еще про один. Ведь завтра, 27 августа, – ДЕНЬ РОССИЙСКОГО КИНО. А в этот раз он еще подкреплен и тем, что отмечается в ГОД РОССИЙСКОГО КИНО. Так что забыть о нем было бы как-то даже неловко. Познавательную и полезную информацию, а также некоторые авторские ностальгические “размышлизмы” по этому поводу – читайте ниже…
Пионеры русской “синема”
Принято считать, что мировой кинематограф родился 28 декабря 1895 года в Париже, в “Гран-кафе” на бульваре Капуцинов, где состоялся первый публичный киносеанс, организованный братьями Люмьер. Один из братьев, Луи, потом откровенничал: “Я изобрел кино, потому что заболел гриппом и должен был в течение трех дней лежать в постели. От нечего делать я и разработал проект синематографа. Во время болезни ко мне зашел Огюст. Я сказал ему тогда важную фразу: “Пленка должна двигаться прерывисто”… Ох, уж эти беспечные французы! Все у них случается как-то легкомысленно, подобно пузырькам шампанского…
На самом деле, идея кино давно носилась в воздухе, и ей предшествовало несколько важных технических открытий, совершенных нашими русскими учеными. Первый киноаппарат никак не мог обойтись без некоторых важных частей. Например, без электрической “лампочки накаливания”, которую изобрели Павел Яблочков и Александр Лодыгин (а не американец Томас Эдисон, который просто украл то, что плохо лежало). Лучший рецепт воска для фонографических валиков специально для того же Эдисона нашёл русский химик М.Розанов. Пионером в создании аппаратов для проекции на экран быстро сменяющихся изображений был и русский фотограф Владимир Дюбюк, создавший свой “Электротахископ” еще в 1891 году — для того, чтобы снимать скачки и бега по заказу коннопромышленного товарищества. А годом позже русские изобретатели Иосиф Тимченко и Михаил Фрейденберг изобрели “кинетоскоп”, основанный на скачковом механизме, позволяющем прерывисто менять кадры при показе. Свои первые фильмы “Скачущий всадник” и “Копьеметатель” они показали в январе 1894 года на 9-м съезде русских естествоиспытателей – за год до первого сеанса братьев Люмьер! А ведь были еще подобные аппараты и у других наших соотечественников — “хронофотограф” А. Самарского, “стробограф” И. Акимова и “биоскоп” М. Складановского, каждый из которых мог бы вполне заменить изобретение Люмьеров…
Но нет пророка в своем отечестве! Отсутствие финансирования и рекламы, невежество российских чиновников и незнание законов всеобщего рынка поспособствовали тому, что многие русские открытия уплыли за границу, где ими воспользовались более хваткие и пробивные умельцы… Как бы там ни было, синематограф братьев Люмьер бумерангом вернулся в Россию в 1896 году уже как “заграничная диковинка”. 4 мая состоялся первый киносеанс в театре петербургского сада “Аквариум”, а через два дня – в Москве. А уже в июле в “Нижегородском листке” появляется первая кинорецензия юного Максима Горького: “И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока…”. Этот поезд въехал-таки в наше коллективное сознание надолго, — и мчится до сих пор, громыхая “долби” и ослепляя спецэффектами…
Кино моего детства
Непростую науку быть просвещенным кинозрителем я постигал в маленьком гарнизоне под Спасском. И теперь, с высоты прожитого возраста, понимаю, что это было к лучшему. Иначе бы не увидел еще подростком всей той, черно-белой киноклассики, без которой трудно представить историю нашего кино.
Повезло мне и вдругом: директором гарнизонного клуба была моя мама Любовь Кузьминична – и целыми днями я пропадал у нее на работе. Пока старшие сестры крутили свои первые “лямуры” с молоденькими солдатами, я получал первые азы кинообразования, увлеченно листая подшивки журнала “Советский экран”. И почти каждую неделю вместе с мамой ездил на городскую фильмобазу, чтобы выбрать кино для вечернего показа. Понятно, что самое лучшее, в том числе и развлекательные зарубежные новинки, доставалось центральным кинотеатрам. Им надо было выполнять план по кассовым сборам. Перед нами такой задачи не стояло. Зато наш выбор согласовывался по священным заветам гарнизонных замполитов, которые тщательно следили за патриотическим воспитанием личного состава. Поэтому приходилось брать “неходовое” кино…
Вот и крутили мы без конца на вечерних сеансах в клубе старые, идейно выдержанные советские киноленты, стараясь при этом хоть как-то разнообразить жанровую палитру. Среди этих “хитов” были: впечатляющий по кадрам и массовке эпохальный блокбастер Сергея Эйзенштейна “Броненосец “Потемкин” (1925), хулиганская антирелигиозная комедия Якова Протазанова о похождениях двух авантюристов “Праздник святого Йоргена” (1930), лихой военный боевик братьев Васильевых “Чапаев” (1934), духоподъемные веселые мюзиклы Григория Александрова “Веселые ребята” (1934) и “Волга-Волга” (1938). Альтернативой “Крестному отцу” служили “Трилогия о Максиме” Козинцева и Трауберга (1935-39) и “Тихий Дон” Сергея Герасимова (1957). “Звездные войны” тогда с успехом заменяли не признанные еще фантастические шедевры Павла Клушанцева“Дорога к звездам” (1957) и “Планета бурь” (1961), над хитрыми спецэффектами которых позже ломали головы голливудские корифеи Стенли Кубрик и Джордж Лукас. А жаждущие “клубнички” солдаты с успехом находили ее даже в немом фильме Александра Довженко “Земля” (1930): когда на экране возникала абсолютно голая женщина, бьющаяся в тоске по убитому мужу, — все спящие просыпались и в зрительном зале наблюдался нездоровый “оживляж”. Неудивительно, что именно в этом месте пленка неизменно рвалась…
Будем “фестивалить”
Конечно, нельзя сказать, что День кино в нашем городе будет полностью проигнорирован. В рамках общегородского праздника свои киносюрпризы приготовили для артемовцев и главный кинотеатр “Шахтер”, и летний уличный кинотеатр во взрослом парке, и действующий при “Галерее” клуб любителей старого кино “Элизиум” (уже сегодня в 15.00 здесь покажут праздничную программу и фильм Романа Балаяна“Ночь светла”).
Но главный кинопраздник в нашем крае — еще впереди. 10 сентября, одновременно в фирменном владивостокском кинотеатре “Океан” и в краевом театре оперы и балета, стартует 14-й международный кинофестиваль стран АТР “Меридианы Тихого”. Фильмами открытия фестиваля соответственно станут премьерная криминальная драма японской актрисы и режиссера КаориМомои“Пламя” и новая кинолента Павла Лунгина“Дама Пик” (осовремененная версия пушкинской “Пиковой дамы” с участием Ксении Раппорт и Ивана Янковского). Всего в официальную программу фестиваля вошли 180 фильмов из 41 страны.
Фестивальное жюри в этом году возглавит известный кинорежиссер Владимир Хотиненко. А Президентом фестиваля станет модный актер, режиссер и продюсер Федор Бондарчук. В фокусе предстоящего кинофорума в Год российского кино — история и современное состояние отечественной киноиндустрии. Об этом будут говорить на “круглых столах” и на специальных тематических показах. В том числе – на специальной секции “Странное время”, посвященной кинематографу 80-90-х годов (название ее продиктовано, судя по всему, культовым фильмом Натальи Пьянковой). Будут организованы ретроспективы фильмов выдающихся актеров и режиссеров: Фаины Раневской, Михаила Ромма, Федора Бондарчука (последний персонаж в одном ряду со столь легендарными фамилиями, честно говоря, вызывает недоумение). И, конечно же, внимание зрителей традиционно привлечет программа “Кино России”, составленная только из премьерного кино. Отмечу в ней уже нашумевшего “Коллектора” с Константином Хабенским в главной роли, как всегда, стильную молодежную ленту Сергея Соловьева “КЕ-ДЫ” и, как всегда, лукавую ленту Николая Досталя “Монах и бес” (фантастическая история, действие которой разворачивается в мужском монастыре 19 века), а также киноальманах “Петербург. Только по любви”, снятый семью женщинами-режиссерами во главе с Ренатой Литвиновой. Неизменный ажиотаж у фестивальной публики вызовут программы “Панорама” (в ней представлено самое обсуждаемое зарубежное кино последних лет) и “После полуночи” (об откровенности вошедших в нее фильмов говорят уже названия – “Порно и свобода” (Италия), “Стоять вертикально” (Франция), “Мы есть плоть” (Мексика)). В качестве специального события фестиваля – картина американского режиссера Кристофера Мюнха“Сонная девчонка”.
В общем, на “Меридианах” каждый найдет свое кино. Это тот самый выбор, которого в моем детстве не было. Впрочем, наверстать упущенное нынче несложно — было бы желание…
Автор: Сергей Славгородский
Транспортный коридор в будущее
Категория:
Мой город, Статьи
Трудящиеся соревновались в силе, быстроте и ловкости
Категория:
Статьи, Физкультпривет
Избирательная кампания вышла на финишную прямую
Категория:
Мой город, Статьи
Шахтёрская летопись Артёма
Категория:
Общество, Статьи
Они без работы не останутся
Категория:
Благоустройство, ЖКХ, Статьи
Сборы в страну знаний
Категория:
Общество, Статьи
25-летие «Нэомед-плюс»
Категория:
Здоровье, Статьи
Очаг культуры на селе
Категория:
Парк культуры, Статьи
Зима не за горами
Категория:
Мой город, Статьи
Своими руками
Категория:
Парк культуры, Статьи