Главная » Статьи » Семья бабушки Наташи

Семья бабушки Наташи

Удивительное дело: только-только исполнилось тебе 55 или 60 лет, и вот она — пенсия «по старости». Пенсия, конечно, неплохо — заработал, но почему по старости? Это что же получается: не успел перевалить на вторую половину века, а ты уже старик? Конечно, у многих в этом возрасте есть внуки, но жизнь-то только начинается! Тем более что 60 лет — совсем даже не старческий возраст.

С такими мыслями иду к давно знакомой бабушке Наташе. Оказалось, бабушка отдыхает, и мы говорим с её внучкой Наталией. Наталье Кузьминичне Курбатовой в январе исполнилось 95 лет. С датой рождения получилась путаница: когда она была ребёнком, куда-то делись документы. Врачи установили по зубам возраст девочки, месяц и день в семье помнили: родилась на Рождество Христово. Только, видимо, борьба с религиозными настроениями побудила чиновников записать другую дату — 15 января 1922 года. А сама Наталья Кузьминична празднует своё рождение в Рождество Иисуса Христа — так велела мама, Марфа Петровна Скребова, которая всю жизнь прожила с ней.

О Марфе Петровне разговор особый: рано овдовела, осталась с пятью детьми на руках, приняла поистине героическое решение — завербовалась на два года и увезла своё многочисленное семейство из Задонска на Дальний Восток. Было это в 1939 году, а в 41-м началась война. Так и остались жить здесь.

Сейчас из старшего поколения этой большой семьи осталась одна Наталья Кузьминична. Почтенный возраст не мешает ей быть общительной, в здравом уме, с живой речью. Только вот ноги подводят, ходить тяжело. Но обслуживает себя сама, в тёплое время года выходит на улицу, зимой не решается. Это сейчас, когда стала жить у младшей дочери Галины. А буквально три года назад ещё управлялась в собственном доме, не хотела ничьей опёки и весьма неохотно согласилась переехать.

У Натальи Кузьминичны трое детей: старшая Валентина в Николаеве, на Украине, средний Борис был моряком, рано умер, а Галина, младшая, с ней. Внуками бабушка небогата, их двое — Наталия и Максим. Это дети Галины. И пятеро правнуков. Самая младшая Машенька — любимица прабабушки, так как одна среди шумного мальчишеского братства. Но говоря об этом, Наталья Кузьминична неизменно уточняет:

— Паша — первый правнук, ему уже 20 лет будет, а Валентинчика назвали в честь дедушки Валентина, моего зятя. Это Наташины дети, Машенька у них младшая. У Максима двое сыновей — Кирилл и Миша. Всех люблю, как же иначе?

Про зятя Валентина, мужа Галины, разговор отдельный: Наталья Кузьминична, не лукавя, говорит, что это её любимый сын. А Галина смеётся:

— У них любовь взаимная, они порой даже дружат против меня.

Шутки шутками, а дружны в этой семье все. Нет ни ревности, ни обид. Прошлым летом Валентина из Николаева приезжала. Болит душа у матери за дочь, тоже уже вдову — одна на Украине, а там не понять, что творится. И Галина уговаривает переехать в Приморье, поближе к родным. Но как это сейчас трудно! Когда был Советский Союз, направили мужа Валентины работать на Украину, там же и на пенсию супруги пошли. Времена изменились, и для пожилых людей это настоящая трагедия. Вот и думает Валентина — доживать век там, где могила мужа, или вернуться к кровной родне, к маме, которую теперь настраивают на столетний юбилей.

За свою жизнь Наталья Кузьминична с мужем Иннокентием Кузьмичом не только детей родили и дом сами построили, но и трудились славно. Оба ветераны труда, у обоих есть награды: у жены, как труженицы тыла, у мужа, как участника войны. Наталья  Кузьминична всю жизнь людей кормила, работала в пельменной шеф-поваром. Она ударник социалистического труда, победитель соцсоревнования. А грамот и благодарностей не счесть за всю трудовую деятельность. Правнуку Валентину интересно: рассматривает награды бабушки Наташи, удивляется — Советский Союз для него, второклассника, — это почти древность. Но к бабуле своей относится по-приятельски, и  понимают они друг друга с полуслова.

— Готовить меня мама научила, — рассказывает Галина. — С детства помню её изумительную выпечку, особенно большой пирог с рыбой. И сейчас у нас пироги на столе — главное блюдо. Правда (смеётся), порой мама говорит, что я не так всё делаю, но я не возражаю: знаю ведь, кто меня научил.

Несмотря на то, что Наталья Кузьминична работала, что называется, от зари до зари — у повара день начинается рано, а заканчивается поздно, — дома всегда было наготовлено, намыто, бельё белоснежное. И то, что Галина сегодня никакого белья, кроме белого, не признаёт, — это тоже от мамы.

Сейчас дети Галины живут отдельно: Наталья в бабушкином доме, а Максим во Владивостоке. Но очень часто собирается семья вместе, приглашают близких, друзей, порой за столом более двадцати человек только взрослых, а если детей посчитать… И все вокруг бабушки — с любовью, с пониманием, с заботой. Гостеприимный, радушный дом, где уютно, хорошо, где царит любовь.

…Мне пришло время прощаться, ухожу я с тёплыми воспоминаниями от общения с семьёй Натальи Кузьминичны Курбатовой и с лёгкой грустью: моя мама умерла, когда мне только-только сорок лет исполнилось, а Галина, хоть уже и сама бабушка, ещё может назвать себя дочкой. И, несмотря на свою грусть, я мысленно поздравляю Галину с тем, что её мама рядом, что есть с кем посидеть в тишине, почувствовать себя девочкой — опекаемой, защищенной от всех жизненных невзгод. И не беда, что сегодня уже она заботится о маме. Важно, что в любую минуту она может позвать: «Мама!». И мама откликнется.

Автор: Зоя Нестеренко
Дата публикации материала: 03.02.2017

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки