Главная » Статьи » Вырастить корень жизни

Вырастить корень жизни

Эту женщину знают в городе многие: интеллигентная внешность, достоинство, приятная речь. С ней легко говорить, и возникает уверенность, что она поймёт, и если надо — даст дельный совет. Те, кто её знают, шутят: Людмила Золотова по всем меркам соответствует своей фамилии…

 

Воров нет, но ожидаются

После окончания сельхозинститута по направлению попала она на ст. Спутник в научно-исследовательский институт растениеводства, где работала научным сотрудником. В Артёме в то время первым секретарем горкома партии был Анатолий Иванович Фастовец, который общался с её отцом Иваном Даниловичем Золотовым. Встретившись с ним как-то, Фастовец  спросил: «В чём дело, Иван? Слышал, что дочь твоя работает в институте… А почему не у нас? Вот так: пусть она возвращается в родной город, мы здесь будем строить теплицы!».

Отработав положенные по распределению полтора года, Людмила вернулась в Артём. Был конец 1967-го. И стали поднимать совхоз «Тепличный». Агроном, главный агроном, заместитель директора. Семь гектаров теплиц за взрослым парком стали её вторым домом на семь лет, и еще два гектара  в ГРЭСе, и отделение в Суражевке, и поля на Орловой сопке. Это были единственные теплицы на весь край. По 200-300 работников крупных артёмовских предприятий приезжали туда на субботники. Высаживали лук, чеснок, овощи. Потом урожай поставлялся на местные и краевые рынки. Специально к 9 Мая высаживали в открытом грунте редис, «чтобы кормить ветеранов», как задумал Анатолий Фастовец. С раннего утра и до позднего вечера Людмила находилась в полях да теплицах, перебираясь с объекта на объект. Сторож на одном из объектов всё время просил её купить для охраны ружьё. «Зачем?» — спрашивала она. «Воров нет, но ожидаются», — шутил он.

 

Первый удар

Спрашиваю, как же при таком плотном графике находилось время для семьи? «Да вот не всегда находилось, — отвечает Людмила Ивановна с сожалением, — на городские праздники, демонстрации никогда не попадала. Муж ходил со старшим сыном. Порой у него спрашивали, мол, у вас что, мамы нет? Есть, да только она работает в сельском хозяйстве. И всем всё становилось понятно».

Спустя семь лет Людмила Золотова ушла в науку — поступила в аспирантуру. Но довести начатое до конца не удалось. По жизненным обстоятельствам учёбу она забросила. Не до того ей было. В тот год судьба нанесла ей первый трагический удар — отняла одного из двойняшек — маленького сына. Из двойни осталась дочь.

 

Брак и девичья фамилия

С мужем они познакомились на танцах во Дворце культуры. Это был тот редкий день, когда она могла позволить себе немного отдохнуть. При заключении брака фамилию менять не стала из-за беззаветной любви к родителям, о которых говорит с огромным уважением и тёплой нежностью. Их уход из жизни стал для неё вторым ударом.  К тому, что жена оставила фамилию отца, молодой супруг Николай Карпенко отнёсся с пониманием. Хотя его фамилия тоже была в Артёме известной. Николай Сидорович работал на авиационном заводе; в монтажном управлении; наАртём-ТЭЦ в котельном цехе, где впоследствии потерял слух из-за производственного шума; на шахте.  Супружеская чета прожила в любви и согласии 47 лет. Полтора года назад третьим ударом и большой потерей стала для Людмилы Ивановны смерть мужа.

 

Здоровье из теплиц

Позже у неё была работа во Всесоюзном институте лекарственных растений. И здесь-то она занималась тем, чем удаётся в жизни заниматься единицам: выращивала женьшень. «Это было очень интересно, — вспоминает Людмила Ивановна, — строили деревянные теплички, собирали зерна женьшеня, обмывали, в песке хранили, высаживали гектарами». И даже на даче она выращивала «корень жизни», чтобы сделать из него целительную настойку. «Вот поэтому я здорова», — смеётся она. В общей сложности сельскому хозяйству было отдано около 30-ти лет.

 

Правильные слова

В начале 90-х, когда богатейшие хозяйства стали разваливаться алчной рукой нуворишей, встал перед Людмилой Золотовой вопрос о новой работе.

Как раз в то время по указу Ельцина, за счёт средств от приватизации,  начали в стране формировать Фонды социальной поддержки населения. Вакансия директора была открыта, и в январе 93-го на эту должность приняли Людмилу Ивановну.  По сей день она возглавляет Фонд. Люди идут к ней с разными проблемами и просьбами. Но далеко не всегда и не всем можно оказать помощь, ведь просто так это не делается. И если человек не имеет статуса ветерана или труженика тыла, или иного специального статуса, то и средства Фонда ему выделять никто не имеет права. Этот момент, когда приходится отказывать, когда сочувствие и сострадание разрывают душу, — самый сложный. И тогда надо уметь найти слова и сказать их правильно, чтобы человек не обиделся, не отчаялся. А еще надо уметь дать совет, как выйти из ситуации, какие есть варианты, что можно сделать…

 

Большего не надо

Подойдя к 75-летнему юбилею, который Людмила Золотова отмечает сегодня, она с уверенностью говорит, что жизнь её удалась. Горестные моменты есть у всех, и это часть нашей жизни, их нужно выстрадать и смириться, принять, отпустить. Она так и сделала, оставив в душе теплый огонёк любви к каждому из своих близких людей, которых довелось потерять. Но жизнь продолжается. Сегодня за большим столом соберутся её коллеги и друзья, а главное — дети и внуки. Со своей семьёй она поддерживает очень тесную связь. Сын обосновался в Москве, но дважды в год приезжает навестить мать, а созваниваются они ежедневно. Дочь живёт рядом, помогает и поддерживает. Только люди, познавшие жизнь, понимают, что большего-то и не надо…

Автор: Валентина Серебрякова
Дата публикации материала: 05.05.2017

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера