Главная » Статьи » Общество » Здесь спасают детей

Здесь спасают детей

Вчера в Артёме, как и по всей стране, отмечался День защиты детей. Самое страшное — когда ребёнка приходится защищать от его собственных родителей. Защищать от равнодушия, жестокого обращения, от попустительства. И, слава Богу, что существуют государственные учреждения, где такие дети могут пройти психологическую реабилитацию, отоспаться и досыта наесться, научиться элементарным навыкам самообслуживания, социализироваться…

Родительская несостоятельность

Когда пятилетний Никитка оказался здесь, его, без преувеличения, можно было назвать «маугли». Воспитателям и психологам понадобилось несколько месяцев кропотливого труда, чтобы он перестал кричать, мычать, пинаться и кусаться. Невероятно, но мать запустила ребёнка до такой степени, что он не умел говорить, не имел никаких навыков и всю свою пятилетнюю жизнь провёл в четырёх стенах квартиры, не выходя на улицу и не зная о существовании других людей, кроме неё самой. Органы опеки узнали о мальчике от соседей.

Подобных  примеров невыполнения взрослыми людьми своих родительских обязанностей, за десятилетнюю историю работы артёмовского Центра социальной реабилитации несовершеннолетних, накопилось множество. Жаль, что уголовная ответственность в нашем государстве за это не предусмотрена. Родители, демонстрируя преступную несостоятельность, чаще всего даже рады, что «сбагрили» своё чадо в учреждение. Да, некоторые приходят туда, навещают детей, но по большей части ситуация повторяется, и всё идет по спирали.

Никитка же, спустя несколько месяцев, проведённых здесь, научился самообслуживанию, стал вести себя адекватно и даже выучил новогоднее стихотворение.

Динамика и напрасные усилия

Центр ориентирован на несовершеннолетних от 3 до 12 лет, на семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это дети из вполне благополучных семей, где родители, наоборот, делают всё возможное, чтобы они социализировались и чувствовали себя такими же полноценными членами общества, как и все остальные. Хвала таким мамочкам. Они не опускают рук, каждодневно и ежечасно заботясь о своём потомстве. Здесь они получают социальную реабилитацию, пользуясь услугами узких специалистов: логопеда, учителя-дефектолога, психологов, массажиста, педиатра, инструктора по труду, по физической культуре.

Вторая категория, с которой работают в Центре, — дети, поступающие по линии органов опеки и социальной защиты для прохождения индивидуальных программ. Как правило, потребность в них возникает при определённых психологических проблемах, когда родители или опекуны не могут найти с ребёнком общий язык и переживают очень сложные моменты в установлении контакта. Либо ребёнок не может найти своё место в жизни, наладить общение со сверстниками.  И с детьми, и с взрослыми занимаются специалисты по социальной работе, стараясь вывести семью из кризисной ситуации.

Кроме того, у них налажено взаимодействие с Центром занятости населения, с лечебными учреждениями, и в случае необходимости они привлекают их для содействия в помощи самим родителям, которым необходимо найти работу или пройти курс лечения от наркозависимости. Очень сложно таких родителей заинтересовать в собственном становлении на путь истинный. Всегда есть перспектива больших изменений при условии, что люди готовы работать над собой. И когда наблюдается положительная динамика, сотрудники Центра понимают, что работают не зря. К сожалению, не всё так радужно, и нередко бывает, что усилия их напрасны.

По спирали

Разительный контраст представляют дети, поступающие в Центр по акту о помещении. Таких находят на улице, в подвалах, иначе говоря, это — беспризорники. Сбегают из дома они по веским причинам. Сбегают на время. Потом возвращаются в среду, где пьянство и физическое насилие — обычная модель поведения. Парадоксально, но, оказавшись в Центре,  они скучают по родителям, даже если дома подвергались не просто шлепкам, но действительно избиению. Проходит не так много времени, и дети стараются родителей оправдать и винят себя, мол, это я был таким плохим, что мама или папа меня били, я это заслужил. Как бы в учреждении не было хорошо,  а здесь действительно хорошо: отличные условия, качественное питание, много экскурсий, особенно в летний сезон, детям не хватает индивидуального внимания «своего» взрослого.  Они тянутся к воспитателям и педагогам обниматься, ищут взгляда, направленного именно на них. «Если я зашла в игровую комнату и кого-то приобняла, — говорит заведующая отделением социальной реабилитации Наталья Чупрова, — то я должна пройти и обнять каждого, потому что этого хочется всем». Поэтому 90% маленьких детей всё равно хотят к своим родителям, ибо даже у них случаются мгновенья просветления. Сложнее подросткам. Они более сознательно оценивают ситуацию, долго помнят обиды и реже прощают оскорбления и унижения в домашней среде. Они и домой не стремятся вернуться, и в учреждении проявляют протесты, демонстративно отказываясь посещать занятия, срывая их.

Бывают случаи, когда в артёмовский Центр доставляют подростков 15-17 лет, которые какое-то время находятся здесь, пока оформляются документы для перевода их в отделение в пос. Дунай.

Дети из неблагополучных семей получают в Центре положительный опыт. С ними подтягивают учёбу, индивидуально с каждым готовят домашнее задание, работает педагог-организатор.

Обидно, что по возвращении в семью всё начинается сначала: родителям нет дела до ребёнка, он перестаёт учиться и снова предоставлен сам себе. Зачастую, спустя время, опять попадает сюда же.

История одной семьи

Ровно два года назад мы публиковали материал о многодетной семье из Украины, в которой было шестеро несовершеннолетних детей. Семья благополучная, с очень хорошей 36-летней мамой. Тогда говорилось, что по воле судьбы люди вынуждены покидать родную землю, чтобы защитить своих детей от войны. Марина и Егор строили планы, арендовали дом, оформляли детей в школу и детский сад. Надо отметить, что для Егора кровным был лишь младший ребёнок. Было трудно, но они смотрели в будущее с оптимизмом. И вот, придя в Центр, я узнала, что дети из этой семьи дважды находились в этих стенах. Первый раз — в тот период, пока родители определялись с жильём, а во второй — в связи с трагическим событием в семье. «Дети необыкновенно хорошие, — говорит Наталья. — Какое-то время семья жила в Надеждинском районе. Так случилось, что Марина заболела и оказалась в больнице. Старший Андрей, которому на тот момент было 13 лет, взял заботу о младших на себя, школу забросил. Руководство школы вышло на органы социальной защиты. Ребят привезли к нам. Спустя время мама умерла. Нам пришлось много работать с этими детьми. Андрей вообще не видел смысла в жизни, был в очень удручённом состоянии. Из средней полосы России приехал их родной отец, узнав о смерти Марины. Какое-то время специалисты способствовали установлению контакта между ним и детьми. В итоге он увёз их с собой. Мы до сих пор общаемся в социальных сетях с Андреем. Он очень переживал о дальнейшей судьбе своих братьев и сестры, и о своей, конечно. Его очень тревожило, как их встретит и примет мачеха. Но написал мне, что она — добрая. Мальчишки его возраста не особо красноречивы, но из его сообщений я поняла, что сложилось всё неплохо».

Эпизод или судьба

Мать бросила на произвол судьбы четверых детей, двоим из которых (младшим) сейчас грозит инвалидность. Если бы она занималась ими, обеспечивала им своевременное лечение, этого можно было избежать. Она явилась в Центр спустя два месяца после перевода детей в детский дом…

Мать пустилась во все тяжкие, оставив трёхлетнюю дочь на попечение отца-алкоголика. Девочка оказалась в Центре только благодаря водителю такси, который приехал по заявке отца, находящего в таком состоянии алкогольного опьянения, что посторонний человек вызвал сотрудников полиции, увидев с ним ребёнка. Девочка в три с половиной года произносит только нецензурные слова, не выполняет даже простейших действий, свойственных детям её возраста, ни к чему не приспособлена. «Ни о какой гигиене там речи не шло, — говорит врач-педиатр Центра Алла Мачтакова, — и самое печальное, что детей таких не становится меньше»…

Два брата, доставленные сюда, никак не могли дождаться обеда. «Я жрать хочу, — кричал один из них, — два дня ничего не жрал»…

Это лишь эпизоды в общем потоке информации. Но за каждым из них стоит судьба определённого ребёнка. Эти примеры могут быть шокирующими для нормального человека. Для сотрудников Центра они, к сожалению, весьма типичны… и многочисленны.

Директор Центра Светлана Даниленко, воспитатели Алевтина Елькина, Ольга Мантурова, Галина Бутарёва, Валентина Костыркина, педагог-организатор Елена Тиунова, младший воспитатель Елена Батыгина, медсестра Ольга Храбан — это те, кто работает в учреждении с момента его открытия, и кто способствует большим и важным  изменениям в детях. Они благодарят людей, которые делают жизнь воспитанников в учреждении лучше: Валентину Юрищеву, Алексея Куличкова, Андрея Панченко и всех других, кто оказывает им помощь и поддержку.

Автор: Валентина Серебрякова
Дата публикации материала: 02.06.2017

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки