Теплая бархатная осень привлекает в Приморье не только туристов со всего света. Это традиционное время для всяческих конференций, симпозиумов, форумов, выставок и музыкальных фестивалей, что, конечно же, добавляет хлопот и затрат краевым властям. В этом году во Владивосток пожаловали еще и несколько президентов со своей многочисленной свитой, чтобы поговорить о насущных мировых проблемах в рамках очередного Восточного экономического форума. На этом фоне юбилейный, 15-й, международный кинофестиваль стран АТР «МЕРИДИАНЫ ТИХОГО» несколько потерялся, но честь и достоинство сохранил. И звезды ему по-прежнему светили…
ГАВАНЬ ПОЭЗИИ
То ли погода поспособствовала, то ли юбилей вдохновил, то ли Год литературы вспомнился, но в этом году кинофестиваль заговорил стихами. Открытие «Меридианов» прошло в формате «Уроков литературы». Любимые поэтические строчки читала не только праправнучка великого русского писателя Фекла Толстая, ставшая основной ведущей церемонии, но и все, кто выходил в этот вечер на сцену. Причем председатель основного жюри, комедиограф Алла Сурикова рискнула продекламировать народу вирши собственного сочинения, посвященные кинозрителям. И получила в ответ восторженный прилив чувств от молодого человека, оказавшегося внуком Андрея Миронова…
Выбранный президентом «Меридианов-2017» популярный актер и кинопродюсер Сергей Жигунов от стихов воздержался, но образных сравнений не избежал: «Даже не соображу, вчера я прилетел или сегодня. Пролететь девять часов и вдруг обнаружить, что тут тоже говорят по-русски – это впечатляет. Широка страна моя родная!..». 9288 км — именно такое расстояние отделяет Москву от Владивостока. Об этом лишний раз напомнил одноименный приз от губернатора Приморского края. На этот раз, не дожидаясь финальных аккордов, Владимир Миклушевский вручил его не заезжей знаменитости, а земляку. Театральный режиссер Ефим Звеняцкий получил этот приз по праву – ведь именно он когда-то придумал кинофестиваль «Меридианы Тихого», сформировал команду, пригласил первых звездных гостей, а потом на некоторое время отошел от фестивальных дел, чтобы на новом этапе снова вернуться и возглавить любимое детище, вдохнув в него свежую порцию своей неиссякаемой энергии.
Поддавшись общему настрою, французская кинозвезда Фанни Ардан изящно закончила поэтический марафон чтением фрагментов из владивостокских дневников знаменитого путешественника Владимира Арсеньева, которому в этот день исполнилось 145 лет. И хотя это была проза, но по-французски в устах прелестной гостьи эти строки звучали, как высокая поэзия…
ЛАГУНА ЗВЕЗД
Уже на следующий день Фанни Ардан, которая привезла во Владивосток свой новый фильм «Диван Сталина», дала пресс-конференцию, в ходе которой мне удалось задать ей несколько вопросов:
— Мадам Ардан, какие бы фильмы ни снимали французы, всегда получается, что это фильмы о любви. Причем обо всех ее разновидностях. Но я хотел бы спросить о любви между нашими странами. Как вы думаете, с появлением во Франции столь молодого и неординарного президента станет ли эта любовь прочнее и теснее? И возможно ли в ближайшем будущем появление фильма «Диван Макрона»?
— Кто вам сказал, что отношения между странами – это отношения между политиками? Политики думают лишь о деньгах и о своих амбициях. Простые французы, как и простые русские, мне кажется, думают о другом – о любви. Любовь – это главное… Эммануэль Макрон, конечно же, не дотягивает до уровня Сталина и не вызывает таких эмоций. В моем фильме Сталин – лишь повод, чтобы поговорить о встрече с абсолютной властью. Ведь потеря свободы приводит к потере души. Это наша коллективная память. Это метафора. И поэтому я не старалась, чтобы Жерар Депардье у меня был похож на Сталина. Он даже не гримировался для этого. Ему важнее было сыграть масштаб личности… А мне важно было привезти на фестиваль во Владивосток фильм именно на русскую тему…
— Откуда у вас такой интерес ко всему русскому?
— Из детства. Три месяца каникул у бабушки я запоем читала сначала Пушкина, Достоевского и Чехова. И только потом добралась до Стендаля. Это не могло не оказать на меня огромного влияния. Скажу по секрету: если бы я попала в тюрьму – обязательно бы выучила русский язык…
— Среди снятых вами в качестве режиссера фильмов есть короткометражка с красивым названием «Абсент для химер». Мне удалось ее посмотреть, — правда, без перевода. Но я так и не понял смысл столь необычного названия…
— Этот фильм я снимала по заказу ООН. Они обратились к 20 режиссерам, попросив представить на экране идею толерантности. Я искала, каким образом я могу раскрыть эту тему, не прибегая к вопросам религии и политики. Я взяла тему цыган и попыталась рассказать историю так, как будто это сказка, химера, – вы рассказываете, но не представляете, что это может случиться. В моей истории цыганской девочке отказали от школы, и учительница, которую я сыграла, вместе с ней уходит к цыганам. Как птица, она становится свободной и вольной… Абсент порой приводит к такому же состоянию, вы не находите?..
А еще Фанни Ардан слегка огорошила своим ответом на вопрос, слышала ли она о Владивостоке раньше: «Владивосток — так звали моего любимого пса. Для меня это была самая дальняя точка от Парижа, и мне очень нравилось это сочетание: влади-восток. Оно казалось мне загадочным, мистическим и авантюрным. Мои личные впечатления вполне оправдались – я смотрела на небо, я смотрела на море, я пробовала рыбу, когда каталась на корабле. И я чувствую сейчас то, что чувствует собака, когда принюхивается к новому месту. Это запах увлекательной авантюры…».
Забегая вперед, скажу, что приз за лучшую короткометражку на кинофестивале получила молодая и миловидная австралийская постановщица Люси ШРОДЕР. Словно предвидя это, я пообщался и с ней:
— Люси, название вашего фильма звучит по-нашенски — «Шалава». Он снят дерзко, и этим мне понравился. Но развейте мои сомнения: неужели в Австралии все так плохо? Я читал, что у вас рай для ленивцев, где никому ничего не надо делать…
— В нашей благополучной Австралии есть проблемные промышленные регионы, где сложно выживать. Я специально ездила туда, изучала обстановку и людей. Моя героиня ищет возможность управлять собственным телом в атмосфере, где нет образования и помощи родных. Есть некоторая жесткость в представителях армии безработных. Молодые люди из низшего класса редко способны выражать эмоции словами, поэтому они заменяют их жестокостью и агрессией…
— Мне показалось, что в вашей героине есть что-то автобиографическое… И еще: Ларри Кларк – ваш режиссер? Я угадал?
— Да, характер героини я частично писала с себя. Мне хотелось, чтобы она была простой, реальной и понятной обычным зрителям. Этому порой соответствует образ «шлюхи»… И да, Ларри Кларк – мой любимый режиссер. А еще – Хармони Корин, Гас ван Сент, Денис Хоппер, Матье Кассовиц. Все, кто снимает про подростков…
— Советую добавить к этому списку нашу Валерию Гай Германику…
— О, круто! Вы не первый об этом говорите. Завтра же начну искать ее фильмы…
И, конечно же, сюрпризом для всех стало появление под занавес голливудской знаменитости из Германии Настасьи КИНСКИ. Ждали, между прочим, Памелу Андерсон. А прилетела во Владивосток она – дочь «ужасного и великого» Клауса Кински, звезда видеосалонов 80-х, знакомая всем по фильмам Романа Полански, Пола Шредера и Вима Вендерса. Пресс-конференция с ней прошла уже после официального закрытия кинофестиваля, а потому актриса была рассеянна и слегка путалась в языках, отвечая на вопросы:
— Настасья, у вас и у ваших детей русские имена. Вы снимались у русских режиссеров Эшпая, Кончаловского и играли героинь русской классики. Откуда это все? Ведь у вас нет русских корней…
— Зато у меня немножко польские корни. А значит, есть во мне что-то славянское, правда?.. Больше я не знаю, что сказать…
— Среди прочих русских вам удалось поработать в кино с Рудольфом Нуреевым. Как-то вы назвали русских «любимым народом». Слышали ли вы что-то подобное от Рудольфа?
— О, у нас были тесные дружеские отношения! Его любовь к танцу восхищала меня. Рудольф открыл мне целый новый мир. Но про «любимый народ» я от него не слышала. Мы говорили о другом. О любви ко всем – русским, украинцам, казахам, немцам. Я такой человек, что люблю все страны, где я бываю. И все в них хотят одного – любви и мира. Разве это не так?..
ОСТРОВОК СВОБОДОМЫСЛИЯ
На юбилейных «Меридианах» было показано более 170 фильмов практически из всех стран АТР и многих стран Европы. В основном конкурсе было представлено 10 полнометражных картин и 10 короткометражек. Во внеконкурсных секциях можно было увидеть самые яркие фильмы текущего сезона, отмеченные высшими наградами в Каннах, Берлине, Венеции и Локарно. В рамках смотра состоялось 36 азиатских и 10 мировых премьер. Просмотреть хотя бы треть из этого было бы нереально даже для самого безумного кинофаната. Так что я поступил радикально: начал своей «забег» со свежего северокорейского фильма «Аттестат зрелости». И, вопреки ожиданиям, уже к середине фильма вместе с остальным залом хлюпал носом. Может, в этом и состояла моя эволюция кинообозревателя, 15 лет аккредитованного на фестивале: от сложного снова вернуться к простому…
Далее по традиции я отсмотрел несколько конкурсных короткометражек, ознакомился с полнометражным режиссерским дебютом Ивана Шахназарова «Рок» — забавным роуд-муви про трех молодых музыкантов, отправившихся завоевывать столицу. И, конечно же, сводил знакомых на «Тесноту» — нашумевший фильм Кантемира Балагова, попавший в конкурс уже после триумфа в Каннах. Знакомым фильм не понравился. И зря: «Теснота» получила по итогам кинофестиваля Гран-при. Лично я в таком исходе даже не сомневался. Что же касается скандального фильма «Матильда», то его премьера, по воле режиссера Алексея Учителя и к удивлению самих фестивальщиков, прошла за рамками «Меридианов». И попасть на нее не смог даже президент Сергей Жигунов…
На церемонии закрытия кинофестиваля царил дух свободомыслия. Гостей словно прорвало. Видимо, почувствовали, что они далеко от своих столиц, и можно смело говорить о наболевшем. Получив главную награду, сценарист фильма «Теснота» Антон Яруш произнес пламенную речь в духе своего учителя Александра Сокурова: «Самое страшное — внутренняя теснота, когда не можешь выйти за рамки своего собственного мирка и осознать мир другого, отличного от тебя человека. Это рождает фобию, дискриминацию, распускает руки… На тех, кто делает кино, лежит ответственность за то состояние, в котором оказались наша культура и наше общество. Если мы это не исправим, теснота убьет нас всех…». Вслед за ним осмелели и другие. Член жюри НЕТПАК, индонезийка Ратна Сарумпает умоляла защитить права мусульман в Мьянме, Настасья Кински призывала к толерантности и любви, а Лия Ахеджакова произнесла длинную тираду в защиту режиссера Кирилла Серебренникова, сидящего под домашним арестом. Даже всегда благодушный Рок Бриннер не выдержал и стал жаловаться на то, что «Америку постигла катастрофа, и эта катастрофа – Трамп». В итоге все прониклись и поаплодировали. На этом юбилейные «Меридианы Тихого» завершились. Будем надеяться, что до следующего сентября…
P.S. Своеобразным видеоприложением к этой статье станет очередное занятие киноклуба «Элизиум», которое состоится сегодня в 15.00 часов в выставочном центре «Галерея». Приходите!
Сергей СЛАВГОРОДСКИЙ, фото Руслана КО.
Автор: Сергей Славгородский
Дети — листики, деды — корни дерева жизни
Категория:
Общество, Статьи
Закопать «топор войны»
Категория:
Проишествия, Статьи
Пусть небо будет мирным
Категория:
Мой город, Статьи
Страницы истории народа
Категория:
Мой город, Статьи
Это — турслёт!
Категория:
Поколение нового века, Статьи
Должен ли платить провайдер?
Категория:
Общество, Статьи
Три поколения у школьной доски
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Я ни о чём не жалею
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Тайна усыновления
Категория:
Общество, Статьи
Не от топота копыт …
Категория:
Общество, Статьи
Крымские каникулы
Категория:
Свежий ветер, Статьи