Не так давно зашёл у нас с подругой разговор о доступной среде для инвалидов. Её дочь-старшеклассница, находившаяся в тот момент рядом, вмешалась: «Можно подумать, у нас много инвалидов. Я вот только одного видела с протянутой рукой около Центрального супермаркета». Меня эта фраза озадачила. Оказывается, есть люди, которые считают, что в нашем городе инвалидов нет или их единицы. Так что, Артём действительно уникальный населённый пункт на карте мира, где отсутствуют люди с ограниченными возможностями здоровья?
Поэтому, беседуя в этот раз с председателем артёмовского отделения ВОИ Андреем Панченко, я задавала другие вопросы…
— Андрей, сколько в Артёме инвалидов, которые не выходят на улицу?
— Чёткую цифру назвать не могу, это знают только органы соцзащиты и Пенсионный фонд. У нас-то Общество добровольное. Поэтому знаю только тех, кто в него вступил. На сегодня в артёмовском отделении ВОИ более тысячи человек, хотя в округе более 8 тысяч инвалидов, насколько мне известно. Из этой тысячи порядка 200 человек – лежачие. Из них порядка 150 человек – лежачие по возрасту. И порядка 50 человек – это люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, колясочники.
— За счёт чего существует Общество, если оно не финансируется ни из федерального бюджета, ни из краевого, ни из городского?
— За счёт членских взносов – 100 рублей в год, и за счёт участия в грантах разных уровней. Недавно подали заявку на краевой грант. На днях прошёл второй тур отбора. Цель нашей программы понятна из названия — «Школа социальной адаптации». Уже сейчас у нас функционирует Школа компьютерной грамотности. Занятия провожу сам. На данный момент в группе 8 человек. Что изучаем? Показываю, как регистрироваться на Госуслугах, делать ту или иную заявку, рассказываю про 59-й Федеральный закон (в какие сроки госучреждения должны предоставить ответ на обращение). Люди должны понимать, что когда им советуют жаловаться президенту, то схема следующая: Москва направляет запрос в край, край – в муниципалитет, и в итоге вы получите ответ из Москвы, но сформированный в нашем городе. Для Школы компьютерной грамотности мы получили средства по гранту от города: закупили ноутбуки, проектор, программное обеспечение. А в Школу социальной адаптации хотелось бы внедрить подразделы: Школа самостоятельной жизни и Школа адаптации инвалидов. Многих требуется обучить элементарным навыкам: самостоятельно оплачивать услуги ЖКХ, передавать данные электро- и водосчётчика, чтобы человека адаптировать к жизни в современных условиях. И даже таким навыкам, как приготовить еду, постирать, убрать в доме. И еще по проекту заложена покупка швейной машины, чтобы учить наших людей швейному мастерству. Инвалид в этом может найти себя и заработать какие-то денежные средства. Ведь далеко не все имеют возможность устроиться не только на высокооплачиваемую работу, но и вообще куда-нибудь устроиться. Также можно обучать наращиванию ногтей, сегодня это востребовано. У нас есть помещение, где сейчас находится склад. Из него можно сделать нормальный зал. Но, снова всё упирается в деньги. Надо минимум 150 тысяч. Мы такими средствами не располагаем, спонсоров нет, финансирования нет, остаётся участие в грантах.
— Как считаете, есть у вас шанс выиграть этот грант?
— Да шанс-то есть, другое дело, кому комиссия отдаст предпочтение. Там же тоже есть система. Вот всего на весь край по нашему направлению предусмотрено 1млн. 100 тысяч рублей. Заявок – 11. Мы заявили на 200 тысяч. Но есть такой фактор, как массовость. Комиссия охотнее выделит деньги на поездку в театр или кинотеатр, где можно охватить 300 человек за раз, чем на проект, который охватит 10 человек. Но, на мой взгляд, как раз важнее адаптировать инвалида, дать ему возможность научиться чему-то конкретному, чем свозить его в кино.
— И, тем не менее, вам удаётся оказывать и адресную помощь?
— Да, мы выделяем продуктовые наборы, проводим праздничные мероприятия, ездим на спортивные соревнования. В эту декаду инвалидов будет выделено 200 продуктовых наборов в рамках проекта. Бывает, что мы несколько раз в год выдаём наборы и сельхозпродукцию. Есть у нас договоренность с адвокатом, и юрист проводит консультации. Но всё равно, не имея прямого какого-то финансирования, мы не можем улучшить положение дел. Многие инвалиды путают Общество с социальными службами. Изначально-то мы создавались, как круг по интересам, но люди стали обращаться сюда за конкретной материальной помощью. В любом случае, стараемся помочь всем. Но бывает досадно, когда инвалиды относятся к ВОИ потребительски. Приходится объяснять, что Общество создано, в первую очередь, для общения и передачи друг другу житейского опыта, для того, чтобы человек не замыкался в четырёх стенах.
— Андрей, приведите пару-тройку примеров приобретённой инвалидности… И как люди справляются с новой реальностью? Ведь это не просто и физически и психологически. Чем конкретно помогает Общество таким людям?
— Если говорить о детях, то в нашем отделении ВОИ приобретённой инвалидности нет. Это дети либо с ментальными нарушениями в развитии (аутизм, синдром Дауна, ДЦП), либо с врождённой патологией. Говоря о взрослых, могу привести свой пример. Я приобрёл инвалидность 10 лет назад. Работал в охране, травму получил на работе — огнестрельное ранение в позвоночник. Есть у нас молодой парень, 33 года, травму получил в ДТП. Грамотный, активный. Еще один парень получил ранение в голову в Чечне. Я очень уважаю таких людей, которые смогли освоиться, адаптироваться в этой жизни. Сейчас я координирую двух девушек-колясочниц, они получили травмы год назад. Я вот сейчас на них смотрю, и мне это всё так знакомо, когда люди живут надеждами на излечение… На первых этапах жизни в другом качестве нужно надеяться, нужно испытывать любые возможности для восстановления. Но каждый раз я им даю совет: понемногу приспосабливайтесь к этой жизни. Мечты и чаяния – это одно, но действительность – это другое. И необходимо адаптироваться: вступать в Общество, общаться с такими же инвалидами, посещать мероприятия, учиться не бояться людей. Я сам пришёл в Общество только спустя 8 лет после травмы. И только сейчас, спустя 10 лет после травмы, я адаптировался и перестал стесняться ездить в магазины, посещать мероприятия и так далее. И сожалею, что не пришёл сюда раньше. Уверен, что интеграция в социум проходила бы быстрее. Некоторые люди вообще не имеют понятия, куда им можно обращаться в новом статусе и что им положено от государства. Мы разъясняем им те или иные действия. Но главная мысль, которую я хочу донести до инвалидов, – учитесь заботиться о себе самостоятельно, во всех сферах жизни. Да, Общество направит, подскажет, но дальше приложите собственные усилия, чтобы изучить законы, обратиться в какое-либо учреждение и так далее. Надо приспосабливаться, другого выхода нет.
— Давайте поговорим о проблеме передвижения. Что уж греха таить, многие просто не имеют возможности передвигаться самостоятельно и каждый раз просить кого-то о помощи, чтобы даже приехать в ВОИ. Как быть?
— Согласен. Кстати, и у меня была такая проблема в первые годы после травмы. Это сейчас есть такси и понимание проблем инвалидов. Еще десять лет назад такого не было. Да и сегодня человеческий фактор никто не отменял. Кто-то разворачивается и уезжает, видя не вполне здорового пассажира. И если говорить начистоту, инвалиды тоже бывают разные. Кто-то следит за собой, кто-то выглядит неопрятно. Во втором случае и отношение к нему окружающих – негативное. И не каждый инвалид может постоять за себя. Бывает, человеку откажут в помощи, и он стоит и не знает, куда ему деться. В больших городах есть социальное такси, и очень жаль, что у нас таких специально созданных служб нет. В маленьких городах оно просто нерентабельно.
— Андрей, а что за история с автобусом, который краевая власть выделила для нашего Общества инвалидов? Кажется, она затянулась…
— О, да! Есть проблемы с оформлением. Этот автобус вроде бы дали, но хотят на нас переложить функции соцтакси. Уже полгода диалог идёт с краевым департаментом земельных и имущественных отношений. Нам говорят: вы автобусом управляйте, вы его заправляйте, страхуйте, проходите техосмотр, обслуживайте, но он вам не принадлежит, мы в любое время можем его забрать, и при этом по первому требованию вы должны его предоставить в любую точку Приморского края для нужд других Обществ. Мы объясняем, что у нас нет финансирования. За чей счёт мы можем содержать автобус? Поучаствовали в проекте и за счёт городского финансирования получили возможность оплачивать услуги водителя в размере 8300 рублей в месяц. Из этой суммы еще надо вычесть налоги. Все понимают, что это не та зарплата, на которую человек пойдёт. За эти деньги он согласится сделать максимум два выезда в месяц. Мы в этот автобус, конечно, вложились. Опять–таки по проекту администрация города выделила нам деньги. Мы оборудовали автобус тахографом (50 тысяч), без которого его вообще нельзя выпускать в рейс; поменяли резину (30 тысяч); закупили ГСМ (15 тысяч); оформили договор с медицинским учреждением для прохождения водителем предрейсовых осмотров. И каждый раз департамент выносит какие-то новые обязательства. Сейчас вот требуют оформить КАСКО. А это еще порядка 80 тысяч в год.
На мой взгляд, такие автобусы должны находиться на балансе социальных служб, где есть финансирование. Мы, кстати, обращались к нашим соцслужбам, мол, возьмите автобус, давайте организуем соцтакси. Желающих нет. Кому нужна лишняя ответственность и затраты?
— Не могу не задать вопрос о доступной среде, хотя мы уже и писали об этом неоднократно. Есть в нашем городе подвижки по созданию условий для инвалидов в общественных местах? Давайте по традиции: плюсы и минусы.
— О пандусах. Честно, я очень рад нынешнему состоянию дел в нашем городе. Конкретно: историко-краеведческий музей сделал ремонт крыльца, установил хороший пандус с поручнями; Центр соцзащиты, ДК шахты «Амурская» тоже; ДК «Любава» — пандус и даже туалетную комнату для инвалидов оборудовали. А вообще, с туалетами беда. Даже в городской больнице нет ни палат, ни туалетов для инвалидов. А это крайне необходимо колясочникам по физиологическим параметрам. Кинотеатр «Шахтёр» — в новый зал заехать на коляске очень удобно. Кроме того, там есть специальные места для инвалидов-колясочников: можно снять два кресла и поставить коляску. В большой зал попасть проблематично, но во время мероприятий при необходимости устанавливают съёмный пандус. Дворец культуры угольщиков – сделали заезд с торца здания, через который можно попасть прямо в большой зал, и оборудовали туалет. В ДШИ-2 («Экран») сейчас можно попасть прямо в зал с бокового входа, и удобно поставить коляску, так как первый ряд сделали широким. Вот скоро там будет проходить мероприятие «Творчество без границ», и я планирую вывезти туда 7-8 колясочников.
Требует доработки пандус в здании администрации. Сейчас его наклон не позволяет технически заехать туда на коляске. И когда мне, например, приходится бывать там на каких-то мероприятиях, меня в здание «затаскивают» спортсмены. И такое положение с техническими нормами встречается в городе довольно часто. Вроде пандус и есть, но пользоваться им невозможно. Или невозможно до него добраться, потому что на пути высокий бордюр.
Во многих местах города сохраняется потребность в парковках для инвалидов. На рынке, например, этот вопрос вообще не продуман.
При этом я объясняю нашим людям, что не надо лениться созваниваться с администрацией учреждения, чтобы о вашем приезде знали заранее и встречали. Не всегда стоит «качать права». Лучше просто позаботиться о себе и о людях: набрать номер телефона и предупредить, чтобы открыли шлагбаум, двери, сопроводили. И вам всегда помогут.
Автор: Валентина Серебрякова
Встречи на территориях
Категория:
Мой город, Статьи
Жизнь на ощупь
Категория:
Общество, Статьи
Когда ограничиваются возможности
Категория:
Общество, Статьи
Милые, любимые, неповторимые
Категория:
Парк культуры, Статьи
Опасные морепродукты
Категория:
Мой город, Статьи