Каждый человек попадал в ситуацию, когда ночью в районе отключали свет, и только фонарик мобильника мог стать спасением, чтобы добраться домой. И теперь представьте, что телефонная батарея разрядилась и вокруг темнота. В результате – движение на ощупь, страх и дезориентация. А люди, о которых пойдёт речь, не знают страха и не видят угрозы. Они – слепые.
Одной дорогой
Недавно я стал свидетелем такого эпизода. Саша, практически слепой мужчина, каждую пятницу берёт в нашей редакции газеты и относит их в Общество слепых. Я часто вижу его бредущим по улице Кирова, от «Шахтёра» до 19 школы. В один тёплый день я выезжал с территории бывшей автоколонны №1335 и увидел, как Александр, растерявшийся от звуков едущих машин, мечется на разделительной полосе проезжей части. Я решил ему помочь, но меня опередили. Перед ним остановился микроавтобус, включилась «аварийка», вышел мужчина, что-то спросил у Саши и перевёл его на нужную обочину. И каждый пошёл и поехал своей дорогой.
Слепые и слабовидящие люди ходят одними и теми же привычными путями. Их огорчает кое-что из благоустройства в городе, радующее зрячего жителя. Для слепых может стать препятствием появившийся на привычном пути бордюр или столб, клумба или урна. В городском пространстве легче ориентироваться слепым людям, потерявшим зрение в возрасте. Они могут вспомнить места, по которым ранее ходили, и по мере необходимости менять маршрут.
Как-то я ехал в китайский Аньшань в купе поезда с семьёй, у которой был 15-летний сын Матвей. У мальчика был диагноз — ДЦП, и он мог ходить только с костылями. На подъезде к Аньшаню я стал свидетелем разговора матери Матвея с русским гидом. Её интересовал путь от железнодорожного перрона до места посадки в автобус: спуски и подъёмы, наличие ступенек, пандусов и лееров. Отцу уже было тяжело переносить сына на руках, потому всякий раз в таких поездках они узнают о самом простом маршруте. К сожалению, гид не смог дать точную информацию, и все проблемные места отец, Матвей и я преодолевали вместе. Этот случай не в меньшей степени касается передвижения слепых и слабовидящих детей.
На свой страх
В нашем городе появилось много пандусов к лечебным и торговым учреждениям, есть немало стояночных мест для инвалидов. Это хорошо, но для слепого человека они значения не имеют.
О том, что мешает артёмовским слепым и слабовидящим людям передвигаться по городу, я попросил рассказать председателя межрайонной организации Всероссийского общества слепых Анатолия Зайцева.
— Если говорить о передвижении по городу, то для нас важно то, что здоровые люди не замечают, — сказал Анатолий Яковлевич. — В одиночку мы ходим одними и теми же маршрутами. Если маршрут новый, обязательно нужен сопровождающий человек, и не один раз, чтобы запомнить дорогу. Так как у нас в городе на тротуарах нет специальной тактильной плитки, то мы ориентируемся с помощью трости, нащупывая путь по бордюрам или ограждениям газонов. Но в связи с тем, что в городе много машин и порой их ставят как угодно, для слепых людей это становится помехой. В одну машину ударился, в другую и растерялся. А по звуку не всегда настроишься в нужную сторону. Не лучше ситуация со светофорами. Слепой привык, что в определенном месте светофор со звуковым оповещением, стоит и ждёт сигнала. А потом оказывается, что динамик сломался, и переходит он проезжую часть на свой страх и риск. Хорошо, что водители с пониманием относятся к нам, когда мы переходим дорогу с вытянутой вперёд тростью.
Выход в люди
Плохие тротуары или их отсутствие, высокие бордюры, примыкания тротуаров к дорогам, неровные грунтовки, ямы и, как следствие, лужи, временные ограждения, открытые, заглубленные или погруженные ниже асфальта колодцы, снег и лёд – это лишь небольшой перечень опасных мест для инвалида.
— С появлением сотовых телефонов стало легче, — продолжает разговор Анатолий Яковлевич. — Если, например, я заблужусь, то могу позвонить, попросить кого-нибудь объяснить, где я нахожусь, и меня заберёт кто-нибудь из родственников, или приедет такси. Да и люди стали более отзывчивыми. Подскажут, направят, а иной раз доведут до нужного места.
Если слепой ребёнок появляется в хорошей семье, воспитывается и обучается исходя из его физического дефекта, то он вырастает активным и коммуникабельным. Слепые люди без общения, без мотивации, без посторонней помощи могут остаться изолированными от общественной жизни, и лишены полноценного будущего.
В нашей местной организации зарегистрировано 372 человека. Территориально под нашим правлением находятся населённые пункты от Артёма до Фокино. Представьте себе, как добраться в Артём инвалиду, например, из Раздольного или Тавричанки, чтобы решить свой вопрос или поучаствовать в наших мероприятиях. Это невозможно. И таких людей в Приморье не одна сотня. В советское время существовала система занятости инвалидов по зрению, мы были обеспечены работой, было, где отдыхать и чем заняться в свободное время.
Трудовая занятость инвалидов Артёма – это повод для другой статьи. Эта важная тема с годами превращается в демагогию. А пока инвалиды находят занятие сами.
Перед написанием этого материала я решил провести эксперимент. В соседнем доме живёт парень, назову его Миша, который с детства не видит. Я решил пройти его дорогой, обозначая преграды, которые мешают её преодолеть. Например, попробовать добраться от его дома до торгового центра «Авиатор». Подойдя к его подъезду и взглянув в сторону предстоящего движения, даже не закрывая глаз, я понял, что потерплю фиаско. На обеих обочинах дороги стоят машины, тротуар отсутствует с момента строительства дома, на проезжей части – ямы, колодцы и щебень. Видимо, поэтому инвалиды редко выходят в свои дворы, а Миша всегда и везде ходит со своей мамой.
Автор: Андрей Киш
Встречи на территориях
Категория:
Мой город, Статьи
Все люди разные, но все равны
Категория:
Общество, Статьи
Когда ограничиваются возможности
Категория:
Общество, Статьи
Милые, любимые, неповторимые
Категория:
Парк культуры, Статьи
Опасные морепродукты
Категория:
Мой город, Статьи