Книжный бум, который наша страна пережила в конце прошлого века, сменился в третьем тысячелетии информационным бумом. Начитавшись досыта в эпоху перестройки, россияне стали дружно избавляться от своих домашних библиотек и прильнули к мониторам компьютеров и смартфонов, выуживая самую разнообразную (зачастую, увы, фейковую) информацию именно оттуда. Значит ли это, что книге можно устраивать торжественные похороны? Вовсе нет. Просто изменилось отношение к ней. И если раньше главным было содержание, то теперь значимо стало и оформление. Сегодня вновь заговорили об искусстве книги…
Артемовский выставочный центр «Галерея» в этом смысле может гордиться своим уникальным опытом. Это единственная галерея на всю страну, которая, помимо основной выставочной деятельности, занимается еще и оформлением книг, причем по заказу центральных издательств. Свидетельством тому очередная выставка книжной графики «ВОЗВРАЩЕНИЕ ИМЕН», открытие которой в форме творческой встречи пройдет на следующей неделе.
Стена первая
Застрельщицей новой формы деятельности стала местная художница Анастасия СЛОНЬ. С подачи заведующего ВЦ «Галерея» еще в 2015 году она оформила книгу «Сакура шестнадцатого дня» московского издательства «Престиж бук», представляющую из себя первое в стране собрание мистических новелл японского писателя Лафкадио Хирна. На сегодняшний день эта книга стала библиографической редкостью, а «Галерея» по итогам этой работы представила свой первый «книжный» арт-проект «Хирн: вариации женщины в белом». С тех пор Настя каждый год выдает очередную «книжную» выставку – сначала в Артеме, потом в краевом центре. Ее сотрудничество с издательством «Престиж бук» продолжается, и количество оформленных ею книг приближается уже к десяти.
На новой выставке «Возвращение имен» Анастасия представит цикл цветных и черно-белых иллюстраций к книге Фрэнка Баума «Последний египтянин». Все знают этого писателя, как создателя знаменитой волшебной страны Оз. Впрочем, в нашей стране больше известен «Волшебник Изумрудного города», написанный Александром Волковым по мотивам этого сказочного цикла Ф. Баума. «Последний египтянин» — однотомник фантастики Фрэнка Баума, которая до этого русскому читателю была неизвестна. Помимо одноименного романа о приключениях воскресшей древнеегипетской мумии, в книгу вошли и две малоизвестные сказки, не относящиеся к циклу о стране Оз. Рисунки к ним как раз и будут представлены на выставке, включая цветные форзацы к книге, на которых художница нарисовала карту сказочного государства…
Стена вторая
Эстафету от Насти Слонь подхватил еще один самобытный артемовский художник Игорь ЩЕРБАКОВ, тоже работающий в «Галерее» и прославившийся своими работами в жанре сюрреализма. Его первым опытом в книжной графике стала обложка мистической повести Сергея Славгородского «Ищите Белую Старуху». Презентация этой небольшой книжечки прошла во владивостокском клубе «Чкалов» и в библиотеке им. Горького больше года назад, и сейчас она тоже стала раритетом.
В прошлом году в нашу «Галерею» пришел запрос от нижегородского издателя Александра Храмова. Он просил найти художника для оформления антологии эмигрантской фантастики «Церон». Выбор пал на Игоря Щербакова. Всего за одну неделю Игорь сделал шесть полностраничных иллюстраций к фантастическому роману А. Ренникова «Диктатор мира» и два цветных форзаца к книге, чем приятно удивил издателя, щедро оплатившего его труды. Все эти рисунки будут представлены в рамках выставки. К слову сказать, автор Андрей Ренников – из напрочь забытых русских писателей, покинувших страну после революции. И возвращение его литературного наследия современному читателю – одна из заслуг артемовской «Галереи». Во всяком случае, на титульной странице книги издатель счел нужным указать: «Издание подготовлено при содействии выставочного центра «Галерея» г. Артема Приморского края».
Рядом с рисунками Игоря Щербакова на той же стене малого зала расположились рисунки еще одного молодого артемовского художника Алексея КАРТУЗОВА. По заказу все того же нижегородского издательства «Арктида» он оформил шпионскую повесть Стеллы Трофимовой «Литер А», выполнив свод черно-белых рисунков в стилистике гравюры. Для Алексея это тоже первый опыт в книжной графике. И надо сказать, вполне удачный…
Стена третья
Незадолго до своей трагической смерти известный приморский график Джон Кудрявцев подарил артемовской «Галерее» два офорта известного казахского художника Виктора ПОЛИКАРПОВА к поэзии Павла Васильева. Нам неведомо, как эти офорты попали в Приморье, но теперь они стали собственностью музейных фондов Артема. И приятно дополнили экспозицию выставки, являя собой эталон классической книжной графики. Бонусом к ним стала иллюстрация к русской народной сказке «Вершки и корешки», выполненная в технике линогравюры Виктором МЕДВЕДЕВЫМ – младшим из знаменитой артемовской династии художников Медведевых. Как эта работа попала в галерейные фонды, история умалчивает. Но на суд зрителей она тоже выставляется впервые.
…Книга по-прежнему продолжает жить. А книжные иллюстрации эту жизнь продлевают еще больше. В этом и состоит высший смысл работы молодых артемовских художников, сплотившихся в стенах «Галереи». Подробнее познакомиться с ними и с книгами, которые они оформили, вы сможете 26 января в 15.00 часов.
Автор: Сергей Славгородский
Выбор за нами
Категория:
Общество, Статьи
Его талантам нет границ
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Мир ощущений Игоря Щербакова
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Чудо бочками не запасёшь
Категория:
Дорога к храму, Статьи