Главная » Статьи » Мир ощущений Игоря Щербакова

Мир ощущений Игоря Щербакова

Об Игоре Щербакове впервые я услышал в 2008 году на презентации первого городского альманаха прозы и поэзии «Артемида». Он был художником — оформителем этого издания. А о том, что Игорь талантлив многогранно, я узнал совсем недавно.

 

Повторное открытие

Две недели назад я зашёл в городской музей, чтобы пообщаться с его главным хранителем Александром Синцовым по поводу старых монет и банкнот. Его на месте не оказалось, и я пошёл к директору музея Галине Тимофеевой. После короткого разговора она показала мне коллекцию работ известного артёмовского скульптора Романа Тесленко. С гордостью она говорила о том, что его работы удалось собрать и сохранить. Также Галина Борисовна упомянула Игоря Щербакова, который смог восстановить большинство деревянных скульптур. Для меня стало открытием, что Игорь вдобавок ко всему ещё и реставратор. Но это было только началом моего удивления.

Мы встретились с Игорем в галерее, в которой ему выделена небольшая комната – мастерская. Рамы, подрамники, кисти, клеи, разные инструменты – всё, как и должно быть в обители мастера. Обстановка в самой галерее была умиротворяющей. Яркие картины на белых стенах, солнце в больших витражах и тишина.

 

Сделаю сам

— Всё началось с мальчишеского желания собирать модели самолётов и кораблей из конструкторов, которые продавали в магазине, — рассказал Игорь. — Мне вскоре надоело склеивать готовые детали, и я постепенно стал придумывать свои модели и делать их, начиная с изготовления самых мелких элементов. Фантазии и желания хватало, а умение появилось постепенно. Идей было много, и я получал удовольствие, когда  придуманное мной становилось реальным. Я успокаивался на время, а затем меня тянуло снова изобретать.

В его нынешнем арсенале большой опыт художника и ремесленника, знания и навыки. Ему есть что сказать и показать. А до этого была своя дорога поиска и выбора. Он не окончил школу искусств, бросил техникум, работал фотографом. Через пробы и ошибки, встречи и расставания, восхищение и разочарования он пришёл к тому, что имеет сейчас.

 

Кисть и палитра

Игорю не нравится выражение «писать картины». Он более склонен к слову «рисовать». После моего возражения, что корабли не плавают, а ходят, мы пришли к консенсусу: излагать, как удобно мастеру.

— До сих пор я увлекаюсь творчеством Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, -рассказал Игорь. — Было время, когда я копировал их работы, пытаясь уловить технику рисования. Для этого изучил много материала об их жизни и творчестве. Осмысление картин этих художников очень повлияло на меня как в жизненном, так и в творческом плане. Поэтому в моих нынешних работах можно уловить некоторые черты их стиля рисования.

Так в Артёме появился свой художник-сюрреалист. В отличие от своих коллег, Игорь переносит на холст не картинки с натуры, а те видения, что рождаются в его подсознании. Это совсем другой взгляд на бытие. Он с удовольствием читает книги Булгакова, Фрейда и Ницше, смотрит фильмы режиссёров Тарковского, Джармуша и Терри Галиама.

 Стандартно мыслящему человеку некоторые его произведения могут показаться не логичными. Но у мастера есть своё мироощущение, которое после пояснений станет понятно каждому. 

Несколько лет назад Игорь увлёкся графикой, и у него получилось. В этом году в издательстве «Арктида» вышла книга эмигрантской фантастики «Церон». Все графические рисунки в ней выполнены его рукой.

 

Дни в музее

 Восстанавливать картины легче, когда есть собственные навыки и знание различных способов наложения красок, цветовых оттенков, расположения объектов, теней. У каждого художника своя техника, и оригинал после реставрации должен быть не хуже.

Сейчас Игорь занимается восстановлением картин художников Матюхиных. Два поколения мастеров кисти известны в нашем городе и крае. Эта семья знаковая для Артёма, их коллекция картин, рисунков и фотографий – историческая. После смерти последнего представителя династии — Виталия, в галерею была перевезена большая часть их картин.

— При транспортировке на картинах и рамах появляются небольшие повреждения, которые обязательно нужно устранять, — говорит Игорь, — может отслаиваться или выщербляться краска, царапаться или отламываться декоративная отделка рам. Как всё это восстановить, зависит от степени повреждения.

 Игорь не применяет в ремонте современные клеи и лаки. Он восстановил старые, но надёжные рецепты на основе природных материалов. Некоторые из них он применил, реставрируя экспонаты скульптора Романа Тесленко.

— Известно, что у древесины есть свойства усыхать, отдавая влагу, и разбухать, влагу втягивая, — рассказал он. — Зимой, когда в музей поступило отопление, некоторые экспонаты дали трещину вдоль древесных волокон, с других слез лак или появились чёрные пятна. Древесина — капризный материал и дольше хранится правильно обработанная и при постоянной температуре и влажности. Роман Фёдорович использовал бересту, древесину разной плотности, корни, поэтому подход к реставрации должен быть универсальный.

Приходилось Игорю восстанавливать старые печатные машинки, фотоаппараты, радиоприёмники, хозяйственную утварь и всё, что плохо выглядит, но должно стать примерным экспонатом.

 

Старое новое

Как-то знакомая девушка принесла Игорю деревянный чемодан, оклеенный тканью, который долго лежал в её сарае. Ящик оказался старинным патефоном в довольно запущенном состоянии. Игорь поменял тканевую обшивку ящика на дерматин, разобрал внутреннюю часть, очистил металл от ржавчины, заменил шурупы. После у знакомых нашлись старые патефонные пластинки, которые требовали реставрации. Игорь отмыл их, сделал новые конверты из советской коричневой бумаги и перенёс на них старые этикетки и ценники. Как и должно быть при правильной реставрации. Теперь он может вернуться в 40-е годы и с характерным скрипом старой иглы слушать «Утомлённое солнце» от джаз-банд Александра Цфасмана  или «Рио-Риту» оркестра Марека Вебера и многое другое, уже забытое людьми и забитое современной «попсой».

Однажды женщина принесла картину неизвестного художника, вставленную в раму, всю в мелких трещинах, в некоторых местах отсутствовала краска. Она сказала, что картина досталась от мамы и она ей очень дорога.Обычный пейзаж, который, видимо, возвращал эту женщину в детские годы, когда все были живы и здоровы. Но время не щадит никого. Игорь сразу понял, что нужно сделать. Посредством клея, утюга и смекалки, а после – подбора красок он восстановил картину, вернул ей прочность и яркость. Возможно, она станет семейной реликвией и будет передаваться по наследству.

И ещё история с картиной. Её также принесла женщина. Более десяти лет назад холст был снят с подрамника и свёрнут в рулон. Большой сложностью было то, что изначально холст обработан казеиновым клеем, который со временем окаменел. Развернуть холст было невозможно, так как ткань и краски могли быть невозвратно повреждены. И снова помогли опыт и смекалка. Так ещё одна картина украсила чей-то дом.

 

Минимализм

«Его работы поражают тонким изяществом, они филигранны по технике исполнения, глубоки и метафоричны по смыслу», — так сказал о творчестве Игоря Щербакова заведующий выставочным центром «Галерея» Сергей Славгородский.

И в самом деле, надо видеть, насколько точно они сделаны, как дотошно исполнены миниатюрные детали, их соединение и крепление. Маленькие граммофоны, велосипеды, инсталляции с насекомыми, часы поражают не размерами, а фантазией и способностью сделать такое вручную.

Достоинство творений Игоря заключается ещё и в том, что сделаны они из подручных материалов, которые он собирает, предугадывая их дальнейшее применение. И так во всём. Он противник лишних движений, любит одиночество, тишину, порядок, ясность в мыслях.

Игорь мог бы зарабатывать на восстановлении раритетов, иконописью, росписью  церквей или оформлением ресторанов. Но он создал свой мир, который его устраивает.

— Да, я понимаю, что мог обеспечивать себя, рисуя копии или портреты, — говорит он. — Были моменты, когда мне за деньги предлагали такую работу. Я сделал пару копий, но после осознал, что это воровство, и отказался от такого бизнеса. Не потому, что страшно, а потому, что решил создавать своё и восстанавливать историю вещей.

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 19.01.2018

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки