Главная » Статьи » От трёх аккордов к джазу

От трёх аккордов к джазу

Я неоднократно видел Владислава Антипова на концертах. Обычно он стоит с краю сцены и, глядя на гриф электрогитары, гоняет пальцы по струнам.
Он редко смотрит в зал, максимум на первые ряды, и, судя по игре, уходит на время представления в свой мир музыки.

 

Добрая Таня

В 1982 году, когда Владу было 12 лет, он отдыхал в пионерском лагере «Орбита» под Амурском Хабаровского края. Там, как и положено, были вожатые, и однажды одна из них, Таня, спела для ребят, играя на гитаре. Это была популярная в те годы песня «Каракум» в исполнении  ВИА «Круг». Умение девушки петь и играть на гитаре, да ещё такую песню, поразило мальчишку, и он попросил Таню научить его играть так же. Для начала она показала ему три самых простых, «частушечных», аккорда и сказала, что нужно научиться правильно извлекать звук из гитары. Таня была самоучкой, но человеком талантливым и отзывчивым. После лагерной смены Влад ходил к Тане учиться домой. Сначала играл на её гитаре, а после родители купили ему советскую «шестиструнку».

Так он и учился играть, собирая аккорды песен у друзей и знакомых и подбирая мелодии на слух. У него хорошо получалось, и это было не только его мнение.

 

Выход на сцену

 В 14 лет Влад пришёл в городской Дом пионеров и сказал, что может играть на гитаре. Его прослушали и предложили участвовать в детском вокально­инструментальном ансамбле. Позже, на репетиции, его услышали ребята из старшего состава и пригласили играть на танцах.

­ Мне было 15 лет, и я уже играл во взрослом ансамбле, ­ рассказывает Владислав. ­ Мы были устроены на полставки в городском клубе, играли официально. За месяц я получал 30 рублей. Мы исполняли песни популярных советских групп – «Аракс», «Синяя птица», «Самоцветы», «Машина времени». Иностранную музыку подбирали и пытались переиграть на репетициях. Записи Deep Purple, Nazareth, Led Zeppelin и других тогда уже не были редкостью.

 Кроме музыки, Влад увлекался волейболом. Из­за концертов и выездных соревнований  порой на школьные уроки времени не хватало. С нетерпением окончив 8 классов, он поехал в Биробиджан и поступил в культурно­просветительское училище на музыкальное отделение. Преподавателя по гитаре там не было, и он учился играть на домре.

 

Прощание славянки

В училище Влад играл в ансамбле и сводных концертах, при возможности подрабатывал на платных мероприятиях. На втором курсе его заметили взрослые музыканты и предложили работать в оркестре Владивостокского цирка. Он бросил училище и «на самом интересном месте», вместо цирка, получил повестку в военкомат.

Влад попал в военно­строительный отряд под Уссурийском. Часть была показательной, и в ней, что в стройбате являлось редкостью, был духовой оркестр и вокально­инструментальный ансамбль.

­ В стройбат я попал не потому, что болел или был на учёте в милиции, ­ усмехается Владислав. ­ Пока я решал свои творческие вопросы, наступил декабрь, призыв заканчивался, и «вакансии» остались только в ВСО. По дороге сержант мне сказал, что если будут спрашивать, что можешь делать, отвечай, что можешь всё. По пути движения призывников разбирали «покупатели», и когда меня спросили, играю ли я на трубе, я ответил утвердительно, хотя трубу даже в руках не держал. В части я признался, что играю только на гитаре. На это мне ответили, что в армии и на водопроводной трубе играть научусь. Через неделю я освоил «альт», чуть позже ­ «баритон».

Служба была простая: днём – работа на стройке, наряды, вечером – репетиция. Оркестр ежедневно играл на утреннем разводе, по выходным был смотр строя и песни. Приходилось играть на похоронах. Я участвовал в ансамбле, и мы играли на танцах и свадьбах – зарабатывали деньги для нужд своей части.

 

Музыка их связала

После демобилизации Влад восстановился в музыкальном училище. Там он встретил свою жену Галину, которая училась на театральном отделении. Она была родом из Артёма, и после окончания училища и свадьбы, в 1992 году, они переехали в наш город. Место для него было новым, знакомых не было, потому, памятуя о службе в стройбате, он пошёл работать на стройку.

 ­ Через два года, 1 июня, проходя мимо детского парка, я услышал, как там играет ансамбль, ­ вспоминает Владислав. ­ Я подошёл к ребятам и сказал, что я гитарист. Тогда я и познакомился с известным в городе музыкантом Константином Кашаповым. Костя послушал, как я играю, и предложил сотрудничать. Так я влился в группу «А310». В ней участвовали Александра Шин, Евгений Шайдулин и иногда приглашённые музыканты и певцы. Играли в клубах и на свадьбах. Время тогда было грустное и бедное, платили мало, потому мы не расширяли состав группы. Женя включал на ритм­машине барабан и играл на клавишных, Саша пела, а я ­ на гитаре. Иногда с нами работали Рома Писковец, Костя Кашапов, Дмитрий Евсеев, Оксана Чайка и другие артёмовские музыканты.

 

Скрипичный ключ к знаниям

Владислав Антипов – единственный в Артёме преподаватель игры на электрогитаре. В детской школе искусств №2 была вакансия, и Александра Шин, уже работающая там заведующей эстрадным отделением, пригласила его на работу.

­ За 13 лет преподавания в школе у меня было примерно 30 выпускников, ­ сказал Владислав. ­ Сейчас у меня обучается 11 девчонок и мальчишек. Был большой наплыв девочек, когда шёл сериал «Ранетки», но после его окончания  количество желающих уменьшилось. Дети  учатся от 3­х до 5­ти лет, начинают с нотной грамоты и заканчивают сольными выступлениями и игрой в ансамбле. Некоторые ребята оставили увлечение гитарой, другие выступают в клубах Владивостока и других приморских городов.

 

Мы в джазе

По мнению Владислава, вершиной для инструменталистов является джаз. Это тот вид музыки, когда существует джазовый стандарт произведения, но музыканты могут всячески импровизировать, не искажая оригинала. И всякий раз это произведение может звучать по­новому.

­ По поводу джаза я вспоминаю фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза», ­ говорит Владислав, ­ тот эпизод, где Костя Иванов вдалбливает саксофонисту Ивану Бавурину, что такое импровизация. «Это – полёт вашей души», ­ говорит он. А Иван каждый раз играет одно и то же, потом рассуждает с третьим участником группы банджоистом Стёпой Грушко: «Что за импровизация такая? Кто ее придумал?». ­ «Немцы, наверное… Вечно выдумают, а русский человек потом мучайся!». Для меня джаз – это совсем другое ощущение музыки, это переплетение звуков, неожиданные комбинации, порой вызывающие удивление и смех.

Иногда местные музыканты его поколения собираются в учебном классе, чтобы тряхнуть стариной или подготовиться к музыкальному конкурсу или концерту. Они создали группу с условным названием «Экран» и участвуют в интересных для них музыкальных акциях. В ноябре прошлого года джаз­бэнд в составе Александры Шин, Евгения Шайдулина, Владислава Антипова, Андрея Лукаша, Кристины Гудзь, Дениса Макренко, Ивана Самарина и Антона Атаева  участвовал в 14­м международном джазовом фестивале во Владивостоке и справедливо заслужил похвалу организаторов.

 

Изгиб гитары

Ещё одним экспериментом для Владислава стала бардовская песня. Недавно он был приглашён Борисом Гринбергом на фестиваль акустической песни «Турбаза» и спел там две бардовские песни.

­ Мне нравится бардовская песня, ­ говорит Владислав. ­ Простые аккорды, понятные тексты. Не коммерческая попса, а песня от души. С таких песен начинается знакомство с гитарой. И приятно видеть, когда по городу идут парни или девчонки, а у них за плачами или в руках зачехлённые акустические гитары. Значит, что­то поют.

Когда я у него спросил, не обидно ли ему, с его талантом гитариста, работать преподавателем, а не купаться в овациях на больших сценах?

­ Я в жизни никогда планку высоко не поднимал, ­ ответил он. ­ Конечно, были тайные мечты о славе и популярности, как у известных групп. Но желания всегда должны совпадать с возможностями. Да и жизнь артиста в любой стране непредсказуема. Я человек спокойный и основательный. Для меня важнее семья, любимое занятие и единомышленники. И всё это у меня есть.

Автор: Андрей Киш
Дата публикации материала: 09.02.2018

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки