Главная » Статьи » Общество » Сложна ли жизнь иль хороша?

Сложна ли жизнь иль хороша?

О том, что территориальному отделу опеки исполнилось 10 лет, мы узнали из социальных сетей. Мы, конечно, и до этого понимали важность данной службы, но наш интерес подогрел шквал благодарностей в адрес работников артёмовской опеки. Кто эти женщины, которые причастны к судьбоносным решениям, принимаемым людьми? За какие заслуги жители города их благодарят с такой искренностью? И мы отправились к ним в гости…

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Десять лет назад изменился формат работы органов опеки. Если до этого они функционировали при муниципалитетах, то с 1 января 2008 года полномочия были переданы в край. Соответственно, начала создаваться структура опеки при Департаменте образования и науки. В связи с этим всех сотрудников отдела уволили по сокращению аккурат 31 декабря 2007-го, и Новый год они встретили безработными. «Это был напряжённый период для нас всех, — вспоминает начальник отдела Светлана Ваврик, — ты просыпаешься 1 января и понимаешь, что работы у тебя нет, а возьмут ли на новую – неизвестно».

Тем не менее, после новогодних праздников небольшой коллектив полным составом пришёл на свои привычные рабочие места и, как ни в чём не бывало, начал работу в обычном режиме. До февраля у инспекторов не было вообще оснований подписывать документы. Люди приходили, а они им помочь не могли. И только к середине февраля департамент утвердил положение о формировании территориального отдела опеки, и инспекторы были официально приняты на работу. Начальника Татьяну Дмитриеву и Светлану Ваврик, тогда – главного специалиста, оформили только в мае, после прохождения конкурса.  «И ведь даже в голову не приходило, что мы можем не ходить на работу, мы ведь всё это время стояли на бирже труда и получали там пособие», — говорит Татьяна Васильевна. И поэтому они каждый день, как штык, приходили в свой кабинет и работали бесплатно пять месяцев.

 

ЗА СЕБЯ И ЗА ТОГО ПАРНЯ

Ни для кого не секрет, что по всем территориальным отделам ставок должно быть, как минимум, в три раза больше. Объем работы, который выполняют в Артёме всего четыре человека, невообразим. Но волшебное слово «оптимизация» рабочего процесса удерживает руководство края от выделения дополнительных ставок в эту службу. Объем нормативных документов заметно увеличился, функций прибавилось, изменились требования и сроки, а штат не увеличивают. Уже не первый год эта тема обсуждается, и прокуратура, проводя регулярные проверки, утверждает, что инспекторов не хватает, но пока этот вопрос не сдвинулся с мёртвой точки. Однако сотрудники не теряют надежду. «Сейчас всё в электронном виде, — говорит Светлана Владимировна, — но ведь для этого тоже нужны руки и время. Проведя обследование, надо оформить всё документально». Вот и зашиваются инспектора, стараясь объять необъятное. И по факту каждый специалист выполняет функции, как минимум, за троих. Что же их здесь держит? Судите сами.

 

НЕ БИЛИ ПО РУКАМ

Светлана Ваврик чуть более года начальник отдела. Попала в структуру из системы образования в 2006-м. Работала в Доме детского творчества, в коррекционной школе-интернате. Пригласили попробовать себя в отделе опеки. Попробовала. Тогда отделом руководила Татьяна Дмитриева.  «Я попала под руководство человека, — говорит Светлана Владимировна, — который принимал мои идеи по организации работы с понимаем. Я создавала какие-то базы, приводила всё в систему. Иногда надо организовать работу как-то по-иному, и не каждый начальник позволит своему сотруднику дать волю воображению и творчеству. Меня не били по рукам, хотя порой вопросительно бровь поднимали. А дальше пошло и пошло. Всем людям, с которыми я работаю: коллективу и тем, кто за пределами органов опеки, но с кем непосредственно сотрудничаем, — большая благодарность. И, конечно, большое значение имеет обратная связь с опекунами и усыновителями. Когда они приходят с радостью, со своим вновь обретённым счастьем, это перекрывает рутинную работу и возможный негатив. Когда ты понимаешь, что приносишь пользу, это вдохновляет». А негатив есть в любой работе. Но об этом чуть позже.

 

БЕССМЕННЫЙ РАБОТНИК

Татьяна Дмитриева тоже педагог по образованию, преподавала в лицее. А в 1992-м её пригласили в опеку. С тех пор она – бессменный работник отдела, которым руководила много лет. «Когда я вижу выросших детей, которым когда-то, несколько лет назад, помогла обрести семью, я понимаю, что причастна к чему-то важному и хорошему», — делится Татьяна Васильевна. Сегодня она занимается вопросами предоставления жилья детям-сиротам.  Некоторое время назад вышла на пенсию. Продержалась на заслуженном отдыхе  год и вернулась обратно на работу. «Сидеть дома не хотелось, — говорит она. —  Я отдохнула и стала подумывать о том, что надо бы куда-то устроиться. И поняла, что ничем другим заниматься не могу и не хочу. Как бы трудно ни было, но здесь всё своё, родное».

 

верный выбор

Ирина Пожар более 25-ти лет проработала в школе, преподавала английский язык и была заместителем директора. Был опыт работы в методическом центре. А десять лет назад, как раз в свой день рождения, получила приглашение прийти работать в отдел опеки. На раздумье взяла неделю: работа новая, незнакомая, и были сомнения — справится или нет. Но Татьяна Васильевна подбодряла, убеждала, и выбор был сделан. Как оказалось, – верный. В отделе она ведёт блок имущественных прав детей и семейных споров. «Я не юрист, и случается испытывать затруднения по каким-то вопросам, — говорит она, — но благодаря людям, которые с нами сотрудничают, удаётся во всём разобраться. Можно в любой момент поднять трубку и проконсультироваться в профильном учреждении. И нам всегда идут навстречу. Особое удовлетворение от работы испытываю, когда, отстаивая интересы детей в семейных спорах, удаётся убедить родителей идти на компромиссы, а порой и примириться». Часто сотрудникам отдела приходится собирать некий «консилиум», чтобы вместе разобраться в конкретной ситуации и принять наиболее оптимальное решение в пользу ребёнка, не ущемляя при этом и родительских интересов, и соблюдая нормы закона. Задача непростая.

 

ВОЛЕЮ СУДЬБЫ

Мария Денисова ведёт блок по установлению опеки и попечительства с 2005 года. «Попала я сюда, — говорит она, — наверное, волею судьбы. Мои коллеги хоть по образованию – педагоги, а я вообще – экономист, сейчас получаю юридическое образование». На момент выхода на новую работу второму ребёнку Марии исполнился всего год. И выходить надо было из декретного отпуска именно сейчас. Обсудив всё с семьёй, которая готова была помогать с малышнёй, она решилась. 

 

СУХАРИ С ИЗЮМОМ

Как часто мнение людей о той или иной сфере нашей жизни складывается на основании слухов! И еще печальнее, когда это мнение навеяно телевизионными сериалами. Но надо понимать, что вот там, в сериале, сидит в отделе опеки сухая коррумпированная тётка лишь для того, чтобы усложнить жизнь героям фильма. На деле же, по крайней мере, у нас, в Артёме, сотрудники опеки не имеют цели никому усложнять жизнь. Цель у них совершенно противоположная. Однако сейчас самое время вернуться к тому, что называется негативом.  «В любом случае затрагиваются чьи-то интересы, и негативная оценка даёт о себе знать», — говорит Светлана Владимировна.  Сложно, когда не удаётся договориться, когда человек не слышит разумных доводов. Ведь работа инспекторов – это, прежде всего, работа с людьми. Разными. И порой приходится «включать» чиновника. Вот в такие моменты и создаётся у некоторых индивидов мнение о том, что работники опеки – сухари. Но это в том случае, если до человека не достучаться. «Есть вещи, которые не прописаны в законе, и сторонам надо уметь договариваться, а не тянуть одеяло на себя, — говорит начальник отдела, — и мы нередко подолгу объясняем это людям, которые никак не могут смириться с тем, например, что и мама и папа имеют равные права на ребёнка, что бабушка тоже имеет право общаться со своими внуками, хотят того родители или нет, и так далее. То есть одного желания лишить кого-то опеки недостаточно».  Вот и получается, что для кого-то они – сухари, а для кого-то – сплошной изюм.

 

ГДЕ-ТО В ХВОСТЕ

Доверительные и надёжные взаимоотношения в коллективе – залог плодотворной работы. Когда работник с удовольствием идёт в свой кабинет, когда он знает, что там его поддержат и помогут, тогда и процесс идёт быстрее, и настроение хорошее, и моральное удовлетворение от работы присутствует. За десять лет никто из сотрудников не уходил на больничный: ни сам, ни с детьми. «Мы лучше всем отделом переболеем ОРВИ, чем пойдём на больничный», — шутит Светлана Ваврик. «Ну как я пойду болеть, когда знаю, что мою работу придётся выполнять за меня моим коллегам? — подхватывает Ирина Пожар. «Слава богу, с маленькими детьми помогают родственники, а старшим даём инструкции по телефону, — включается Мария Денисова. «А у меня дети уже взрослые», — констатирует Татьяна Дмитриева. Да и отпуск они берут не целиком, а лишь на две недели, понимая, что в это время нагрузка ляжет на плечи остальных. Вот так и живут.

Работа отдела опеки на виду далеко не каждого жителя округа. Его сотрудников знают лишь те, кто непосредственно сталкивается с вопросами этого профиля, и те, кто спорит из-за детей или не выполняет свои родительские обязанности. И именно потому, что у нас работают очень грамотные специалисты в этой области, Артём где-то в хвосте рейтинга городов по количеству детей-сирот, воспитывающихся в госучреждениях.

Автор: Валентина Серебрякова
Дата публикации материала: 16.02.2018

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки