Главная » Статьи » Коренная жительница Артёма

Коренная жительница Артёма

Она на год старше города, в котором родилась, которому посвятила всю свою жизнь. Правда, 18 февраля 1937 года эта территория ещё не была Артёмом, да и городом тоже. И район «Шевелёвки», соответственно. И, тем не менее, про Веру Васильевну Губину можно уверенно сказать: она — коренная жительница города Артёма.

И дед, и отец её занимались рыболовством. Перед войной семья переехала на побережье, в народе это место и сейчас называют «бомбовозами». Лет с пяти Вера Васильевна уже хорошо помнит своё детство, сверстников, места, ставшие сердцу дорогими. «До моря не больше километра, а может, и меньше — маленькая была, всё казалось большим. Мы обычно с утра, часов с десяти, уже купались. Берег чистый, вода прозрачная… А неподалёку прекрасное озеро, бил родник с изумительно вкусной водой, — рассказывает она. — Жили дружно, но трудно — война. А когда пришла в 1945 году победа, мне  было уже 8 лет. Место было благодатное: в море корюшку ловили по несколько мешков, орехи собирали, пасеку держали, было много мёда. На горе, где впоследствии был построен пионерский лагерь, в те годы пекарня была, школа, в ней и училась». Детство, как и у всех военных — послевоенных детей, было голодное, семьи большие, учиться пришлось только до шестого класса. У Веры летом из нарядов брезентовые тапочки да платье ситцевое, зимой — шубейка да кирзовые сапоги. Так и пришла устраиваться в декабре 1952 года на работу в зверосовхоз, что на берегу реки Майхэ. Директор Дмитрий Семёнович Силин, критически оглядев девчушку, спросил: «Сколько лет?».  «Пятнадцать», — ответила она. Он с сомнением спросил: « Справишься?».

Услышав утвердительный ответ, определил в бригаду к опытным звероводам, которые и опекали юную Веру, и учили. 

В её трудовой книжке записи только с этого предприятия: отметки о приёме на работу, о повышениях, о переводе из одной бригады в другую и 84 записи о поощрениях, для которых пришлось даже делать вкладыш.

Так более полувека и живёт в Силинском. «Когда пришла работать в зверосовхоз, посёлок был в основном барачный, рос, строился он уже на моих глазах, — говорит Вера Васильевна. — А совхоз и в те годы был знаменитый, потом стал миллионером. Выращивали оленей, лис, песцов, норок».

С будущим мужем Николаем тоже в зверосовхозе познакомилась, он был отличным оленеводом. Стадо оленей огромное — до 270 килограммов пантов срезали. На базе совхоза делали пантокрин, отправляли сырьё в фармацию. Даже гости из столицы очень ценили это целебное средство.

Вера сначала работала с песцами и лисицами-чернобурками. Старательная была, быстро научилась, с любовью ухаживала за животными и не без гордости утверждает, что у неё звери были самыми пушистыми. Не голословно: уже в 1956 году молодую работницу отправили на ВДНХ — выставку достижений народного хозяйства в Москве. А в 1965-м её назначили бригадиром. С 1972 года совхоз стал специализироваться на норке, и Вера Васильевна выращивала норок вплоть до увольнения. Зверьки были практически всех цветов: и жемчужные, и серебристо-голубые, и белые, и крестцовые, но со временем решили, видимо, что выгоднее выращивать коричневых. Мех вывозили на аукционы в Ленинград, в Лондон.

Трудилась не просто хорошо — доблестно! Об этом свидетельствуют государственные награды. Зверовод Губина – кавалер ордена Славы 3 и 2 степени. Подавали документы и на 1 степень, но была уже перестройка, которая всё и порушила, документы затерялись. Есть у неё три медали с ВДНХ: одна за участие, «простая», и две бронзовые. Ещё медаль «За доблестный труд» в честь 100-летия В.И. Ленина, знаки «Победитель соцсоревнования», «Ударник 10 пятилетки», нагрудный знак ВЦСПС «За активную профсоюзную работу». А уж грамот, дипломов, премий, ценных подарков от руководителей отрасли, края, города не перечислить…

Да и не за награды работала, любила зверьков своих, и, видимо, они тоже любили свою кормилицу. «Ни лисицы, ни песцы меня ни разу не покусали», — вспоминает она. А уж когда работала с норками, была опытным звероводом, сама передавала опыт другим. Её бригада всегда сдавала самую качественную пушнину. Каждая из звероводов обслуживала шэд в 250 клеток — 200 самок и 50 самцов. А когда появлялся приплод — по три-четыре, а иногда и пять детёнышей, — устраивался ещё один шэд молодняка. В бригаде десять человек, в основном женщины, ещё двое-трое на подмену. Случалось, заболевшую работницу подменяли сами. И справлялись.  Всё успевали, хотя обслуживала бригада до 27 тысяч голов. В первые годы с кормокухни еду зверькам носили в вёдрах на коромыслах, потом уже появилась лошадь,  на телеге доставляли. Во время гона и когда самки щенились или когда уже забойка была, некогда было на обед отлучиться. Так в бригаде и обедали: картошки наварят, огурцы, капуста, селёдка. Вместе веселее, как одна семья жили. И пока вырастишь норку, тоже хлопот масса. Вакцинация, витаминная подкормка. Внимательно следили за каждым зверьком, потому и падёж был незначительный. Слабым витамины кололи, отсаживали в отдельные клетки, выхаживали практически всех. На семью времени порой не оставалось. Но пример родителей для детей был прежде всего. Вырастили Вера с Николаем троих детей, все в люди вышли, все сегодня  поддерживают маму и помогают ей. Николая уже нет давно, мало вместе прожили, всего тридцать лет. И дети, внуки — её утешение, отрада, главная награда в жизни. 

Уже шестнадцать лет, как нет в Силинском зверосовхоза, а ведь предприятие было  богатое, здесь работало более 500 человек. Хоть нелёгка работа зверовода, зарплата была достойная. Совхоз строил коттеджи, многоквартирные дома, дом культуры и детский сад были тоже совхозные. Градообразующее предприятие, гремевшее на всю страну, занимало призовые места в отраслевых соревнованиях.

Сейчас ветеранов совхоза уже почти не осталось, живут в посёлке их наследники, селятся здесь и жители краевой столицы, и земляки из Артёма. Места такие красивые, что дух захватывает. До моря рукой подать, речка рядом, сопки живописные… Даже пятнистых оленей ещё иногда можно увидеть, но уже не так часто, как, скажем, лет тридцать назад. Но если постараться, популяцию можно восстановить.

Живут в посёлке  последний директор совхоза Михаил Петрович Таран, зоотехник Валентина Захаровна Чупрова, главный ветврач Екатерина Серафимовна Игорцева. Из старых звероводов – бригадир Людмила Кошелева, сама Вера Губина, те, кто помоложе. Они и хранят память о былой славе предприятия, о процветании посёлка. Жизнь, конечно, не стоит на месте. Уйдя на пенсию, Вера Васильевна была активной участницей организации пенсионеров-аграрников, участвовала не раз в конкурсе на лучшую сельскую усадьбу и становилась победительницей в цветоводстве. Сейчас, правда, уже годы не позволяют, здоровье не то, всё-таки 81! Но ещё и тепла не было, а раннюю картошку с внучкой уже посадила, на окнах подрастает помидорная рассада, комнатные цветы все ухоженные.

Навещают ветерана труда, орденоносную труженицу Веру Васильевну Губину давние подруги по ветеранской организации Наталья Рыбачук и Валентина Сусоева. Такие встречи случаются нечасто, но оставляют душевное тепло. Вот и в этот весенний день за чашкой чая столько вспомнилось, что в одном повествовании не расскажешь, можно целую книгу написать. Потому, что в истории Артёма звероводческий совхоз «Силинский» — целая эпоха. Предприятие прославило город и край, здесь выросло не одно поколение тружеников, чьи дети и внуки по праву ими гордятся. 

Автор: Зоя Нестеренко
Дата публикации материала: 11.05.2018

Категории статей

Архив номеров (.pdf)


Прогноз погоды

Полезные ссылки

Другие статьи номера