С самого рождения человеку приходится преодолевать в своей жизни множество как естественных, так и надуманных препятствий. В одних случаях он не сможет обойтись без квалифицированной помощи специалистов, в других ему будет достаточно грамотного совета, чтобы не перешагнуть через «красную черту». Именно об этом наш корреспондент беседовал с Татьяной Митрошиной – психиатром-наркологом по приему подросткового населения филиала краевого наркологического диспансера в г.Артеме.
— Татьяна Федоровна, что в вашей специальности все-таки является основным: психиатрия или наркология. И как все это связано с детством?
— Основная специальность – это детский врач-психиатр. Но в самом начале моей работы в краевом диспансере я прошла соответствующую специализацию по наркологии, и тогда к детям добавились подростки. И если работа с детками носит сугубо врачебный характер, то работу с подростками можно условно назвать профилактической. В первом случае мы боремся с врожденными болезнями, во втором – пытаемся предотвратить появление новых, приобретенных проблем в будущей жизни пока еще молодого человека.
— И как много у нас врожденных болезней?
— По психиатрии проходит достаточно много деток. Направляют их еще из детского сада после диспансеризации, начиная с возраста 2-х лет. Наиболее часто встречающиеся сегодня детские проблемы – это смешанное расстройство психического развития: нарушение внимания, памяти, задержка в формировании речи или та же гиперактивность, которая далеко не всегда идет в плюс и мешает ребенку усваивать необходимую для нормальной жизни информацию. Далее начинаются проблемы с усвоением школьной программы. Причин у этих заболеваний много, начиная от генетической наследственности родителей и заканчивая осложнениями при родах. Климат, условия жизни и работы, стрессовые ситуации в жизни будущей матери – все это тоже влияет на будущего ребенка. Таких факторов в современной жизни достаточно, их можно долго перечислять.
— Зависят ли перечисленные заболевания от социального статуса семьи, как об этом принято думать на уровне простого обывателя?
— Социального портрета здесь нет, и состав семьи ребенка не имеет значения. К примеру, есть абсолютно благополучные семьи с хорошим уровнем дохода и высоким уровнем образования родителей, но с упомянутыми выше проблемами в развитии ребенка. И есть те же дети-отказники, которые воспитываются в детских домах, но исключительно гармонично развиваются и становятся победителями ученических олимпиад. То есть социальный показатель здесь определить невозможно.
— Давайте тогда перейдем ко второй группе ваших пациентов, а именно подростков, которые склонны, вернее были замечены в употреблении алкоголя, наркотиков и иных психотропных веществ. С какого возраста все это начинается?
— В основном, это уже подростковый возраст. Сами родители своих детей к нам с проблемами наркологии не приводят. Таких подростков выявляют сотрудники полиции во время рейдов. Как правило, их задерживают за употреблением алкоголя в компаниях. Их передают в отдел по делам несовершеннолетних и присылают нам списки для принятия мер. Вот только за прошедший летний период к нам поступила информация на 17 подростков, задержанных при распитии спиртных напитков в компаниях, а в конце июля было доставлено 9 подростков на медицинское освидетельствование: у двоих установлен факт употребления алкоголя, у троих – употребление канабиноидов (курение марихуаны).
— Что происходит дальше?
— В первую очередь мы приглашаем подростков вместе с родителями на консультативную беседу, чтобы оценить ситуацию и решить, нуждаются или нет они в лечебных мероприятиях, ведь в большинстве случаев это еще не зависимость и не диагноз. Основная масса – это нормальные дети, которые случайно оказались в дурной компании. Лечить их еще рано, так как синдром зависимости у них не сформирован. Проводим профилактические беседы, рассказываем о последствиях, которые происходят не только в организме, но непосредственно в психике, и как это отразится в будущем на обучении. Ведь повторное употребление алкоголя или наркотических веществ повлечет за собой окончательную постановку на учет, и в дальнейшем у человека возникнут проблемы с получением водительского удостоверения, поступлением в вузы, в военные учебные заведения, службой в армии. Те, кто к нам приходит и понимает, что произошло, больше не допускают подобных фактов, и это подтверждают родители — у них в дальнейшем все становится нормально.
— Бывают ли запущенные случаи?
— Запущенные случаи бывают. И как раз здесь мы можем говорить о социальном портрете. Есть такое заболевание – токсикомания, и ему, как правило, подвержены дети из неблагополучных семей. Возраст самый разный. Младший случай зафиксирован в девять лет, но есть девочка, которой уже 17 лет, а наблюдаем мы её два года. Так вот, направляли мы эту девочку и в реабилитационный центр, меняла она и место жительства, обстановку и круг общения. Но по возвращении домой все у нее начинается заново. И про свой круг общения она, естественно, никому не рассказывает.
— Выходит, что все-таки от круга общения подростка многое зависит…
— В случае с приобретенными заболеваниями от этого круга зависит практически все. От родителей, от друзей, от педагогов и наставников. Именно поэтому мы участвуем в работе комиссии по делам несовершеннолетних при администрации города, проводим методические занятия и семинары со школьниками и педагогами, при необходимости оказываем методическую и консультативную помощь. В таких вопросах должны использоваться все возможности.
Автор: Дмитрий Подольский
Потребность и привычка в единое слились
Категория:
Статьи, Твои люди, Артем
Ломбард «София» за долгое сотрудничество
Категория:
Бизнес, Статьи
Развиваемся вместе с Монтессори
Категория:
Общество, Статьи
Найти нужную дверь
Категория:
Общество, Статьи
Круговая порука
Категория:
Общество, Статьи
В поисках впечатлений
Категория:
Свежий ветер, Статьи
Личная сказка ребёнка
Категория:
Общество, Статьи
От слияния цветов возникает чисто белый
Категория:
Свежий ветер, Статьи
Года, как чемоданы, оставим на вокзале
Категория:
Парк культуры, Статьи
Фестивальные пересечения
Категория:
Парк культуры, Статьи