Бывшие одноклассники и однокашники не сразу верят в то, что Оля – фермер. Юрист по образованию, бойкая, всегда в первых рядах в школьные и студенческие годы, она никак не вязалась с образом сельской жительницы, да еще ведущей большое хозяйство. Однако порой жизнь готовит для нас большие сюрпризы, и Ольга Кириллова – тому подтверждение.
Новая жизнь
Родилась и выросла она в пос. Заводском, после замужества жила в Артёме. И вот когда появился сын Руслан, всё в жизни семьи начало круто меняться.
Малыш постоянно болел бронхитом. Регулярное лечение ситуацию практически не меняло, и 13 лет назад один профессор посоветовал им перевезти ребёнка в деревню. Прежний директор АОЗТ «Артёмовское» Булгаков сделал молодому специалисту предложение: ты ко мне юристом, а я тебе в рассрочку дом продам. Согласилась. Оформили документы и поехали смотреть дом. Жилище оказалось вовсе и не домом: ни окон, ни полов, одни стены. Как разворовали его в 90-х, так оно и стояло. Но других вариантов не было, тогда совхозы только-только начали подниматься. Первый порыв был – сбежать. Но тут муж воспротивился, мол, решили, значит, остаёмся. «На ровном месте камень обрастает», — сказал он, как отрезал. Ну что ж, предстояло поднять дом. Влезли в долги и кредиты, чем смогли, помогли родители, и за год развалившийся было дом обрёл новую жизнь.
Сельские будни
И начались у Ольги сельские будни. Чтобы ребёнок рос здоровым, были все условия: свежий, незагазованный воздух, парное молоко. Молоко Оля покупала у соседки. Причём, чтобы приучить к нему малыша, который наотрез отказывался его пить, она поначалу подмешивала туда сахар. Постепенно молоко в семье стало «улетать» литрами. А Руслан совсем перестал болеть. Тогда супруг предложил купить корову. А почему бы нет? Согласилась Оля. Только, с какой стороны к ней подойти, не знала. Да и сама покупка первой коровы – отдельная история. «Смех и грех, — говорит хозяйка. — В скотине мы тогда совсем не разбирались. Как оказалось, купили бурёнку старую и не дойную, которая каждый раз заваливалась на спину, стоило сделать попытку её подоить. Просили соседей, чтоб научили делать это правильно. «Мы такую корову вообще впервые видим, доить её невозможно», — был ответ. Пришлось Оле обучаться дойному искусству самостоятельно. «Ну вот, потихоньку, пальчиками, пальчиками, как-то и научилась», — говорит она. Да только молока на семью не хватало. Купили вторую корову, у которой через год появилась тёлочка. Вот так, постепенно, стали Кирилловы «обрастать» стадом. Услышит Оля, что где-то хорошую корову продают, едет смотреть, покупать.
Тонкости
Крестьянско-фермерское хозяйство она зарегистрировала, когда в коровнике было 15 голов. Был период, когда поголовье доходило до полусотни. Сейчас – 26, но на следующий год хочет снова поголовье увеличить. Плюс бараны — порядка 15-ти, плюс свиньи – порядка 25-ти.
Осенью происходит забой скота. Зимой в коровнике останутся только стельные коровы. Оставлять на зиму остальных животных нет практического смысла: их надо кормить, а корма нынче дороги. Угодий под заготовку сена нашим фермерам не выделяют. Поэтому косят, где придётся, то есть увидят кусок земли, где никто не скашивает траву, а по срокам уже пора, — едут туда. Случается, что собственники земель, которые временно угодьями не пользуются, предлагают фермерам там косить, и даже порой бесплатно. Но это бывает крайне редко и считается большой удачей. Вот что смогут собрать до зимы, то и будет. «Как побирушки, — сетует Ольга, — хотя по закону фермерам обязаны выделять землю под покос». Когда своего сена недостаточно, покупают в других районах. «А в этом году с такой погодой вообще не знаю, что будем делать, — сокрушается хозяйка, — говорят и в других районах сено лежит мокрое, не собрать».
Забой же скота, который называют «валкой», – действо жестокое. При этом Оля никогда не присутствует, уезжает на целый день из дома. «Очень жалко, — говорит она, — каждую кормишь, имя даёшь, разговариваешь с ними, поэтому присутствовать при валке не могу».
Это издержки крестьянской доли. Ведь, кроме молокопродуктов, на продажу идёт и мясо. Здесь, жалко — не жалко, — работа такая. Молочные продукты: сметана, молоко, творог, варенец реализовывают бабульки на точках. Покупателей Ольге искать не приходится. Своя клиентская база сформировалась годами посредством «сарафанного радио»: заявки делают крупные предприятия, жители коттеджей и микрорайонов.
Заботы
Выручка выручкой, а затраты фермеры несут очень большие. Платные прививки два раза в год – каждому животному. Голова – 250 рублей. Налог в прошлом году – 74 тысячи. Пенсионные отчисления – 36 тысяч. Справка из лаборатории на каждый вид молокопродуктов – каждый месяц порядка 500 рублей за одну. За каждую справку на мясо – 470 рублей, плюс пломбировка оплачивается отдельно.
Содержание пяти тракторов для покоса тоже требует немалых средств. Плюс оборудование для надоев и изготовления молочных продуктов, электроэнергия опять же. Плюс расходы на работника, которого нанимает время от времени, а раз в год дарит ему то тёлку, то поросёнка.
Один год Ольга получала субсидию по линии департамента сельского хозяйства. Она с благодарностью говорит о главном специалисте отдела агропромышленного комплекса администрации округа Любови Борисовне Квашниной: «Она очень мне помогала. Если у меня какой-то вопрос или проблема, всегда всё объяснит, поможет с оформлением документов. А однажды даже деньги занимала для меня, когда надо было срочно оплатить покупку двух коров. Рассчитывала на одну сумму, а мне привезли каких-то породистых, в два раза дороже».
Мысли и планы
«Жизнь на селе скучная, однообразная и тяжёлая физически, — делится Ольга, — но мы уже привыкли. Мы зарабатываем на этом. Не хочу работать на дядю и ждать зарплату».
Однажды позволила себе уехать на неделю на море, оставив хозяйство на мужа, который, кстати, – военный. Приехала и ахнула. Порядок наводила три месяца. Пришлось половину поголовья валить. Коровы до конца не выдаивались, образовался у них мастит. Оказалось, что в семье Кирилловых не мужское это дело – коров доить. С тех пор ни о каком отпуске Оля и не помышляет. Подъём в половине пятого утра, отбой – не раньше часа ночи. Иногда может поспать подольше, аж до половины восьмого.
А кроме фермы еще огород, где выращивает столько овощей, чтобы хватило до следующего сезона.
В настоящее время расширяет коровник, ведёт подготовку к строительству отдельного молочного цеха и… с надеждой ожидает грантов, сулимых государством.
И при этом находится в глубоких размышлениях. Сын весьма перспективен в боксе, призёр и победитель многих соревнований. Сейчас тренеры из школы олимпийского резерва в Москве делают на него запрос. Пока он оканчивает 9-й класс, у Ольги есть время подумать. Семья на распутье. Хочется и сына увезти в Москву, дать ему путёвку в новую жизнь, и родителей здесь одних оставлять не хочется. Что она выберет – покажет время.
Автор: Валентина Серебрякова
Учитель, перед именем твоим
Категория:
Общество, Статьи
Вопросы к депутату
Категория:
Общество, Статьи
Больно мне, больно!
Категория:
Здоровье, Статьи
Старт нового сезона
Категория:
Статьи, Физкультпривет
В кругу друзей
Категория:
Общество, Статьи
Время подавать тепло
Категория:
Мой город, Статьи